Значение и ход церковной реформы петра 1

Ход реформы

В 1700 году умер патриарх Адриан, а нового патриарха не избрали, потому что Петр угрожал зарезать церковных иерархов, ежели они его ослушаются. Вместо патриарха был назначен местоблюститель патриаршего престола рязанский и муромский митрополит Стефан Яворский — человек в возрасте, а следовательно рассудительный и послушный. Получается, что с этой даты РПЦ стала терять подлинную независимость уже по отношению к светской власти.

Далее Петру было не до церкви: надо было проводить другие, более насущные реформы, о которых вы можете узнать в этой статье.

В 1718 году о церкви вспомнили и учредили Духовную коллегию — светский орган управления церковью, которая особо ничем не выделялась на фоне других коллегий. Одновременно видному идеологу и деятелю времен Петра — Феофану Прокоповичу было поручено составить некий свод церковных установлений, который получил название «Духовный регламент».

Феофан Прокопович (1681 — 1736)

В 1721, в год провозглашения России империей, году Духовная коллегия была преобразована в Синод, который возглавил обер-прокурор. Первым обер-прокурором стал Феофан Прокопович.

Церковные земли еще с 1701 года формально находились в ведении государства, прибыль с них платилась государством церкви. Но затем все же они были переданы в синодальное управление. Только в 1764 году Екатерина Вторая провела полномасштабную секуляризацию церковных земель, которые перешли в разряд государственных, а монастырские крестьяне стали экономическими.

Состояние Церкви накануне реформ

Высший церковный орган при Петре 1 в начале его правления — патриархат, который все еще обладал большой властью и самостоятельностью. Венценосцу это, безусловно, не нравилось, и он хотел с одной стороны подчинить все высшее духовенство непосредственно себе, а с другой — относился с отвращением к перспективе появления в Москве собственного Папы Римского. Блюститель престола святого Павла вообще не признавал над собой чьей-либо власти. К тому же стремился, например, Никон при Алексее Михайловиче.

Первым шагом молодого царя в отношениях с православным духовенством стал запрет на строительство новых монастырей в Сибири. Указ датирован 1699 годом. Сразу после этого началась Северная война со Швецией, которая постоянно отвлекала Петра от выяснения отношения с Православием.

Положение Церкви до реформ Петра I

В конце XVII в. церковь находилась в некотором кризисе, что было связано с ее положением в обществе, фактическим отсутствием системы религиозного просвещения и образования, а также церковным расколом, который продолжался с 1650-х годов. В целом, церковь находилась на привилегированном положении, владея достаточным объемом земель и не уплачивая налоги. Самостоятельная и влиятельная политика патриарха угрожала власти царя, поэтому еще Алексей Михайлович понимал необходимость реформ, однако на активные действия так и не решился, хоть и несколько ограничил права церкви: был прекращен переход земли к церкви и т.д.

Готовые работы на аналогичную тему

Курсовая работа Церковная реформа Петра I 490 ₽ Реферат Церковная реформа Петра I 230 ₽ Контрольная работа Церковная реформа Петра I 220 ₽

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Петр I в силу свой энергичной политики переходит к радикальным мерам. В основном, он был заинтересован в умножении финансовых средств для ведения Северной войны со Швеций и проведения дальнейших реформ. Достаточное количество финансов можно было получить от церкви.

Петр стремился к государству, которое будет основано на западноевропейских обычаях, а это не предполагало значительную роль церкви. К тому же, большинство представителей духовенства выступали против петровских реформ, что еще больше усугубляло ситуацию. Со временем недовольство духовенством усилилось: Петр даже стал основную часть своих проблем при проведении преобразований приписывать тайному сопротивлению духовенства.

В 1707 г. митрополит Нижегородский Исаия за протесты против действий Монастырского приказа в своей епархии был лишен кафедры и отправлен в Кирилло-Белозерский монастырь

Ударом по духовенству было дело сына Петра, Алексея, с именем которого многие церковники связывали надежды на восстановление прежних порядков. Алексей поддерживал связь с митрополитом Крутицким Игнатием, митрополитом Киевским Иоасафом, епископом Ростовский Досифеем. Однако после ареста Алексея и проведения следствия некоторые церковники были казнены или сосланы.

Требуется консультация по учебной работе? Задай вопрос преподавателю и получи ответ через 15 минут! Задать вопрос

Суть реформы

Административные и экономические преобразования церкви произошли в период 1701—1722 гг. Конечной целью стала ликвидация патриаршества и замена его правительствующим синодом в 1721 году. Все проводимые мероприятия лишали церковь независимости и позволяли постепенно получить контроль над ее административными и экономическими вопросами.

В форме таблицы ход реформы выглядит так:

Дата (год) Событие
1700 г. Создание должности блюстителя престола патриарха.
24 января 1701 г. Передача церковных земель государству.
30 декабря 1701 г. Запрет в отношении монахов.
1711 г. Получение Сенатом возможности контролировать дела церкви.
1716 г. Ограничение числа священников.
1717−1720 г. Разработка идеи и плана внедрения Священного синода.
25 января 1721 г. Учреждение Духовной Коллегии.
14 февраля 1721 г. Установление Монастырского приказа, подведомственного синоду.
28 апреля 1722 г. Внедрение надзорно-охранной функции церкви.
11 мая 1722 г. Появление поста обер-прокурора при Духовной Коллегии.

Толчком для упразднения патриаршества при Петре 1 стала смерть патриарха Адриана. Назначение митрополита Стефана Яворского в качестве блюстителя престола высшего духовного лица страны позволяло не допустить проведения новых выборов. Уже через год к новой должности, введенной непосредственно царем, и его ставленнику народ привык, что позволяло продолжить преобразование.

Сутью секуляризации земель и крестьян является их передача в управление Монастырскому приказу. Подобный ход позволял:

  • повысить эффективность использования ресурсов;
  • получать в казну налоговые отчисления;
  • лишить церковь финансовой независимости, ведь отчисления прежним владельцам теперь выполнялись в форме оклада в соответствии с заявленным штатом.

Следующим шагом стала борьба с монашеством. Открыто выступать против «божьих людей» без риска для своей репутации среди народа царь не мог, поэтому ему нужно было сократить число монахов.

Только после того, как с пережитками было покончено, Петр 1 смог перейти к лишению церкви свободы в решении административных вопросов. Царь учредил сенат, который должен был выдавать разрешение на строительство, заселение инвалидов в монастыри.

25 января 1721 года появилось положение и манифест о Духовной Коллегии, каждый из членов которой при вступлении в должность обязательно присягал царю. Подконтрольный Петру 1 синод смог ужесточить налогообложение и ввести требование строгой отчетности о расходовании средств, не перечисленных в казну.

Церковная реформа Петра I

С 1701 по 1722 годы Петр Великий пытался снизить авторитет Церкви и установить контроль над ее административно-финансовой деятельностью. Предпосылками к этому стал протест Церкви против происходящих в стране изменений, называя царя антихристом. Имея огромный авторитет, сравнимый с авторитетом и полнотой власти самого Петра, Патриарх Московский и Всея Руси был главным политическим конкурентом российского царя-реформатора.

Рис. 1. Молодой Петр.

Кроме всего прочего, у Церкви были накоплены огромные богатства, которые были необходимы Петру для ведения войны со шведами. Все это связывало руки Петру для использования всех ресурсов страны ради желанной победы.

Перед царем стояли задачи ликвидировать экономическую и административную автономии Церкви и снизить численность духовенства.

Черное духовенство

Черное духовенство также стало объектом, на который были направлены реформы Кратко говоря, изменения жизни монастырей сводились к трем целям. Во-первых, их число неуклонно уменьшалось. Во-вторых, затруднялся доступ к получению сана. В-третьих, оставшиеся монастыри должны были получить практическое назначение.

Причиной такого отношения стала личная неприязнь монарха к монахам. Это во многом было связано с детскими впечатлениями, в которых те остались бунтарями. Кроме того, императору был далек образ жизни схимника. Посту и молитве он предпочитал практическую деятельность. Поэтому неудивительно, что он строил корабли, работал плотником, а монастыри не любил.

Желая, чтобы эти учреждения приносили какую-то пользу государству, Петр приказывал переделывать их в лазареты, заводы, фабрики, училища и т. д. А вот быт монахов сильно усложнялся. В частности, им было запрещено покидать стены родной обители. Отлучки жестоко наказывались.

Задачи и предпосылки

Главной причиной преобразования церковной иерархии стало чрезмерная власть патриаршества. Петр 1 стремился создать сильное государство с абсолютистской моделью управления, что исключает возможность оспаривания указов и воли царя. Недовольство духовенством усиливалось агрессивной пропагандой среди простого населения идеи о дьявольском происхождении правителя, подрывающей его авторитет. В деревнях и городах распространялись листовки с лозунгами, эссе, петициями о «царе не от Бога».

В схеме лишения религиозной силы возможности непосредственно вмешиваться в политику царь уделял внимание и вопросу получения дополнительного источника финансирования государственной казны. Традиционно ресурсы, поступающие в церкви как подношение от населения, оставались неподотчетными бюджету страны

Добиться такого результата было возможно несколькими способами:

  • строго регламентировать штат сотрудников церкви;
  • проведение ревизии с последующим назначением ответственного лица для контроля финансовых потоков;
  • создание перечня прав и обязанностей церкви;
  • ограничение на строительство монастырей.

Таблица “Суть проводимых реформ”

События

Год

Цели

Назначение «Блюстителя и управителя Патриаршего Престола»

1700

Заменить избрание Патриарха Церковью императорским назначением

Петр лично был назначен новый Патриарх

Секуляризация крестьян и земель

1701

Ликвидация финансовой автономии Церкви

Церковные крестьяне и земли переданы в управление Государству.

Монашеские запреты

1701

Уменьшить количество священнослужителей

Нельзя строить новые монастыри и проведение переписи монахов

Контроль Сената над Церковью

1711

Ограничение административной свободы Церкви

Создание Сената и передача в его управление церковных дел

Указ об ограничении числа священнослужителей

1716

Повышение эффективности распределения человеческих ресурсов

Служители прикрепляются к определенному приходу, им запрещено странствовать

Подготовительный этап упразднения Патриаршества

1717-1720

Получить всю полноту власти в империи

Разработка проекта учреждения Духовной Коллегии

25 января 1721 года является датой окончательной победы императора над патриархом, когда патриаршество было упразднено.

ТОП-4 статьикоторые читают вместе с этой

Рис. 2. Генерал-прокурор Ягужинский.

Актуальность темы была не только при Петре, но также и при большевиках, когда упразднялась не только церковная власть, но и сама структура и организация Церкви.

Рис. 3. Здание 12 коллегий.

Духовная Коллегия имела и другое название – Правительствующий Синод. На должность обер-прокурора Синода назначался светский чиновник, а не духовное лицо.

Как следствие, реформа Церкви Петра Великого имела свои плюсы и минусы. Так, Петр открыл для себя возможность вести страну к европеизации, однако в случаях, если этой властью начать злоупотреблять, в руках другого человека Россия могла оказаться в диктаторско-деспотическом режиме. Тем не менее, последствиями являются снижение роли церкви в жизни общества, сокращение ее финансовой независимости и количества слуг Господа.

Петром были также введены церковные школы. По его замыслу, каждый епископ обязан был иметь дома или при доме школу для детей и давать начальное образование.

Упразднение патриаршества и создание Священного Синода

Вначале царь, видимо и сам не был полностью уверенным в решении, которое ему стоит предпринять. Однако, в 1721 году он избирает человека, который должен был предложить ему совершенно отличную новую систему государственно-церковных отношений. Этим человеком был епископ Нарвский и Псковски Феофан Прокопьевич. Именно он должен был в установленное царём время создать новый документ – Духовный регламент, полностью включивший в себя описание новых взаимоотношений государства и Церкви. Согласно подписанному царём Петром Первым регламенту патриаршество было полностью упразднено, а вместо него был учреждён новый коллегиальный орган с названием Святейший Правительствующий Синод.

Стоит отметить то, что сам Духовный регламент является довольно интересным документом, представляя собою не столько закон, сколько публицистику, обосновывающую обновлённые отношения государства и Церкви в имперской России.

Священный Синод представлял собой коллегиальный орган, все члены которого назначались на должности исключительно самим императором Петром. Он всецело зависел от императорских решений и власти. В самом начале формирования органа состав его должен был носить смешанный характер. Он должен был включать в себя епископов, монашествующее духовенство и белое духовенство, то есть, женатых священников. Глава Синода назывался при Петре не иначе как президентом духовной коллегии. Однако, позже, в него, по большей части, будут входить только епископы.

Таким образом, царю удалось упразднить патриаршество и вычеркнуть на два столетия из русской истории Церковные Соборы.

Спустя год император вносит дополнение к устройству Синода. Согласно петровскому указу, в Синоде появляется должность обер-прокурора. При этом, первоначальный текст указа об утверждении данной должности был сформулирован общими выражениями. Там говорилось, что это должен быть офицер, следящий за порядком. Но, что именно он должен делать для его обеспечения и, что вообще обозначает формулировка «порядок в Синоде» – не говорилось.

По этой причине такие обер-прокуроры имели право толковать текст царского указа, согласно своим интересам и склонностям. Одни – достаточно жёстко вмешивались в дела Церкви, пытаясь максимально расширить собственные полномочия на данной должности, а другие – вовсе не хотели разбираться с деталями работы, ожидая довольно оплачиваемой пенсии.

Время воинствующих безбожников

После Октябрьской революции и объявленного большевиками курса на построение атеистического общества Русская православная церковь хоть и не была поставлена вне закона, но была лишена всякой защиты и поддержки. Стремление действующего патриарха Тихона остаться вне политической борьбы и его призывы к прекращению братоубийственной войны советское правительство расценило как отказ от сотрудничества. К тому же вскоре развернулась кампания по изъятию церковных ценностей, которые шли на закупку продовольствия для голодающих, — и это окончательно разрушило все надежды на достижение хоть какого-то согласия между официальной властью и Русской православной церковью.

Атеистические устремления большевиков, конечной целью которых было уничтожение церкви как социального института, принимали в послереволюционные годы самые странные формы. С одной стороны, не прекращалось административное и финансовое давление на РПЦ; например, священники и другие «служители религиозных культов» были приравнены к кустарям и «лицам, занимающимся свободными профессиями», и платили подоходный налог размером до 81%. С другой стороны, в полной мере использовался принцип «разделяй и властвуй»: советское правительство официально признало «обновленцев», или Православную церковь в СССР, которые выступали против православного патриарха Тихона и собственно Русской православной церкви. С третьей же стороны, существовал «Союз воинствующих безбожников», который вел агрессивную пропаганду атеизма, и другие структуры, пользовавшиеся поддержкой на государственном уровне и проводившие официальную атеистическую политику советского правительства.

Меморандум о встрече Сталина с иерархами Русской православной церкви, опубликованный в газете «Известия» 5 сентября 1943 года

В результате всех этих усилий советской власти к концу 1930-х годов Русская православная церковь была фактически поставлена на грань уничтожения. От нее удалось оторвать существенную часть прихожан, для которых открытая демонстрация своей веры стала опасной. Существенная часть иерархов и священников была арестована и осуждена под разными предлогами, а немалая часть храмов — закрыта или изъята в пользу государства. К 1941 году на территории СССР действовали порядка 3800 православных приходов всех ориентаций, из которых подавляющая часть — более 3300 — находилась на территориях, только что присоединенных к Советскому Союзу. К октябрю 1941 года в СССР осталось всего семеро официально действующих архиепископов; к тому же с 1925 года православная церковь в России не имела возможности избрать своего патриарха — был только местоблюститель, митрополит Московский и Коломенский Сергий (Страгородский). Именно ему выпало стать первым после патриарха Тихона новым Патриархом Московским и всея Руси — после встречи в Кремле в ночь с 4-го на 5 сентября 1943 года.

Таблица “Суть проводимых реформ”

События Год Цели
Назначение «Блюстителя и управителя Патриаршего Престола» 1700 Заменить избрание Патриарха Церковью императорским назначением Петр лично был назначен новый Патриарх
Секуляризация крестьян и земель 1701 Ликвидация финансовой автономии Церкви Церковные крестьяне и земли переданы в управление Государству.
Монашеские запреты 1701 Уменьшить количество священнослужителей Нельзя строить новые монастыри и проведение переписи монахов
Контроль Сената над Церковью 1711 Ограничение административной свободы Церкви Создание Сената и передача в его управление церковных дел
Указ об ограничении числа священнослужителей 1716 Повышение эффективности распределения человеческих ресурсов Служители прикрепляются к определенному приходу, им запрещено стрaнcтвовать
Подготовительный этап упразднения Патриаршества 1717-1720 Получить всю полноту власти в империи Разработка проекта учреждения Духовной Коллегии

25 января 1721 года является датой окончательной победы императора над патриархом, когда патриаршество было упразднено.

ТОП-4 статьикоторые читают вместе с этой

  • 1. Реформы Петра
  • 2. Реформы Петра 1 (таблица)
  • 3. Эпоха дворцовых переворотов в России
  • 4. Результатом военных реформ Петра 1 стало …

Рис. 2. Генерал-прокурор Ягужинский.

Актуальность темы была не только при Петре, но также и при большевиках, когда упразднялась не только церковная власть, но и сама структура и организация Церкви.

Рис. 3. Здание 12 коллегий.

Духовная Коллегия имела и другое название – Правительствующий Синод. На должность обер-прокурора Синода назначался светский чиновник, а не духовное лицо.

Как следствие, реформа Церкви Петра Великого имела свои плюсы и минусы. Так, Петр открыл для себя возможность вести страну к европеизации, однако в случаях, если этой властью начать злоупотрeбллять, в руках другого человека Россия могла оказаться в диктаторско-деспотическом режиме. Тем не менее, последствиями являются снижение роли церкви в жизни общества, сокращение ее финансовой независимости и количества слуг Господа.

Постепенно все учреждения начали сосредотачиваться вокруг Санкт-Петербурга, в том числе и церковные. За деятельностью Синода велось наблюдение фискальными службами.

Петром были также введены церковные школы. По его замыслу, каждый епископ обязан был иметь дома или при доме школу для детей и давать начальное образование.

Положительные моменты реформы

  • Государство стало получать деньги с духовенства: церковные земли продавались всем желающим, доход, полученный из монастырей и церквей, начал облагаться налогом. Появился запрет на строительство монастырей. Также финансовые дела улучшились из-за того, что реформировали количество духовенства. Особому сокращению подверглись монахи, им, было, приказано закрепиться за теми местами, где их посчитают особый переписчик. Всем непостриженным требовалось покинуть монастырские земли.
  • Усилилась численность армии, в связи с тем, что рекрутская повинность распространялась на людей при церкви, за исключением священнослужителей и их семей.
  • Началась борьба с нищенством, в богадельни разрешалось прибывать только реально немощным людям.
  • Благодаря проведенной реформе завершилась централизация государства, вследствие того, что церковь потеряла свою власть, и единственным правителем стал царь.
  • Некоторое время на Руси происходили положительные действия в отношении другой веры. Допускались браки православных с людьми чужой религии.
  • Снизилась численность духовенства, вследствие чего появилось более эффективное распределение человеческих ресурсов. По уходу за нищими закреплялся один монах на 3-4 человека. Необходимо было 2 священнослужителя на приход в 250 дворов. Если церковник признавался лишним, то он должен был найти себе новое место.
  • К церковной реформе можно отнести преобразование календаря, теперь дата Нового года была перенесена на 1 января.
  • Из типографии вышла новая азбука, которая «потеряла» несколько букв от созданной Кириллом и Мефодием. Словарный запас обогатился заимствованию из иностранных языков.
  • Феофан Прокопович, помощник Петра в создании реформы, выпустил букварь с толкованием «Отче наш» и заповедей из Евангелия. Позже эту книгу читали на проповедях.
  • Сокращалось число «бродяжного духовенства», такие священники стояли на перекрестки больших улиц, где собирался народ. Там они предлагали свои услуги: справить службу на дому или прочитать сорокоуст. Такая ситуация была возможной по причине легкого получения сана, поэтому Петр принял меры, чтобы сократить численность духовенства. Он положительно относился к тем, кто желала выйти из сана. Также царь запретил церковнослужителям посещать дома, разрешалась приходить лишь к больным и умирающим.

Цели и задачи

Ликвидация экономической и административной автономии — подробная ревизия имущества, с последующей секуляризацией, внедрение должностей назначаемых государственным аппаратом, а также четкое регламентирование финансовых потоков и обязанностей возлагаемых на церковь.

Снижение численности духовенства — определение необходимого количества церковников и монахов исходя из числа обслуживаемых граждан, ограничение «странствующих» священников и запрет на строительство монастырей.

Борьба с нищенством — царь был категорическим противником стихийного нищенства, считал что только «блаженным» и откровенным инвалидам может быть позволено жить на подаяние.

Причины, предпосылки и цель церковной реформы Петра I

Историки отмечают, что церковные преобразования Петра Первого необходимо рассматривать не только в контексте других государственных реформ, которые позволили сформировать новое государство, но и в контексте прошлых церковно-государственных отношений.

Прежде всего, следует вспомнить фактическое начало противостояния между патриаршей и царской властью, которые разворачивались почти за век до начала правления Петра. Стоит упомянуть глубокий конфликт, в который был включён и его отец – царь Алексей Михайлович.

Семнадцатое столетие – период преобразования российского государства из монархии в абсолютную монархию. При этом, абсолютный правитель должен был опираться на постоянную армию и профессиональных чиновников, ограничивая и «подавляя» другой авторитет, самостоятельность и власть в собственном государстве.

Одним из самых первых подобных актов в России было подписание Соборного уложения в 1649 году, когда царь фактически ограничил церковную власть, что было расценено как первые признаки тог, что рано или поздно царь всё же отберёт церковные земли, что и происходит в восемнадцатом веке.

Пётр Первый, несмотря на свой юный возраст, имел опыт конфликтных отношений. Помнил он и напряжённые взаимоотношения своего отца с Никоном, бывшим при нём патриархом. Однако, сам Пётр не сразу пришёл к необходимости проведения реформ, регулирующих отношения между государством и церковью. Так, в 1700 году после кончины патриарха Адриана, правитель останавливает данный устой на двадцать один год. При этом, спустя год он одобряет, отменённый за несколько лет до этого монастырский приказ, сутью которого как раз было управление всеми церковными изменениями со стороны государства и владение судебными функциями, которые распространялись на людей, проживающих в церковных имениях.

Как видим, в самом начале царя Петра интересовал лишь фискальный аспект. То есть, он заинтересован, насколько велики церковные доходы, приносимые патриаршей сферой и иными епархиями.

Перед окончанием долгой Северной войны, длившейся как раз двадцать один год, правитель снова пытается внести ясность в форму государственно-церковных отношений. На протяжении всего периода войны так и не было понятно, будет ли созван Собор и будут ли даны Петром санкции на выбор патриарха.

В годы Советской власти Русская Церковь снова осталась без патриарха

Патриаршество в России восстановили перед приходом к власти большевиков, которые подвергли Церковь гонениям.

Именно поэтому после того как святитель Тихон окончил свой земной путь, по его завещанию должность патриаршего местоблюстителя занял священомученник Пётр (Полянский). Патриарший престол при этом оставался свободным.

Патриарх Алексий I в Кремле у Сталина. (1943). Худ. А. Максимов. В годы гонений со второй половины 1920-х по 1943 год патриарший престол пустовал. Избрать Патриарха удалось только после того как митрополиты Сергий, Алексий и Николай встретились и И.В. Сталиным

Со второй половины 1920-х по 1940 год церковные иерархи пытались созвать собор, чтобы избрать Патриарха. Так как советские власти продолжили политику гонения на Церковь, ситуацию удалось изменить только в годы Великой Отечественной войны.

4 сентября 1943 года состоялась историческая встреча И.В. Сталина с тремя митрополитами — Сергием, Алексием и Николаем.

После неё 8 сентября состоялось заседание Архиерейского собора. Он образовал Священный синод и избрал Святейшего Патриарха Сергия. После этого патриаршество в России не прерывалось.

Церковная реформа Петра I

С 1701 по 1722 годы Петр Великий пытался снизить авторитет Церкви и установить контроль над ее административно-финансовой деятельностью. Предпосылками к этому стал протест Церкви против происходящих в стране изменений, называя царя антихристом. Имея огромный авторитет, сравнимый с авторитетом и полнотой власти самого Петра, Патриарх Московский и Всея Руси был главным политическим конкурентом российского царя-реформатора.

Рис. 1. Молодой Петр.

Кроме всего прочего, у Церкви были накоплены огромные богатства, которые были необходимы Петру для ведения войны со шведами. Все это связывало руки Петру для использования всех ресурсов страны ради желанной победы.

Перед царем стояли задачи ликвидировать экономическую и административную автономии Церкви и снизить численность духовенства.

Патриаршество на Руси учреждено 5 февраля 1589 года

Патриаршество на Руси учреждено 5 февраля 1589 года при царе Фёдоре Иоанновиче. Это предшествовала череда событий, результатом которых стало объявление Москвы «Третьим Римом».

«Второй Рим» или Константинополь в это время не мог исполнять своих функций центра Православного Мира, так как он попал под власть османской Турции.

Ферраро-Флорентийский Собор (1438 — 1445) — XVII-й Вселенский Собор. Изображение взято из «Нюрнбергских хроник», 1493 г. С момента заключения Флорентийской унии зависимость Русской Церкви от Константинопольского Патриархата практически прекратилась

Уже после того, как состоялась Флорентийская уния в 1439 году, на Руси возникли сомнения в правоверии греческого духовенства.

В то время как представители русского духовенства, так верующие и представители государственной власти сошлись во мнении, что святой город Константинополь погибнет из-за «латинской ереси».

При этом необходимо отметить, что Русская Церковь всегда зависела от Константинопольского Патриарха. С XV такая зависимость стала чисто номинальной, а после покорения Константинополя турками в 1453 году она практически полностью исчезла.

Виктор Шилов. Первый Патриарх Московский и всея Руси Иов (1589 — 1605). Постановление Первого русского Патриарха произошло 26 января (8 февраля) в Успенском соборе Кремля

Поставление первого русского Патриарха Иова произошло 26 января (8 февраля) в Успенском соборе Кремля. Церемонию провёл Константинопольский Патриарх Иеремия.

В неё принял участие сам Царь Фёдор Иоаннович при большом стечении народа.

После этого русские патриархи избирались на Поместном Соборе Русской Церкви вплоть до того момента, когда император Пётр Великий отменил патриаршество в России.

Христианство на Руси

Русская церковь долгое время являлась одной из митрополий Константинопольского патриархата. После того как на Руси начался период феодальной раздробленности, а население Среднего Поднепровья стало массово мигрировать на территорию современной России, князь Андрей Боголюбский обратился к Константинополю с просьбой учредить для Северо-Восточной Руси отдельную митрополию. Однако патриарх Лука Хрисоверг данную просьбу отверг, а киевский митрополит стал именоваться с этого момента митрополитом всея Руси. Первым митрополитом Киевским славянского происхождения стал Иларион в 1051 году.

  • И. Акимов. Крещение княгини Ольги в Константинополе

В XII—XIII веках экономический, политический и военный центр русских земель сместился на северо-восток, а позиции Киева ослабли. Решающим ударом по бывшей столице Руси стало монгольское нашествие 1240 года. В результате полного упадка Киева митрополит Максим в 1299 году перенёс свою резиденцию во Владимир-на-Клязьме. А с 1325-го местопребыванием митрополитов Киевских и всея Руси стала Москва, превратившаяся в мощный политико-экономический центр восточнославянских земель.

Последним митрополитом Киевским и всея Руси с резиденцией в Москве, назначенным из Константинополя, стал в 1437 году Исидор. По мнению историков, данное назначение должно было обеспечить поддержку со стороны митрополии проведению Флорентийского собора. Надежды Константинополя и Рима Исидор оправдал, подписав в 1439 году Соборное определение об унии, согласно которому православная церковь должна была принять все догматы церкви римской.

Однако уния потерпела крах — как в Константинополе, так и в Москве — ввиду полного отторжения со стороны населения. И если в находящемся на грани полного упадка Константинополе уния некоторое время формально соблюдалась из-за позиции императора и патриарха, то в Москве она не была воспринята ни народом, ни властью.

Итоги и значение

Петр Великий по своему складу был революционером и затеял в стране настоящий переворот всех сфер жизни общества. В результате церковной реформы:

  • Церковь стала слугой государства, государственной службой, которая наряду с функциями отправления культа также выполняла серьезные административные (ведение писцовых книг, «регистрация» браков и пр.) и идеологические функции. Это можно расценивать, как плюс в для государственного управления.
  • Создала серьезный раскол в российском обществе между верхами и низами. Это можно расценивать как минус, поскольку начало складываться непонимание между «верхами» и «низами» российского общества.

Вообще эта реформаторская деятельность напоминает лично мне процесс Реформации в Западной Европе. Но он был «снизу»: народ требовал «дешевой» и демократичной церкви. В России же государство попросту отняло у церкви ее богатства и стало ее нещадно эксплуатировать в своих интересах.

От себя могу сказать, что если Вы в этом году сдаете ЕГЭ по истории, и всё вышесказанное является для Вас новым, то настоятельно рекомендую пойти на наши курсы подготовки, дабы не оплошать на реальном экзамене.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector