Реформы петра i в отношении церкви — упразднение патриаршества

Содержание:

Содержание реформы

В 1700 г. умер патриарх Адриан, после чего Петр не стал назначать ему преемника.

В 1701 г. был восстановлен Монастырский приказ, в ведение которого перешли Патриарший двор, архиерейские дома и хозяйства. Главой же приказа был назначен боярин И.А. Мусин-Пушкин.

Позже выходит ряд указов, которые значительно сокращали самостоятельность церкви

Особенное внимание было сосредоточено на монастырях:

  • монахи были приписаны к своим монастырям;
  • из монастырей были выселены непостриженные;
  • женщинам разрешилось уходить в монастырь только после 40 лет;
  • хозяйство монастырей передавалось в подчинение Монастырскому приказу;
  • в богадельнях надо было оставить только больных и немощных;

Замечание 1

Монастырям выделялось жалование (денежное и хлебное) из государственной казны, но церкви запрещалось владеть вотчинам и угодьями.

Раскольники больше не подвергались гонениям, но было установлено, что они будут платить двойной налог. Остальным представителям других религий было разрешено свободное вероисповедание.

Для поднятия уровня нравственности все были обязаны ежегодно исповедоваться, а за уклонение должны были уплачивать штраф. В 1718 г. на службах в церкви было предписано стоять «с благоговением и в безмолвии», а за нарушение опять же взимался штраф. Вообще Петр I любил праздновать свои военные победы церковными богослужениями. Например, сообщения о победе в Полтавской битве сопровождались молебном и пятидневным церковным звоном.

Петр также активно боролся с нищенством. Все, кто просил милостыню, отправлялись в Монастырский приказ, а тем, кто ее подавал, предлагалось направить деньги в богадельни.

Причины реформы государственного управления Петра I

Неэффективность Боярской думы стала одной из причин реформ управления Петра Первого

  • Постоянные войны. Россия много воевало, и регулярные боевые действия требовали огромных финансовых расходов, а также мобилизации населения. Чтобы пополнить государственную казну и сделать государственный аппарат более эффективным, царь решился на модернизацию. Это было основной причиной реформ управления Петра I, так как до этих преобразований он не мог собрать достаточно денег на военные нужды.
  • Неэффективность Боярской думы. Этот неповоротливый орган власти был по меркам той эпохи устаревшим, и с момента прихода к власти Петра Первого его роль в управлении государством неуклонно снижалась. В начале XVIII века вместо Думы был учреждён Сенат.
  • Бюрократия и злоупотребления властью. Стремясь искоренить эти явления, Пётр I решил усовершенствовать государственный аппарат. Одним из его нововведений стало появление должности фискалов, то есть людей, ведущих негласный надзор за органами государственной власти на местах.
Русско-шведская война 1656 – 1658 годов. Причины, ход событий, итоги.
Сталинградская битва. Начало, ход событий, перелом, итоги, участники, герои, командующие, суть кратко.

Предпосылки реформ Петра I, изменивших Россию

Последний русский царь и первый российский император Пётр Алексеевич Романов своей неиссякаемой энергией, властными, решительными действиями, по меткому выражению Александра Сергеевича Пушкина, «Россию поднял на дыбы». Но таких радикальных преобразований могло бы и не случиться, если бы не предшественники государя, его батюшка, Алексей Михайлович Тишайший, и единокровный брат, Фёдор Алексеевич. Именно они стали зачинателями «славных дел» Петра и подготовили почву для новой России.

Принято считать, что в годы петровских преобразований произошла европеизация страны. Между тем влияние иностранцев усилилось еще при Алексее Михайловиче. Именно при нём в Россию стали приезжать заграничные военнослужащие, врачи и аптекари. В Москве в 1652 году, согласно царскому указу, была создана Новонемецкая слобода для иноземцев.

Немаловажное значение для будущих великих преобразований имели и первые реформы Алексея Михайловича по западному образцу. В русской армии служили полки нового строя, мастеров из Голландии приглашали для строительства первого русского парусного корабля «Орел».. Также при батюшке Петра I по европейскому подобию было проведено реформирование налоговой системы

Так появились косвенные налоги на соль и табак.

Также при батюшке Петра I по европейскому подобию было проведено реформирование налоговой системы. Так появились косвенные налоги на соль и табак.

Самым видным преобразователем эпохи Алексея Михайловича Тишайшего был Афанасий Лаврентьевич Ордин-Нащокин. Именно с его лёгкой руки увеличено число стрельцов, установлена рекрутская повинность и создана постоянная армия.

Указом 1667 года царь отменил привилегии иностранным компаниям и ввёл льготы для российских купцов.

Наследник «Тишайшего» государя Фёдор Алексеевич ввиду слабого здоровья в государственных делах самостоятелен не был. Однако и ему удалось совершить ряд важных преобразований: в 1682 году было отменено местничество, существенно изменились придворный быт и мода, при Заиконоспасском монастыре появилась Типографская школа, ставшая предтечей Славяно-греко-латинской академии.

Таким образом, старт великим петровским реформам был дан ещё в середине 17 века. Молодому государю, в 1682 году вступившему на русский престол, предстояло довести задуманное его предшественниками до логического завершения — опять же, вспоминая Пушкина, «в Европу прорубить окно».

Главные причины проведения реформ Петра I, цели и разновидности

Изменения, прежде всего, должны были помочь тому, сократился разрыв, возникший между Россией и европейскими государствами. Главная цель перемен была такая – модернизировать государство, сохранив крепостнические порядки. Внутренние порядки политики царя кратко мы описали в материале немного ниже.

Предпосылки

Причины, из-за чего Петр I решил провести реформы, такие:

  • Царь, когда закончились Азовские походы и великое посольство решил, что его страна очень бедная.
  • Петр I мечтал, дабы расширить границы собственного государства, создать мощный флот, контролировать Балтику. Дабы осуществить собственные желания, он нуждался в финансовых и административных ресурсах.
  • Петр I полагал, что просто обязан как-то укрепить собственную власть. Данное желание было достаточно объективным. Молодой государь смог пережить регентство собственной сестры Софии, также он пережил скандал с ней.

Причины, которые были сугубо личными и заставили молодого государя приступить к осуществлению реформирования, совпали с целями Петра. Это было основным составляющим успеха внутренней политики царя.

Реформ было множество

Реформы были произведены в следующих областях:

  • Налоговой
  • Армейской
  • Временной
  • Культурной
  • Церковной
  • Социальной и др.

Ход реформы

В 1700 году умер патриарх Адриан, а нового патриарха не избрали, потому что Петр угрожал зарезать церковных иерархов, ежели они его ослушаются. Вместо патриарха был назначен местоблюститель патриаршего престола рязанский и муромский митрополит Стефан Яворский — человек в возрасте, а следовательно рассудительный и послушный. Получается, что с этой даты РПЦ стала терять подлинную независимость уже по отношению к светской власти.

Далее Петру было не до церкви: надо было проводить другие, более насущные реформы, о которых вы можете узнать в этой статье.

В 1718 году о церкви вспомнили и учредили Духовную коллегию — светский орган управления церковью, которая особо ничем не выделялась на фоне других коллегий. Одновременно видному идеологу и деятелю времен Петра — Феофану Прокоповичу было поручено составить некий свод церковных установлений, который получил название «Духовный регламент».

Феофан Прокопович (1681 — 1736)

В 1721, в год провозглашения России империей, году Духовная коллегия была преобразована в Синод, который возглавил обер-прокурор. Первым обер-прокурором стал Феофан Прокопович.

Церковные земли еще с 1701 года формально находились в ведении государства, прибыль с них платилась государством церкви. Но затем все же они были переданы в синодальное управление. Только в 1764 году Екатерина Вторая провела полномасштабную секуляризацию церковных земель, которые перешли в разряд государственных, а монастырские крестьяне стали экономическими.

Административные реформы Петра I Великого

Основной причиной административных реформ Петра I стало его стремление к выстраиванию абсолютистской модели монархии, когда все ключевые рычаги управления государством находятся в руках царя и его ближайших советников.

Реформы местного управления — кратко

Губернская (областная) реформа

Губернская реформа Петра I Великого

Преобразования проводились в два этапа:

первый этап (1708-1714) был направлен прежде всего на повышение качества обслуживания армии — к созданным 8 (к 1714 году губерний было уже 11) губерниям были приписаны соответствующие военные части и верфи;второй этап (1719-1721) вводил трехзвенную структуру: губернии-провинция-дистрикт, укрепляя вертикаль власти, полицейский надзор и увеличивая эффективность налогообложения.

Городская реформа

Городская реформа Петра I

первый этап (1699) начался с учреждения Бурмистерской Палаты (Ратуши) в подчинение которой переходили земские избы, а главной функцией становился сбор налогов (вместо воевод);

второй этап (1720) ознаменовался созданием Главного Магистрата. Вводилось разделение городов на разряды, а жителей — на категории и гильдии. Магистрат, по своему административному уровню, соответствовал коллегиям и был подчинён Сенату.

Реформы центрального управления — кратко

Подготовительным этапом к реформе центрального управления можно считать организацию Ближней канцелярии и постепенную потерю влияния Боярской думы (последнее упоминание в 1704), функцию которой начинает выполнять Консилия министров. Все высшие должности в создаваемых Петром I органах государственного управления занимают преданные ему и лично отвечающие за принимаемые решения люди.

Создание Правительствующего Сената

2 марта 1711 года Пётр I создал Правительствующий Сенат — орган высшей законодательной, судебной и административной власти, который должен был управлять страной во время отсутствия царя на войне. Сенат был полностью подконтролен царю, являлся коллегиальным органом (принимаемые членами сената решения должны были быть единогласны), члены которого назначались Петром I лично. 22 февраля 1711 года для дополнительного надзора за чиновниками во время отсутствия царя, была создана должность фискала.

Создание Коллегий

Система коллегий

C 1718 по 1726 года происходило создание и развитие исполнительных органов управления — Коллегий, целью которых Пётр I видел замещение устаревшей системы приказов, чрезмерно неповоротливых и дублирующих собственные функции. Коллегии поглощали приказы и разгружали Сенат от решения мелких и незначительных вопросов. Создание системы коллегий завершило процесс централизации и бюрократизации государственного аппарата. Чёткое распределение ведомственных функций и единые нормы деятельности существенно отличали новый аппарат от приказной системы.

Издание Генерального регламента

10 марта 1720 года Генеральный регламент был издан и подписан Петром I. Этот устав государственной гражданской службы в России состоял из введения, 56 глав и приложения с толкованием иностранных слов, в него вошедших. Регламент утверждал коллегиальный (единогласный) способ принятия решений коллегиями, определял порядок обсуждения дел, организацию делопроизводства, взаимоотношения коллегий с Сенатом и местными органами власти.

Создание Святейшего Синода

5 февраля 1721 года был учрежден «Святейший Правительствующий Синод» (Духовная коллегия). Причиной её создания было стремление Петра I встроить Церковь в механизм государства, ограничить влияние и усилить контроль за её деятельностью. Все члены Синода подписывали Духовный регламент и лично присягали царю на верность. Для соблюдения интересов царя и дополнительного контроля при Синоде было создана должность обер-прокурора.

Общая схема органов управления
Результатом реформ государственного аппарата при Петре I стала широкая структура административных органов, часть из которых дублировала функции друг друга, но в целом была более мобильной в плане решения возникающих проблем. Ознакомиться со схематичным изображением органов власти и управления можно в таблице сбоку.

Проведение социальных реформ при Петре I

Вследствие нововведений сильно поменялось положение 3 основных русских сословий. Сюда вошли дворяне, городские жители, а также сельские жители.

  • Служивые люди и дворяне, когда произошли реформы, начали служить не в набираемых ими местных ополчениях. Они перешли в регулярные полки. Вторые служить стали с таких же низких чинов, которые были распространены среди простых людей.
  • Солдаты, которые относились к недворянским, начали служить также, как дворяне. Они также имели возможность дослужить до наиболее высоких чинов. Порядок того, как нужно было проходить службу, определялся, с учетом реформ.
  • В результате было установлено 14 званий, которые распространялись на штатскую и армейскую службу.
  • Дабы подготовиться к службе, царь заставил дворян, чтобы те изучали грамоту, геометрию и цифры. Тот дворянин, который не смог выдержать экзаменов, не имел право жениться. Также его лишал возможности становиться офицером.

Отметим то, что сословие помещиков даже после прохождения реформ обладали очень важными служебными преимуществами перед обычными людьми. Дворяне, которые приступали к военной службе, в основном, входили не в самые обычные армейские полки. Они были в числе привилегированных гвардейцев.

Главная перемена касалась податной реформы. Проводилась данная реформа в 18 году 18 столетия. Благодаря ей изменился прежний подворный метод налогообложения людей. Вследствие этого была введена подушная подать.

Такая реформа играла важную роль в социальной сфере. Новую подать взымали одинаково с крестьян и с вносивших налоги холопов. Данное предписание государя помогло сблизиться крестьянство и бесправное холопское.

Налоговая

Благодаря реформам царя должно было наладиться городское управление, которое соответствовало европейским стандартам. В конце 17 столетия Петр смог предоставить людям возможность самоуправления. Выбирались бурмистры, составлявшие ратушу. Возникли гильдии, цеха по различным видам занятий.

Проведение государственных и административных реформ Петра I

Боярская дума во время правления Петра I потеряла полностью собственное влиятельное значение. Царь старался решать важные дела только с приближенным людьми. Как правило, это были незнатные выходцы, иностранцы. Также пала система старых многочисленных приказов. Прекратило собственное существование губное самоуправление, которое было в городах.

Важная реформа данной области – назначение нового высокого органа страны – это был Правительствующий Сенат. Его члены были назначены только царем, и не имели право заседать в сенате, имея родовитость собственных фамилий. Изначально сенат был распределительным органом, не обладал законодательными функциями. Главный прокурор государства, который был назначен Петром, следил за тем, как работает сенат. Многие прокуроры ревизовались благодаря административным органам на каждом уровне.

Бывшие приказы, которые существовали в стране, вскоре заменились 12-ю коллегиями, с учетом шведских образцов. Каждая коллегия отвечала за собственную область, например, за морскую или финансовую.

Благодаря следующим реформам смогла разделиться Россия, вследствие чего образовались губернии. Они со временем стали дробиться на определенные провинции, а те в свою очередь состояли из уездов. Во главе губерний были губернаторы. Провинциями командовали воеводы.

Таблица “Суть проводимых реформ”

События

Год

Цели

Назначение «Блюстителя и управителя Патриаршего Престола»

1700

Заменить избрание Патриарха Церковью императорским назначением

Петр лично был назначен новый Патриарх

Секуляризация крестьян и земель

1701

Ликвидация финансовой автономии Церкви

Церковные крестьяне и земли переданы в управление Государству.

Монашеские запреты

1701

Уменьшить количество священнослужителей

Нельзя строить новые монастыри и проведение переписи монахов

Контроль Сената над Церковью

1711

Ограничение административной свободы Церкви

Создание Сената и передача в его управление церковных дел

Указ об ограничении числа священнослужителей

1716

Повышение эффективности распределения человеческих ресурсов

Служители прикрепляются к определенному приходу, им запрещено странствовать

Подготовительный этап упразднения Патриаршества

1717-1720

Получить всю полноту власти в империи

Разработка проекта учреждения Духовной Коллегии

25 января 1721 года является датой окончательной победы императора над патриархом, когда патриаршество было упразднено.

ТОП-4 статьикоторые читают вместе с этой

Рис. 2. Генерал-прокурор Ягужинский.

Актуальность темы была не только при Петре, но также и при большевиках, когда упразднялась не только церковная власть, но и сама структура и организация Церкви.

Рис. 3. Здание 12 коллегий.

Духовная Коллегия имела и другое название – Правительствующий Синод. На должность обер-прокурора Синода назначался светский чиновник, а не духовное лицо.

Как следствие, реформа Церкви Петра Великого имела свои плюсы и минусы. Так, Петр открыл для себя возможность вести страну к европеизации, однако в случаях, если этой властью начать злоупотреблять, в руках другого человека Россия могла оказаться в диктаторско-деспотическом режиме. Тем не менее, последствиями являются снижение роли церкви в жизни общества, сокращение ее финансовой независимости и количества слуг Господа.

Петром были также введены церковные школы. По его замыслу, каждый епископ обязан был иметь дома или при доме школу для детей и давать начальное образование.

Упразднение патриаршества и создание Священного Синода

Вначале царь, видимо и сам не был полностью уверенным в решении, которое ему стоит предпринять. Однако, в 1721 году он избирает человека, который должен был предложить ему совершенно отличную новую систему государственно-церковных отношений. Этим человеком был епископ Нарвский и Псковски Феофан Прокопьевич. Именно он должен был в установленное царём время создать новый документ – Духовный регламент, полностью включивший в себя описание новых взаимоотношений государства и Церкви. Согласно подписанному царём Петром Первым регламенту патриаршество было полностью упразднено, а вместо него был учреждён новый коллегиальный орган с названием Святейший Правительствующий Синод.

Стоит отметить то, что сам Духовный регламент является довольно интересным документом, представляя собою не столько закон, сколько публицистику, обосновывающую обновлённые отношения государства и Церкви в имперской России.

Священный Синод представлял собой коллегиальный орган, все члены которого назначались на должности исключительно самим императором Петром. Он всецело зависел от императорских решений и власти. В самом начале формирования органа состав его должен был носить смешанный характер. Он должен был включать в себя епископов, монашествующее духовенство и белое духовенство, то есть, женатых священников. Глава Синода назывался при Петре не иначе как президентом духовной коллегии. Однако, позже, в него, по большей части, будут входить только епископы.

Таким образом, царю удалось упразднить патриаршество и вычеркнуть на два столетия из русской истории Церковные Соборы.

Спустя год император вносит дополнение к устройству Синода. Согласно петровскому указу, в Синоде появляется должность обер-прокурора. При этом, первоначальный текст указа об утверждении данной должности был сформулирован общими выражениями. Там говорилось, что это должен быть офицер, следящий за порядком. Но, что именно он должен делать для его обеспечения и, что вообще обозначает формулировка «порядок в Синоде» – не говорилось.

По этой причине такие обер-прокуроры имели право толковать текст царского указа, согласно своим интересам и склонностям. Одни – достаточно жёстко вмешивались в дела Церкви, пытаясь максимально расширить собственные полномочия на данной должности, а другие – вовсе не хотели разбираться с деталями работы, ожидая довольно оплачиваемой пенсии.

Цели и задачи

Ликвидация экономической и административной автономии — подробная ревизия имущества, с последующей секуляризацией, внедрение должностей назначаемых государственным аппаратом, а также четкое регламентирование финансовых потоков и обязанностей возлагаемых на церковь.

Снижение численности духовенства — определение необходимого количества церковников и монахов исходя из числа обслуживаемых граждан, ограничение «странствующих» священников и запрет на строительство монастырей.

Борьба с нищенством — царь был категорическим противником стихийного нищенства, считал что только «блаженным» и откровенным инвалидам может быть позволено жить на подаяние.

Причины, предпосылки и цель церковной реформы Петра I

Историки отмечают, что церковные преобразования Петра Первого необходимо рассматривать не только в контексте других государственных реформ, которые позволили сформировать новое государство, но и в контексте прошлых церковно-государственных отношений.

Прежде всего, следует вспомнить фактическое начало противостояния между патриаршей и царской властью, которые разворачивались почти за век до начала правления Петра. Стоит упомянуть глубокий конфликт, в который был включён и его отец – царь Алексей Михайлович.

Семнадцатое столетие – период преобразования российского государства из монархии в абсолютную монархию. При этом, абсолютный правитель должен был опираться на постоянную армию и профессиональных чиновников, ограничивая и «подавляя» другой авторитет, самостоятельность и власть в собственном государстве.

Одним из самых первых подобных актов в России было подписание Соборного уложения в 1649 году, когда царь фактически ограничил церковную власть, что было расценено как первые признаки тог, что рано или поздно царь всё же отберёт церковные земли, что и происходит в восемнадцатом веке.

Пётр Первый, несмотря на свой юный возраст, имел опыт конфликтных отношений. Помнил он и напряжённые взаимоотношения своего отца с Никоном, бывшим при нём патриархом. Однако, сам Пётр не сразу пришёл к необходимости проведения реформ, регулирующих отношения между государством и церковью. Так, в 1700 году после кончины патриарха Адриана, правитель останавливает данный устой на двадцать один год. При этом, спустя год он одобряет, отменённый за несколько лет до этого монастырский приказ, сутью которого как раз было управление всеми церковными изменениями со стороны государства и владение судебными функциями, которые распространялись на людей, проживающих в церковных имениях.

Как видим, в самом начале царя Петра интересовал лишь фискальный аспект. То есть, он заинтересован, насколько велики церковные доходы, приносимые патриаршей сферой и иными епархиями.

Перед окончанием долгой Северной войны, длившейся как раз двадцать один год, правитель снова пытается внести ясность в форму государственно-церковных отношений. На протяжении всего периода войны так и не было понятно, будет ли созван Собор и будут ли даны Петром санкции на выбор патриарха.

Создание армии и флота

Петр I превратил отдельные наборы «даточных людей» в ежегодные рекрутские наборы и создал постоянную обученную армию, в которой солдаты служили пожизненно.

Петровский флот

Создание рекрутской системы проходило с 1699 по 1705 гг. с Указа 1699 г. «О приеме в службу в солдаты из всяких вольных людей». Система базировалась на классовом принципе: офицеры набирались из дворян, солдаты — из крестьян и иного податного населения. За период 1699-1725 гг. было проведено 53 набора, что составило 284187 человек. Указом от 20 февраля 1705г. были созданы гарнизонные внутренние войска, которые обеспечивали порядок внутри страны. Созданная русская регулярная армия показала себя в битвах под Лесной, Полтавой и в других сражениях. Реорганизацию армии осуществляли Разрядный приказ, Приказ военных дел, Приказ генерал-комиссара, Приказ артиллерии и др. Впоследствии были образованы Разрядный стол и Комиссариат, а в 1717г. создана Военная коллегия. Рекрутская система дала возможность иметь большую боеспособную армию.

Петр и Меньшиков

Российский флот тоже формировался из призываемых рекрутов. Тогда же была создана морская пехота. Военно-морской флот создавался в процессе войн с Турцией и Швецией. С помощью российского флота Россия утвердилась на берегах Балтики, что подняло ее международный престиж и сделало морской державой.

Итоги и значение

Петр Великий по своему складу был революционером и затеял в стране настоящий переворот всех сфер жизни общества. В результате церковной реформы:

  • Церковь стала слугой государства, государственной службой, которая наряду с функциями отправления культа также выполняла серьезные административные (ведение писцовых книг, «регистрация» браков и пр.) и идеологические функции. Это можно расценивать, как плюс в для государственного управления.
  • Создала серьезный раскол в российском обществе между верхами и низами. Это можно расценивать как минус, поскольку начало складываться непонимание между «верхами» и «низами» российского общества.

Вообще эта реформаторская деятельность напоминает лично мне процесс Реформации в Западной Европе. Но он был «снизу»: народ требовал «дешевой» и демократичной церкви. В России же государство попросту отняло у церкви ее богатства и стало ее нещадно эксплуатировать в своих интересах.

От себя могу сказать, что если Вы в этом году сдаете ЕГЭ по истории, и всё вышесказанное является для Вас новым, то настоятельно рекомендую пойти на наши курсы подготовки, дабы не оплошать на реальном экзамене.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector