7 поразительных святых устюжской земли: от прежнего купца-католика до бывшего посланца хана батыя

История основания новгородской святыни

Варлаамо-Хутынский монастырь — христианская святыня, основанная в начале 12 века, ныне женская обитель. Прежде здесь обитал мужской монастырь, где хранятся чудотворные мощи святителя Варлаама Хутынского.

Преподобный Варлаам является одним из почитаемых святых русского севера. Он родился в богатой семье Михалевичей, был крещен именем Алексием. Мальчик с ранних лет проявлял любознательность в познании Слова Божьего, впитывая в себя его откровения.

Храмовая икона святого Варлаама Хутынского

Родители Алексия рано покинули этот мир, оставив большое наследство, которое юношей было роздано малоимущим, а сам он принимает постриг с именем Варлаам.

Однажды во время молитвы преподобный увидел яркий свет из глухого леса, который местные жители считали нечистым. На указанном с Небес месте, в глубине непроходимой чащи, святой проводил все время в молитве. В память о божественном явлении первый храм будущей Хутынской обители освятили, как Свято-Преображенский.

Освящение церкви состоялось 19 августа 1192 года, и в этот же день архиепископом Григорием Варлаам был рукоположен на игумена, однако, по состоянию здоровья он всего 2 месяца был наставником монастыря, передал любимое детище под руководство отцу Антонию. 19 ноября того же года преподобный Варлаам мирно почил.

Интересно! Посеянное святителем помазание на обители принесло плоды, после молитвы у могилы святого начались чудеса исцеления, народ все прибывал и прибывал к месту покоя преподобного Варлаама.

История хранит несколько преданий как при жизненных служениях, так и после смерти чудотворца.

Св.Варлаам предсказал снег в Новгороде на Петров пост, после чего, по словам преподобного, мгновенно настанет лето, принесшее богатый урожай. Так оно и случилось. Это чудо было ознаменовано торжественной службой торжественным ходом вокруг монастырских стен.

В 15 веке великий князь Московский Иван ІІІ пожелал открыть могилу, чтобы убедиться в нетленности мощей, но был остановлен внезапным пламенем, исходящим из гроба. Огненные языки сопровождали царя во время его бегства от святыни. Опаленный царский посох долгое время хранился в Преображенском храме.

В 16 веке Варлаамская мужская обитель — центр как церковной, так и политической жизни.

Варлаамо-Хутынский монастырь в Великом Новгороде

В 1611 году шведы, взявшие в осаду Великий Новгород, обосновали в монастыре свою резиденцию.

Викарии Кексгольмские и Ладожские, Старорусские и Кирилловские, Тихвинские каждый в свое время был настоятелем Хутынской обители.

К концу 19 века здесь похоронены знаменитые люди России:

  • великий русский поэт Гаврила Державин и его жена Дарья;
  • архиепископ Антоний;
  • епископ Сильвестр (Цветков);
  • архимандрит Арсений (Иващенко) и другие.

Время закрытия и разрушений

Монастырь сохраняет этот статус до Октябрьской революции 1917 года. Несмотря на официальное закрытие, в 1925 году в монастырских храмах ведутся службы архиепископом Алексием (Симанским), до 1932 года исполняются на клиросе богопения будущим архимандритом Павлом (Гузеевым).

До войны в монастырских стенах находилось военное училище, а позже, как поругание над святыней, лечебница для психически больных людей.

Великая Отечественная война разрушила Варлаамскую святыню, оставив ее лежать в руинах на долгие сорок лет, при этом пострадало и надгробие Державина, останки которого позже перезахоронили, затем в 1993 году вернули в монастырь.

Возвращение святыни

В конце 20 века начинается восстановление Новгородской святыни, здесь действует уже женский монастырь.

В 1998 году завершаются ремонтные работы в обоих пределах:

  • южном — Покрова Богородицы;
  • северном, освященном в том же году в честь Иоанна Богослова.

Интерьер церкви Варлаамо-Хутынского монастыря

В 2003 году окончательно восстанавливается Варлаамовский храм, трапезная колокольня, в которой освящена церковь Новомучеников и Исповедников Российских.

Архитектурный ансамбль монастыря

Северо-западнее главного храма обители находится одноглавая бесстолпная церковь Варлаама Хутынского с обширной трапезой, возведенная в середине XVI века. Строение квадратное в плане, внешне вытянуто вверх, с 3 апсидами. Внутри здание поделено на 2 этажа. В подклети находилась кухня.

Трапезная в западной части представляет собой просторное светлое помещение с 2 восьмигранными столбами и сводчатыми потолками. Напротив входа Преображенского храма, над южными воротами в обитель возвышается церковь с колокольней, выполненная в барочном стиле в виде триумфальной арки. Нижние этажи звонницы массивны и имеют одинаковую величину, декорированы колоннами.

На фоне такого основания завершение колокольного яруса смотрится довольно скудно. Архитектором строения выступил Д.В. Ухтомский. На 2 этаже сегодня находится церковь Новомучеников и исповедников Российских. Сестринский корпус являет собой 2-этажное здание с домовым храмом, освященным в честь святого римского папы Льва.

На территории монастыря есть горка, которую наносил сам преподобный, сооружая пещерную келью. Сегодня на ее вершине установлена деревянная часовня. Над колодцем, вырытым еще самим Варлаамом, сегодня установлена сень. Все монастырские постройки с фруктовым садом обнесены белокаменной оградой.

Чудеса преподобного

Перед выходом в море промышленники Белого и Баренцевого морей наставляли своих учеников:

Любопытно, что первые чудеса, связанные с именем Варлаама, всегда происходили как бы помимо воли страждущих. Святого не призывали – он сам являлся, называл свое имя и просил рассказать о том чуде, а иначе «грозился бить».

Вот что произошло в 1664 году на Белом море в районе Сон-острова. Некий десятилетний отрок по прозванию Петр Буторин вышел со своим отцом на рыбную ловлю. Задремав, мальчишка увидел жуткий сон: будто поднялась страшная буря, и лодченка их стала полна воды. Впереди, на море, вдруг возник старец с длинною белою бородой. Он защищал рыболовецкое судно от напора ветра и волны. Когда же моряки оказались в укромной бухте, за рифом, старец обернулся к мальчику и сказал:

«Вы потонули бы, если бы не я, Варлаам из Керети».

И наказал рассказать об этом всем. Естественно, что отец Петра не придал значения словам мальчишки, но сон оказался вещим. Плывя в Керетскую волость за хлебом, рыбаки попали в шторм. Ужас объял людей, ибо волна шла за волной, и не было никакой возможности пристать к берегу. Однако внезапно какая-то сила выбросила судно на каменную мель…

С  момента чудесного спасения минуло пять дней, и опять Петру во сне явился седобородый старец. Напустился на мальчишку с укорами и пообещал вернуться и побить, если тот не расскажет людям о своих видениях и чуде святого.

Два деловых товарища: Иаков Носков и Евфимий Больнищев попали у Соловецких островов в большое скопление льда. Судно встало, и купцы оказались в весьма незавидном положении, грозившем обернуться для них катастрофой. Они пытались распихивать льдины шестами, чтобы расчистить себе проход, но очень скоро утомились и задремали.

Одному из них, Евфимию, привиделся в тяжелом дремотном забытьи старец, который присел на корму и стал беседовать с мореходом. Расспрашивал о том, куда идут и что за кручина их объяла. Затем сошел с палубы и принялся расталкивать льдины руками. Пробудившись, Евфимий был очень удивлен, когда меж глыбами льда обозначилась дорога – чистая полоса воды. Тогда он поведал о ночном госте, в котором спутники купца признали святого Варлаама.

Промышленник же был настолько впечатлен приключившимся с ним чудом, что чуть позже спонсировал возведение часовни над гробом преподобного.

Интересный фактВозникла традиция: каждый моряк, которому Варлаам своим заступничеством помог избежать смерти, устанавливал на берегу, невдалеке от места своего спасения крест. Такие кресты тянуться цепочкой по всем островам Белого моря. Их можно видеть и теперь.

Правила посещения монастыря

При посещении монастыря необходимо соблюдать следующие общепринятые для православных правила:

  • На паломнике должен быть надет нательный крестик.
  • Перед входом в обитель нужно женщине покрыть платком, а мужчине обнажить голову, осенить себя 3-кратным крестным знамением и совершить поклон.
  • Рекомендуется убавить или выключить звук мобильного телефона.
  • На территории монастыря не принято громко разговаривать, смеяться, бегать и шуметь.
  • Необходимо иметь соответствующий обстановке внешний вид. Нельзя входить в монастырь в шортах и майках, спортивном костюме.
  • Нельзя мешать верующим молиться, толкаться и отвлекать вопросами во время богослужения.
  • Свечи святым принято покупать и ставить до или после службы.
  • В период богослужения нежелательно ходить по храму и прикладываться к иконам.
  • Проживающие в обители паломники должны исполнять устав и распорядок жизни монастыря.

Варлаамо-Хутынский монастырь особенно торжественно проводит церковные богослужения в дни престольных праздников

В начале Петровского поста в пятницу принято совершать крестный ход в память о чудесном событии, заранее предсказанном преподобным, когда летом выпал снег, спасший урожай хлеба от нашествия вредителей.

Интересные факты про монастырь

Древнейшим новгородским официальным документом XII века является пергаментная грамота о вкладе Варлаама земель в имущество монастыря, сегодня хранится в государственном музее Новгорода. В ризнице монастыря долгое время хранились опаленная алтарная дверь и личный жезл царя Ивана III, с которыми связано удивительное событие.

При поклонении святым нетленным мощам царь стал донимать игумена монастыря, чтобы вскрыли раку святого для всеобщего открытого поклонения. Когда игумен уступил царским просьбам, и начали выкапывать могилу, из нее вышел мощный столб огня, опаливший церковные стены и деревянную дверь.

Иван Васильевич с ужасом выбежал из здания, но огонь продолжал его преследовать, вырываясь из земли при каждом ударе трости. Царь кинул свой посох и со страхом уехал из монастыря. Перед самым закрытием монастыря в нем был чтецом и пел на клиросе широко известный впоследствии Павел Груздев. Патриарх Алексий I был архиепископом Хутынским.

Информация для посетителей

В монастырской лавке можно приобрести экологически чистые продукты: молоко, творог, яйца, соленья и мед. Также продается свежий хлеб и очень вкусная выпечка. В церковной лавке можно купить религиозную литературу, сувенирную продукцию, свечи. Также можно заказать молебен, сделать пожертвование и подать записки на проскомидию о поминовении живых и усопших или на неусыпаемую псалтирь.

В святом источнике на территории монастыря можно умыться и набрать воды с собой. В паломнической службе обители по предварительной телефонной заявке предоставляется бесплатный ночлег всем желающим помолиться и потрудиться в монастыре. Телефон паломнического отдела 8-162-74-96-02.

Также можно остановиться в монастырской гостинице, которая предлагает 2 и 4-местные номера. Стоимость проживания от 300 руб. в сутки с человека. Забронировать место заранее можно по номеру телефона +7-921-201-56-41.

Варлаамо-Хутынский Спасо-Преображенский женский монастырь всегда с радостью принимает посетителей и паломников со всех концов страны, предлагая не только молитвенно поучаствовать в жизни обители, но и насладиться щедрыми дарами своего богатого хозяйства.

Известные мужчины с именем Варлаам по Зодиаку

Овен

Телец

Близнецы

Рак

Лев

Дева

Весы

Скорпион

Стрелец

Козерог

Водолей

Рыбы

Варлаам АванесовСоветский государственный деятель.родился: 05.04.1884Знак Зодиака: Овен

  • Варлаам, основатель книгопечатания в Молдавии, переводчик (ок. 1590–1657)
  • Варлаам Аванесов, советский государственный деятель (1884–1930)
  • Варлаам Калабрийский, византийский философ, астроном и математик (1290–1348)
  • Варлаам Хутынский, в миру Алекса Михайлович, основатель и первый игумен Спасо-Хутынского Монастыря (ум.1210)

Основные черты характера Варлаама:

Твердая воля, независимость, импульсивность

Варлам Шаламов

Мало кто не читал знаменитых «Колымских рассказов» Варлама Шаламова (1907–1982) или хотя бы не слышал о сложной, трагической судьбе их автора. Первый раз писатель был арестован, еще учась в университете, и приговорен к пяти годам лагерей; второй раз – всего через несколько лет после освобождения – снова арест и снова лагеря, на этот раз уже на семнадцать лет.

По сути дела все творчество писателя автобиографично – героями повествования Шаламов делает себя самого, своих друзей или просто людей, которых он когда-то знал. Его страшные рассказы, полные горя и трагедий, – не вымысел, а правда; однако основной упор в своем творчестве автор сделал даже не столько на видимые ужасы концлагерей, сколько на проблему развития и деградации личности, попавшей в тиски этих нечеловеческих условий. Кстати говоря, сам Шаламов с честью прошел через все испытания, лишний раз на своем примере доказав: как правило, имя Варлам принадлежит человеку, который может сломаться, но согнуться – никогда.

Икос 7

Дивное и преславное чудо показа Тобою на
земли всех чудес Творец и Владыка, егда пременишася
естества уставы: среди бо лета мраз силен и снег глубок
явистася в пределах Новаграда, еже Ты предрекл еси оному
святителю; Святитель Божий и людие Новаграда смутишася
тогда зело, бояхубося, яко глад велий настанет в стране
их. Егда же услышаша от Тебе изволение Божие, явленное в
видимом и благое промышление о людех Своих, радости
исполнишася и возблагодариша Бога Дивнаго во Святых
Своих. Мы же, дивящеся Силе Божией, обитающей в Тебе и
поминающе скорое Твое заступление, со умилением
покланяемся Тебе, яко велие дерзновение имущему пред
Господем и благодарственно вопием:

Радуйся, в мире премирным явивыйся.

Радуйся, страну Новаградскую удививый
чудесы.

Радуйся, имже о Силе Божией естества
уставы пременишася.

Радуйся, имже людие Новаграда от глада
избавишася.

Радуйся, Делателю чудес преславных.

Радуйся, Ходатаю и Подателю дарований
многообразных.

Радуйся, многия от тяжких напастей и
скорбей избавивый.

Радуйся, скорый Помощниче всех в бедах
сущих.

Радуйся, Новаграда Красото и
Утверждение.

Радуйся, горы Хутынския Славо и
Похваление.

Радуйся, Промышление о людех благое
Приятелище.

Радуйся, и нас грешных прибегающих под
кров Твой, неусыпный Заступниче.

Радуйся, Варлааме, Великий и Преславный
Чудотворче.

Икос 3

Имея непреодолимое желание Иго Христово
на Себе прияти и во след Христу поити, в послушание отцу
Твоему духовному предался еси всею душою и всем сердцем.
Сей же проразумевая в Тебе сосуд избранный Святому Духу,
облече Тя во Ангельский Образ и нарече имя Ти Варлаам.
Ты же вся добродетели, подобающий иноком, совершил еси,
и в новоначалии Своем совершен быти инок и добр
Подвижник показался еси. Сего ради из глубины сердец
вопием Ти таковая:

Радуйся, иноческаго жития скорой и
тесноту возлюбивый.

Радуйся, сожительство и собеседничество
с преподобными избравый.

Радуйся, верою, любовию и упованием
Спасения исполненный.

Радуйся, обетом девства чистоту сердца
явивый.

Радуйся, обетом нестяжания высоту Духа
показавый.

Радуйся, обетом послушания
всесовершенное служение Свое Единому Богу утвердивый.

Радуйся, житию и подвигом древних
преподобных отец поревновавый.

Радуйся, в труды и послушание отцу
Твоему духовному предатися усердно восхотевый.

Радуйся, искус долготерпения
благоуспешно прошедый.

Радуйся. всякое послушание со смирением
и кротостию совершивый.

Радуйся, благочиния монастырскаго верный
Хранителю.

Радуйся, равноангельнаго жития строгий
Ревнителю.

Радуйся, Варлааме, Великий и Преславный
Чудотворче.

Почитание

В монастырском синодике (с г.) и в рукописной летописи монастыря, «писанной на дске, полууставом, в два столбца», и других документах монастырского древнехранилища церковные археологи находили данные, позволяющие отнести почитание инока Варлаама еще к XVI столетию.

К концу XVIII века древний Владычный монастырь, потеряв после секуляризации церковных и монастырских земель средства к существованию, пришел в совершенный упадок и запустение, пока по указу митрополита Московского Платона (Левшина) в году не был преобразован в женский общежительный монастырь. Во второй половине XIX века по благословению митрополита Московского и Коломенского Филарета (Дроздова) разбираются и изучаются монастырские архив и ризница, и находятся новые свидетельства о древнем почитании инока Варлаама. Например, на священнической ризе, датированной московскими специалистами началом XVII века, нашли вышитый образ преподобного Варлаама, где он изображен в мантии без куколя, с венцом вокруг головы с надписью: «Чудо преподобного Варлаама от Пресвятыя Богородицы». По свидетельству одной схимонахини в году при ремонте пола в Введенском соборе под гробницей в деревянном срубе, видно было нетленное тело преподобного. К сожалению, многие ценные документы и в том числе рукопись жития преподобного Варлаама были утеряны на рубеже XVIII-XIX вв. в процессе преобразования монастыря из мужского в женский. Согласно сведениям очевидцев в это время многие монастырские древности были куплены раскольниками и, в частности, древняя книга записей исцелений от гробницы преподобного Варлаама, которая исчезла из обители в году.

Чудесное избавление Серпухова и его окрестностей от губительной болезни холеры в году предстательством Пресвятой Богородицы, обратило внимание на древние святыни Высоцкого и Владычнего монастырей и, особенно, на гробницу преподобного Варлаама, от которой происходили многочисленные исцеления, в том числе и неизлечимо больных людей. Указом московского митрополита Филарета городской благочинный и благочинный уездных монастырей внимательно следили за событиями во Владычней обители и докладывали обо всем Епархиальным властям

До настоящего времени в фондах Серпуховского историко-художественного музея и в собрании документов Московской Духовной Консистории в Центральном историческом архиве Москвы сохранились записи о чудотворной силе преподобного Варлаама, акты об исцелениях, справки из лечебных учреждений о состоянии больных и другие свидетельства благодатных даров угодника Божия.

Незадолго до своей кончины, митрополит Московский и Коломенский Филарет (Дроздов), послал подробный отчет о событиях во Владычнем монастыре г. Серпухова Святейшему Правительствующему Синоду, в котором, перечисляя все действия московских епархиальных властей, не подвергал сомнению происшедшие чудесные исцеления по записям очевидцев, подчеркивая, что «записи ведутся безпристрастно».

С разрешения московского святителя на месте погребения инока Варлаама была поставлена новая рака, «над которой устроен балдахин и вокруг самой раки ступень чугунная и медная решетка».

Преподобный Варлаам Серпуховской благоговейно почитался сестрами обители и многочисленными паломниками вплоть до закрытия монастыря в — г.г. Затем на территории обители расположилась школа «Красных военлетов», до года объект был закрыт для посещения.

В году по милости Божией во Владычнем монастыре была возрождена монашеская жизнь. В начале года по рассказам очевидцев на прежнем месте была восстановлена гробница преподобного Варлаама, возле нее было возжена неугасимая лампада. Вскоре у гробницы и от святого масла из лампады стали совершаться исцеления.

18 мая года в день преставления преподобного Варлаама состоялось восстановление его почитания как местночтимого святого Московской епархии.

Определением Архиерейского Собора Русской Православной Церкви 2-3 февраля года его имя включено в месяцеслов Русской Православной Церкви для общецерковного почитания .

Кондак, Тропарь и Величание

Глас 1

Боже́ственною свы́ше просвети́вся благода́тию, преподо́бне,/ мир оста́вил еси́, / жите́йскую  печа́ль и всяк мяте́ж ми́ра сего́/ любве́   ра́ди Христо́вы со дерзнове́нием отве́ргл еси́, / ева́нгельски  Христу́ после́довал еси́,/ и, Того́ яре́м взем, во всем во́ли Его́ повину́лся еси́,/ и весь ра́зум  и се́рдце к Нему́ неукло́нно возложи́л еси́,/ Христа́ ра́ди те́ло свое́ изнуря́я  посто́м  и бде́нием, в моли́твах свои́х не усыпа́я,/ Бо́га ми́лостива творя́ и Пречи́стую Богоро́дицу  Моле́бницу  предлага́я,/ и сего́ ра́ди от Бо́га восприе́м власть и си́лу на сопроти́внаго врага́,/ не убоя́ся  возду́шныя и морски́я тяготы́ и сту́дени, ниже́ уклони́ся,/ и морско́ю пучи́ною  в ма́ле лади́ице  по вода́м ше́ствие творя́,/ про́тив зе́льнаго обурева́ния пла́ваше,/ промышле́нием Боже́ственнаго ра́зума направля́ем,/ и о́коло Свята́го Но́са непроходи́мый путь морски́й/ от ядови́таг о че́рвия/  благопрохо́ден челове́ком без вреда́ сотвори́л еси́ моли́твами свои́ми,/ и мно́гим терпе́нием во  вре́менней  жи́зни по́двиг соверши́л еси́,/ и, равноа́нгельное житие́ пожи́в,/ те́мже и по преставле́нии источа́еши чуде́с благода́ть/ и́же ве́рою приходя́щим к тебе́, Варлаа́ме,  преблаже́нне о́тче наш,/ вопие́м ти: моли́ Христа́ Бо́га,// да спасе́т ду́ши на́ша.

Глас 3

Все у́мное свое́ жела́ние к Бо́гу впери́в,/ и Тому́ невозвра́тно от души́ после́довал еси́,/ и жите́йския молвы́ отри́нув,/ в моли́твах, и слеза́х, и злострада́ниих плоть свою́  изнуря́я, / до́бре подвиза́вся проти́ву неви́димаго врага́ ко́знем,/ и, победи́в я́, веселя́ся, преше́л еси́ к Небе́сным черто́гом,/ и ны́не со А́нгелы Святе́й Тро́ице предстоя́,/ отню́ду же и Всеви́дящее о́ко, твоя́ труды́ ви́дев,/ да́ром чуде́с по преставле́нии обогати́ло тя есть,/ и́же тебе́ с ве́рою  почита́ющим/ исцеле́ние подава́еши неви́димо/ и мо́лишися непреста́нно, сохраня́я оте́чество свое́ и лю́ди/ от враг ви́димых и неви́димых ненаве́тны,/ да вси тебе́ вопие́м: / преподо́бне  о́тче наш Варлаа́ме,// моли́ непреста́нно о всех нас.

Святыни и мощи

Главной святыней обители является серебряная рака над нетленными мощами Преподобного. Сюда приезжали поклониться многие царственные особы. Поток паломников не уменьшается и в настоящее время. На монастырском кладбище нашли упокоение многие архиепископы и митрополиты Новгородской земли.

Особо почитается Святая горка с часовней, поставленной над местом пещерной кельи Святого. Предание гласит, что эту землю преподобный наносил ладонями. Вокруг горки принято проходить босиком, совершая внутреннюю молитву. По свидетельству многочисленных паломников просимое всегда исполняется, а по молитвам Святого даруется особое исцеление при различных ножных болезнях и головной боли.

Правила посещения монастыря

При посещении монастыря необходимо соблюдать следующие общепринятые для православных правила:

  • На паломнике должен быть надет нательный крестик.
  • Перед входом в обитель нужно женщине покрыть платком, а мужчине обнажить голову, осенить себя 3-кратным крестным знамением и совершить поклон.
  • Рекомендуется убавить или выключить звук мобильного телефона.
  • На территории монастыря не принято громко разговаривать, смеяться, бегать и шуметь.
  • Необходимо иметь соответствующий обстановке внешний вид. Нельзя входить в монастырь в шортах и майках, спортивном костюме.
  • Нельзя мешать верующим молиться, толкаться и отвлекать вопросами во время богослужения.
  • Свечи святым принято покупать и ставить до или после службы.
  • В период богослужения нежелательно ходить по храму и прикладываться к иконам.
  • Проживающие в обители паломники должны исполнять устав и распорядок жизни монастыря.

Преподобный Симон Воломский

На границе Великоустюгского и Кичгородецкого районов находится Крестовоздвиженская Воломская обитель.

Преподобномученик Симон (при рождении — Симеон) родился в 1586 году в вотчине Волоколамского Иосифова монастыря. В Смутное время его семья осталась без средств к существованию. Симеон переселился в Москву, выучился на портного, потом перебрался в Великий Устюг, а оттуда — в Соловецкий монастырь. Там выучился грамоте и церковному пению. После трех лет пребывания на Соловках, в поисках более уединенного и безмолвного места, он добрался до монастыря Богородицы Грузинской на реке Пинеге. Там он принял монашеский постриг, и его нарекли именем Симон. Это было в 1610 году, когда Симону уже было 24 года от роду.

Он много работал в монастыре, носил под одеждой на теле жесткую и тяжелую власяницу, спал на голой земле.

Спустя некоторое время Симон решил уйти из обители, чтобы остаться в безмолвии и одиночестве. Игумен благословил его. Симон побывал и в Новгороде, и в Москве, посетил вологодские монастыри и, наконец, отправился к знакомому ему Устюгу. В 1613 году в 65 километрах к юго-западу от Великого Устюга на реке Кичменге он поставил келью. Позже вокруг нее вырос Крестовоздвиженский монастырь.

Местные жители были недовольны тем, что обитель забирает земли, на которые они претендовали. Они хотели прогнать монахов, но Симон получил жалованную грамоту от царя Михаила Федоровича. Грамота подтверждала принадлежность земли в радиусе десяти верст от обители монастырской братии.

Крестьяне не отступали. Они сожгли монастырскую церковь, хотели отобрать у Симона царскую грамоту. Преподобного Симона пытали, а потом обезглавили.

Преподобный мученик был похоронен в построенной им церкви Животворящего Креста Господня. Вскоре у гроба святого, по свидетельствам современников, стали совершаться чудеса.

Святой Стефан, епископ Пермский

Почитаемый на Руси святой, епископ Пермского края, первый миссионер, создатель грамоты зырян (так в старину называли народ коми) родился около 1335–1340 года в Великом Устюге. По преданию, рождение святителя предсказал Прокопий Устюжский, когда матери Стефана Марии было всего три года. Отцом Стефана был причетник устюжской соборной церкви Симеон.

Мария, сама зырянка, выучила сына зырянскому языку. Стефан часто общался с язычниками, которые приезжали в Великий Устюг торговать пушниной. Юноша рос смышленым, способным к языкам. Свою учебу он продолжил в Ростовском монастыре Григория Богослова. За десять лет пребывания там прочитал много книг из монастырской библиотеки, выучил греческий, перевел на зырянский язык богослужебные книги. Епископ Герасим рукоположил Стефана в иеромонахи, и в 1379 году Стефан добрался до места своего миссионерского служения — пермской земли, начинавшейся от впадения реки Вычегды в Северную Двину.

Христианизация зырян давалась Стефану непросто. Четыре года странствований, проповеди, более тысячи пройденных по пермской земле километров… Стефану помогало знание языка, он терпеливо готовил помощников и миссионеров из местного населения, создал школу, в которой обучал мальчиков зырянской и русской грамоте и основам богослужения. Наиболее способных учеников посылал в Москву для рукоположения.

Порой Стефан действовал жестко и решительно — не только словом, но и огнем, и топором: разрушал кумирницы, срубал священные деревья зырян, сжигал деревянных идолов и языческие приношения к ним… Не раз Стефана пытались изгнать, били, покушались на его жизнь, но он был терпелив, смел и тверд в вере, и всё больше вчерашних язычников, приняв Крещение, становились его помощниками. Люди видели, что их божества не карают христианина, что кумиры бессильны против святого, и убеждались в истинности учения, с которым он пришел к ним.

Стефан Пермский и сотник Пама. Художник А. В. Мошев

В житии Стефана подробно описывается его диспут и состязание с главным зырянским жрецом Памой. Пама, желая доказать правоту и силу своей веры, назвался повелителем огня и воды, но когда дошло до дела и Стефан, заявив, что сам чародеем не является, а лишь верит в помощь Господа, взял Паму за руку и повел в настоящий огонь, чародей отступил. Тогда Стефан предложил колдуну войти в прорубленную на реке прорубь, пройти сто метров по дну и выйти через другую прорубь. Пама опять испугался. Местные жители хотели убить посрамленного волхва, но Стефан за него заступился, и Паму просто изгнали из селения.

Первую церковь зырян Стефан поставил на берегу реки Выми, при впадении ее в Вычегду, на месте бывшего языческого центра зырян. Прежде там росла так называемая «прокудливая» береза. В житии описывается, как Стефан три дня рубил ее топором, а она вновь восстанавливалась. Наконец, дерево рухнуло, что вызвало сильный гнев местных жителей. Стефана хотели убить. Но постепенно ему удалось укрепить свой авторитет и увеличить число верующих.

Когда храмов в пермской земле стало больше, возникла необходимость в епископе. В Москве решили, что лучшей кандидатуры, чем сам Стефан, не найти. 13 лет преподобный был епископом. Воздвигал и освящал монастыри, ставил храмы и часовни, создавал школы. Фактически стал первым администратором края — занимался и отражением набегов воинственных соседей, боролся с голодом, утвердил первый суд…

Скончался Стефан во время третьей поездки в Москву в 1396 году и был похоронен в Кремле. Через полтора века он был причислен к лику святых.

Мощи святого были утрачены после снесения в 1933 году московской церкви Спаса на Бору в Кремле, где они хранились под спудом.

Образ святителя Стефана Пермского увековечен на памятнике «Тысячелетие России» в Великом Новгороде. И пусть большую часть жизни святитель провел на пермской земле, устюжане почитают его не только как великого русского миссионера, но и как своего земляка.

3

Варлаам заботился об обители и после кончины

К святому Варлааму за помощью обращались и великие князья, и простые крестьяне. За беспримерное смирение Бог дал ему дар прозорливости и исцеления. Известно много случаев, когда, ещё при жизни Варлаама, по его молитвам Господь исцелял людей и даже воскрешал.

Он был милосерден к тем, кто старательно нёс свои труды, и суров к тем, кто не проявлял милосердия. В сказании о жизни преподобного Варлаама мы можем прочитать о случае, когда в Новгороде наступил голод. Это случилось после смерти святого старца.

Голодные горожане пришли к воротам монастыря просить хлеба, но игумен Никифор приказал закрыть ворота. Ночью во сне к нему пришёл преподобный и стал выговаривать ему за его жестокость, а затем наказал его жезлом.

Утром Никифор не смог пошевелить ни рукой, ни ногой и был вынужден отправиться на покой в Чудов монастырь.

Даже после своей кончины преподобный Варлаам не переставал заботиться об обители.

Каждый, кто приходил помолиться у его гроба, получал ответ на свои молитвы.

Большое количество свидетельств об исцелениях и чудесах, которые происходили по молитвам у мощей преподобного, подвигли Новгородского архиепископа Евфимия начать освидетельствованию его мощей.

Когда в 1452 году с гроба сняли каменную крышку, мощи святого обнаружили нетленными.

Положение во гроб преподобного Варлаама

После этого мощи продолжали оставаться закрытыми. В 1471 году Великий князь Московский Иоанн III-й, завоевал Новгород. Он пришёл поклониться святым мощам преподобного. «Почему не открывают гроба Святого?» — стал он спрашивать игумена Нафанаила.

«Издавна никто не смеет видеть мощи чудотворца, — отвечал игумен, — ни для князей, ни для архиепископов, ни для бояр не открывают их, пока Господу не благоугодно будет изъявить на то Свою волю».

Тогда Великий князь в гневе приказал открыть гроб, но как только начали поднимать каменную доску и копать землю, как из гроба Святого вышел густой дым и затем пламя, опалившее стены храма.

В ужасе князь бежал со своей свитой из храма, выронив жезл. Этот жезл и обожжённая дверь алтаря долгое время хранились в ризнице храма.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector