1589, 26 янв. учреждение патриаршества в русском государстве

Роль российской церкви в мировом православии

Церковь была молода. Несмотря на это, российские иерархи пользовались неоспоримым авторитетом среди представителей высшего духовенства всего православного мира. Часто он опирался на экономические, политические и даже военные факторы. Особенно это стало очевидным после падения Византии. Восточные патриархи, лишённые своей материальной базы, постоянно были вынуждены приезжать в Москву в надежде получить помощь. Это продолжалось не один век.

Учреждение патриаршества сыграло важную роль в упрочении национального единства народа. Это проявилось с особой силой в Смутное время, когда казалось, что государство стояло на грани потери своего суверенитета. Достаточно вспомнить самоотверженность патриарха Гермогена, ценой собственной жизни сумевшего поднять россиян на борьбу с польскими оккупантами.

История восстановления патриаршества в России

В Москве проходит заседание Архиерейского собора Русской православной церкви. На время собора из Донского ставропигиального мужского монастыря в Храм Христа спасителя перенесли Мощи первого патриарха Тихона. Корреспондент «МИР 24» Роман Паршинцев вспомнил историю патриаршества в России.

Собрание Архиерейского собора приурочено к столетию восстановления патриаршества в России, которое случилось 28 октября 1917 года. Тогда главой русской православной церкви был избран Патриарх Тихон.

Молебен святителю Тихону у его мощей в Храме Христа Спасителя. 100 лет назад именно он стал первым патриархом после двухсотлетней отмены патриаршества Петром Первым.

После революции, оказавшись без царя, православным нужен духовный наставник. Патриарха выбирают на поместном соборе в 17-м году. Причем не голосованием, а с помощью жребия.

В своей первой речи на посту патриарха Тихон будто предрек, страну ожидают «плачь, стон и горе». После октябрьского переворота вся церковная система, по сути – вне закона. Против священнослужителей идёт настоящая война. Епископов уничтожают сотнями. Ленин призывал грабить храмы под предлогом борьбы с голодом. Новоизбранный патриарх для страны советов становиться врагом номер 1 после Николая второго.

Известно, что на патриарха Тихона было несколько покушений. Одно из них произошло здесь, в его покоях. Правда, нападавшим открывал не Тихон, а его келейник – Яков Полозов. В открытую дверь его и убили пятью выстрелами в упор.

Патриарх Тихон резко критикует расправы над духовенством. За это его обвиняют в контрреволюции и арестовывают. Святителю грозит расстрел. Расправиться с патриархом помешали внутрипартийная борьба и напряженные на тот момент отношения во внешней политике.

Патриарха освобождают. Но на свободе он прожил не долго. В марте 25 года, в праздник Благовещение Святитель Тихон скончался. Официально – от сердечной недостаточности. Но есть версии и о его отравлении. К лику святых Тихон был причислен в 81-м году.

Следующего патриарха Московского и Всея Руси после Тихона советская власть разрешила выбрать лишь в 1943 году. Им стал патриарх Сергий (в миру Иван Страгороодский).

«Вот они спроектировали такой маневр. Патриарха Тихона отпустить, но оставить его под следствием. Добиться от него уступок, заявлений», – добавляет Алексей Беглов.

Выборы российских патриархов

Учреждение патриаршества в Москве, как было сказано выше, совершил Константинопольский патриарх Иеремия II, но все последующие предстоятели церкви избирались высшими российскими церковными иерархами. С этой целью всем епископам от имени государя рассылалось повеление явиться в Москву для избрания патриарха. В начале практиковалась открытая форма голосования, но со временем её стали проводить при помощи жребия.

В последующие годы преемственность патриаршества просуществовала вплоть до 1721 года, когда указом Петра I оно было упразднено, и руководство Русской Православной Церковью было возложено на Священный Синод, представлявший собой лишь министерство по делам религии. Такое вынужденное безглавие церкви продолжалось вплоть до 1917 года, когда она наконец вновь обрела своего первосвятителя в лице Патриарха Тихона (В.И. Белавина).

Переговоры о создании Патриаршества

Константинопольская церковь сотрясалась от конфликтов и проблем финансового характера. Патриарх Иеремия II 11.07.1588 г. приезжает в Москву, где его встречают с почестями. Царем Федором Ивановичем передается гостю серебро, деньги, а взамен он получает подготовленные патриархом святыни.

В ходе переговорного процесса с Годуновым стало ясно, что Иеремия II не намерен рассматривать соглашения 1586 г. о создании Патриаршества на Руси. Итогом стало фактический арест патриарха из Константинополя в пределах Рязанского подворья, что побудило его согласиться на признание ограниченной автокефалии.

Такая уступка была слишком маленькой для Москвы. Иеремия предлагает, что он сам станет патриархом Руси. Ему предложили разместиться на территории Владимира, хотя он планировал остаться в столице. Годунов продолжил переговоры с Иеремией, которые длились около 6 месяцев. В январе 1589 г. было получено обещание утвердить и благословить Русского патриарха. В ответ Иеремию отпускали домой в Константинополь.

Первый патриарх России

Федор Иванович созывает 17.01.1589 г. боярскую Думу и церковный Собор. Царь сообщает об отказе Иеремии остаться во Владимире и готовности утвердить в качестве патриарха Иова. Последний после созыва Думы и Освященного Собора выразил согласие отдать решение вопроса на откуп государя.

23.01.1589 г. Иеремия вместе с участниками Освященного собора прибывают в Успенский собор. Иов туда не приехал. Здесь избираются три кандидата. Федор Иванович из них выбирает Иова, который призывается во дворец для встречи с Иеремией. Через трое суток прошла церемония, в ходе которой был поставлен первый патриарх России.

Развитие событий

Первым посетил Москву с целью переговоров о статусе Московской митрополии патриарх Антиохийский Иоаким V в 1586 г. Особенность данного визита была в том, что патриарх Иоаким не мог принимать столь важные решения по данному поводу, но он дал обещание вынести вопрос на обсуждение глав восточных церквей

Особенно важно то, что он согласился поднять проблему перед патриархом Константинопольским Иеремией II

Летом 1588 г. Москву посещает сам Иеремия II. Этот визит для него оказался тяжелым, поскольку в ходе переговоров Годунов и правительство давило на него и даже взяло под домашний арест. Результатом длительных споров стала капитуляция патриарха. В 1589 г. Иеремия единоличным решением возводит в патриарший сан Московского митрополита Иова (1589-1605 гг.).

Далеко не все восточные иерархи благосклонно приняли это событие. Некоторые из них начали активно возражать. В частности, против этого решения высказался патриарх Александрийский Мелетий Пегас. Поэтому в 1590 г. был проведен Собор, на котором высшими сановниками церкви была оформлена грамота. Патриарху Московскому предоставили 5-е место в диптихе. Однако Москва хотела получить третью строчку вслед за Вселенским и Александрийским патриархами. Поэтому был созван повторный Собор в Константинополе в 1593 г.

Наряду с получением патриаршества, русская церковь претерпела и другие изменения. В частности, образовалось 6 архиепископий, а ранг митрополита предоставили архиепископам Новгородскому, Казанскому, Ростовскому и Крутицкому.

Христианство на Руси

Русская церковь долгое время являлась одной из митрополий Константинопольского патриархата. После того как на Руси начался период феодальной раздробленности, а население Среднего Поднепровья стало массово мигрировать на территорию современной России, князь Андрей Боголюбский обратился к Константинополю с просьбой учредить для Северо-Восточной Руси отдельную митрополию. Однако патриарх Лука Хрисоверг данную просьбу отверг, а киевский митрополит стал именоваться с этого момента митрополитом всея Руси. Первым митрополитом Киевским славянского происхождения стал Иларион в 1051 году.

  • И. Акимов. Крещение княгини Ольги в Константинополе

В XII—XIII веках экономический, политический и военный центр русских земель сместился на северо-восток, а позиции Киева ослабли. Решающим ударом по бывшей столице Руси стало монгольское нашествие 1240 года. В результате полного упадка Киева митрополит Максим в 1299 году перенёс свою резиденцию во Владимир-на-Клязьме. А с 1325-го местопребыванием митрополитов Киевских и всея Руси стала Москва, превратившаяся в мощный политико-экономический центр восточнославянских земель.

Последним митрополитом Киевским и всея Руси с резиденцией в Москве, назначенным из Константинополя, стал в 1437 году Исидор. По мнению историков, данное назначение должно было обеспечить поддержку со стороны митрополии проведению Флорентийского собора. Надежды Константинополя и Рима Исидор оправдал, подписав в 1439 году Соборное определение об унии, согласно которому православная церковь должна была принять все догматы церкви римской.

Однако уния потерпела крах — как в Константинополе, так и в Москве — ввиду полного отторжения со стороны населения. И если в находящемся на грани полного упадка Константинополе уния некоторое время формально соблюдалась из-за позиции императора и патриарха, то в Москве она не была воспринята ни народом, ни властью.

Духовная самостоятельность

За свои заслуги перед папой Исидор в 1439 году был возведён в сан кардинала римской церкви с титулом Санти-Марчеллино-и-Пьетро и присвоением звания легата для провинций Литвы, Ливонии, Всея Руси и Польши (Галиции). Прибыв в 1441 году в Москву, Исидор попытался присоединить русскую церковь к католической. Во время архиерейского богослужения в Успенском соборе он помянул Папу Римского и прочёл с амвона Соборное определение Ферраро-Флорентийского собора. Это вызвало возмущение как у обычных прихожан, так и у российских властей. Через три дня Исидор был арестован и заточён в Чудов монастырь. Но бежал оттуда в Тверь, откуда через Литву попал в Византию и Рим. В дальнейшем он занимал различные должности в католической церкви.

  • К. Лебедев. Крещение киевлян
  • Wikimedia commons

На Соборе епископов Восточной Руси Исидора осудили как отступника и отвергли унию. Московский собор 1448 года поставил на Русскую митрополию епископа Рязанского Иону. Это решение не согласовывалось с Константинополем, где на тот момент у власти ещё находились униаты. Русская церковь фактически стала автокефальной. Её отношения с Константинополем были восстановлены через несколько лет, когда Византия пала под ударами турок, а унию ликвидировали.

«Флорентийская уния подтолкнула Россию к религиозной самостоятельности», — отметил в беседе с RT религиовед и историк Роман Багдасаров.

В 1588 году в Москву прибыл константинопольский патриарх Иеремия II. После долгих переговоров с российскими властями он согласился учредить в России патриаршество и наречь патриархом митрополита Московского Иова, сподвижника Бориса Годунова. Наречение состоялось 2 февраля 1589 года. Три дня спустя константинопольский патриарх Иеремия II совершил интронизацию первого русского патриарха. А перед тем как покинуть Москву, Иеремия II оставил в России Уложенную грамоту, подтверждавшую факт учреждения патриаршества в России.

  • Грамота об учреждении патриаршества в России
  • xpam-xpicta.ru

На соборе 1593 года в Константинополе Иеремия II, а также патриарх Александрийский Мелетий Пигас, патриарх Антиохийский Иоаким и патриарх Иерусалимский Софроний официально утвердили введение патриаршества в Москве.

Большинство епископских кафедр при Иове были повышены в ранге, появлялись новые. Патриарх возвёл в сан четырёх митрополитов. При нём проводилась активная миссионерская деятельность.

Тяжёлым испытанием для русской церкви стала Смута, а также попытки Речи Посполитой совместно с Папой Римским создать Русскую униатскую церковь. Однако все эти трудности в XVII веке были преодолены.

«Сказать с уверенностью, почему патриаршество было учреждено именно в 1589 году, сложно. Этому поспособствовал целый ряд факторов. Ранее до этого руки не доходили из-за бесконечных войн, и только при царе Фёдоре подвернулся удобный случай, когда в Москву прибыл константинопольский патриарх Иеремия II», — рассказал Андреев.

По словам Романа Багдасарова, процесс обретения автономии русской церковью был долгим, а события второй половины XVI века сыграли важную роль в истории.

«Фактически в 1589 году произошло возникновение того, что мы сегодня определяем как русский мир», — подытожил Багдасаров.

Это интересно: Триумф русского оружия в Европе, семилетняя война (кратко)

Духовная самостоятельность

За свои заслуги перед папой Исидор в 1439 году был возведён в сан кардинала римской церкви с титулом Санти-Марчеллино-и-Пьетро и присвоением звания легата для провинций Литвы, Ливонии, Всея Руси и Польши (Галиции). Прибыв в 1441 году в Москву, Исидор попытался присоединить русскую церковь к католической. Во время архиерейского богослужения в Успенском соборе он помянул Папу Римского и прочёл с амвона Соборное определение Ферраро-Флорентийского собора. Это вызвало возмущение как у обычных прихожан, так и у российских властей. Через три дня Исидор был арестован и заточён в Чудов монастырь. Но бежал оттуда в Тверь, откуда через Литву попал в Византию и Рим. В дальнейшем он занимал различные должности в католической церкви.

  • К. Лебедев. Крещение киевлян

На Соборе епископов Восточной Руси Исидора осудили как отступника и отвергли унию. Московский собор 1448 года поставил на Русскую митрополию епископа Рязанского Иону. Это решение не согласовывалось с Константинополем, где на тот момент у власти ещё находились униаты. Русская церковь фактически стала автокефальной. Её отношения с Константинополем были восстановлены через несколько лет, когда Византия пала под ударами турок, а унию ликвидировали.

«Флорентийская уния подтолкнула Россию к религиозной самостоятельности», — отметил в беседе с RT религиовед и историк Роман Багдасаров.

Начиная с правления великого князя Ивана III, женатого на византийской принцессе Софье Палеолог, в России начала формироваться особая идеология, согласно которой после падения Константинополя Москва становилась новым оплотом вселенского православия. В России заговорили о перспективе учреждения отдельного патриаршества.

«Между тем Москва, которой был нужен свой патриарх, продолжала находиться в статусе митрополии в составе Константинопольской патриархии. При этом Россия оставалась единственным сохранившимся православным царством в окружении иноверческих государств, что делало её центром православного мира», — добавил историк.

В 1588 году в Москву прибыл константинопольский патриарх Иеремия II. После долгих переговоров с российскими властями он согласился учредить в России патриаршество и наречь патриархом митрополита Московского Иова, сподвижника Бориса Годунова. Наречение состоялось 2 февраля 1589 года. Три дня спустя константинопольский патриарх Иеремия II совершил интронизацию первого русского патриарха. А перед тем как покинуть Москву, Иеремия II оставил в России Уложенную грамоту, подтверждавшую факт учреждения патриаршества в России.

  • Грамота об учреждении патриаршества в России

На соборе 1593 года в Константинополе Иеремия II, а также патриарх Александрийский Мелетий Пигас, патриарх Антиохийский Иоаким и патриарх Иерусалимский Софроний официально утвердили введение патриаршества в Москве.

Большинство епископских кафедр при Иове были повышены в ранге, появлялись новые. Патриарх возвёл в сан четырёх митрополитов. При нём проводилась активная миссионерская деятельность.

Тяжёлым испытанием для русской церкви стала Смута, а также попытки Речи Посполитой совместно с Папой Римским создать Русскую униатскую церковь. Однако все эти трудности в XVII веке были преодолены.

«Сказать с уверенностью, почему патриаршество было учреждено именно в 1589 году, сложно. Этому поспособствовал целый ряд факторов. Ранее до этого руки не доходили из-за бесконечных войн, и только при царе Фёдоре подвернулся удобный случай, когда в Москву прибыл константинопольский патриарх Иеремия II», — рассказал Андреев.

По словам Романа Багдасарова, процесс обретения автономии русской церковью был долгим, а события второй половины XVI века сыграли важную роль в истории.

«Фактически в 1589 году произошло возникновение того, что мы сегодня определяем как русский мир», — подытожил Багдасаров.

Глава Русской Православной Церкви до учреждения патриаршества

Святитель Иов был главой русской церкви сперва будучи митрополитом, а после 1589 года – патриархом

До 1589 года главой русской церкви был митрополит, но не простой, а Митрополит Московский и всея Руси. Это особый титул, так как в разных частях страны могли быть свом митрополиты (звание митрополита соответствует званию епископа). К примеру, митрополит Киевский действовал независимо от митрополита Московского, и даже после того, как последний стал патриархом, он ему не подчинился, так что Киевская митрополия осталась в подчинении Константинополю, а не Москве. Соответственно, до учреждения патриаршества главой Русской Православной Церкви был Митрополит Московский и всея Руси, а после – Патриарх Московский и всея Руси.

Патриаршество в России восстановили в 1917 году

В Русской Православной Церкви до конца XVII века прошло 11 соборов. При этом за Синодальный период с 1700 по 1917 год не созвали ни один собор. В результате за 200 лет накопилось огромное количество вопросов в церковной жизни, требующих разрешения.

Именно поэтому император Николай II 16 января 1906 года учредил Предсоборное присутствие, задачей которого стало подготовка проведения Поместного собора.

Президиум Поместного Собора Русской Православной Церкви 1917 г . Первый Поместный Собор за 200 лет с момента петровских реформ церкви работал в помещении Успенского собора Московского Кремля в годы Октябрьской революции и гражданской войны

Сам Всероссийский Поместный собор открылся в 1917 году 15 августа.

Работал он в помещении Успенского собора Московского Кремля. Кроме российского священничества на собор 1917 года прибыли также епископ Хушский Никодим (Мунтяну) от Румынской Церкви и архимандрит Михаил от Сербской церкви.

Всего на него съехалось более полутысячи участников со всей России, 227 — от иерархии и духовенства, 299 — от мирян.

200
столько лет в России не было Патриарха

Собор заседал более года и, несмотря на то, что он стал выдающимся событием церковной жизни в России всех вопросов решить он не смог. При этом главный вопрос о восстановлении патриаршества всё-таки решили.

Здесь всё прошло не совсем гладко, ведь шла Первая мировая война, которую после Октябрьской революции сменила Гражданская.

Священномученик Митрофан (Краснопольский), епископ Астраханский. Отец Митрофан первым поставил перед Поместным собором 1917 — 1918 годов вопрос о восстановлении в России патриаршества

Вопрос об избрании Патриарха вместо Священного синода поставил 11 октября 1917 года председатель Отдела высшего церковного управления епископ Астраханский священномученик Митрофан. Его инициатива вызвала бурные споры.

Членов Собора волновала опасность возникновения раскола, а также возникновения в России папизма. Здравый смысл восторжествовал и впервые в истории Русской Церкви за 200 лет православные избрали себе патриарха.

Оформление Уложенной грамоты

В начале февраля Иеремия вновь просит разрешить ему покинуть Россию. Годунов отказывается, указывая на сложности зимней дороги. Однако ему нужно было время для оформления Уложенной грамоты – документа, учреждающего Патриаршество в Москве. В ней указывалось, что все восточные патриархи дали согласие на создание патриаршества в Москве, но реального одобрения еще не существовало.

Кроме того, требовалось внести Московского патриарха на более высокую ступеньку в патриаршие диптихи. Предлагалось упоминать Московского патриарха третьим. С такими договоренностями и дарами от царя Иеремия в мае 1589 г. покидает Москву.

Иеремия в 1590 г. созывает собор на территории Константинополя. Там он сообщает о создании патриаршества в России. На соборе данное решение утверждается, а в 1591 г. Тырновским митрополит Дионисием привез Соборную грамоту. Ее вручают царю 20.06.1591 г. А уже в 1593 г. прошел новый собор. В его работе приняли участие восточные патриархи, которые и подтвердили право возведения предстоятеля церкви России в сан патриарха. Подтверждено и 5-е место в диптихе.

Выбери ответ

Предметы

  • Русский
  • Общество
  • История
  • Математика
  • Физика
  • Литература
  • Английский
  • Информатика
  • Химия
  • Биология
  • География

Классы

  • 11 класс
  • 10 класс
  • 9 класс
  • 8 класс
  • 7 класс
  • 6 класс
  • 5 класс
  • 4 класс
  • 3 класс
  • 2 класс
  • 1 класс

ЕГЭ по истории

  • Кодификатор ЕГЭ с объяснением всех тем
  • Перевод первичных баллов ЕГЭ во вторичные. Шкала баллов по заданиям
  • Правители от Рюрика до Путина
  • Даты всемирной истории для ЕГЭ
  • Краткая характеристика всех периодов русской истории
  • Демоверсия ЕГЭ с ответами

ОГЭ по истории

  • Кодификатор ОГЭ с объяснением всех тем
  • Перевод баллов ОГЭ в оценку
  • Демоверсия ОГЭ с ответами
  • Даты всемирной истории для ОГЭ

Условия учреждения

Патриаршество в Русском государстве было утверждено в период правления царя Федора Ивановича. Он, по мнению многих историков, являлся скорее номинальным правителем. Реальная же власть была сосредоточена в руках боярина Бориса Годунова, женатого на сестре государя. Годунов относится к кругу наиболее неоднозначных фигур в русской истории. В то же время он считается государственником, ориентированным на укрепление международной роли государства на мировой арене. К числу достижений этого человека можно смело отнести патриаршество и самостоятельность РПЦ.

Определенную базу идеологического характера для такого процесса заложила концепция Третьего Рима. Она сложилась еще в начале XVI в. и рассматривала Русское государство как хранителя истинно православной веры. Идеологи данного учения говорили о том, что Москва является последовательницей и наследницей Рима и Константинополя. Она является Третьим Римом, а Четвертого быть уже не может.

Скандалы

Кирилл стал участником ряда прогремевших на всю страну скандалов. Первая такая история, в которой его имя было засвечено – дело о применении налоговых льгот на импорт алкогольной и табачной продукции в 1990-х годах.

Согласно данным «Новой газеты», он был лично заинтересован в совершении сделки, связанной с импортом данных товаров. Но многие религиозные деятели выступили с заявлениями, что все это было лишь провокацией врагов. Эту компанию якобы спланировали недоброжелатели, желая запятнать имя религиозного человека.

Помимо этого отмечается, что Кирилла Гундяева на фото не раз фиксировали и уличали во взаимодействии с КГБ. В 2003 году В. Путин прочитал письмо от священника Московской Хельсинской группы о том, что Патриарх – агент КГБ. Но данное действие в обществе посчитали провокацией, направленной против него. Данное действие ни в какой результат не вылилось.

С 2010 году Патриарх снова стал участником громкого скандала. Согласно биографии Кирилла Гундяева, сожительница и соратница патриарха нашла в его квартире большой слой пыли. Она вызвала комиссию, которая установила, что вещества оказались в квартире из-за ремонта, проводившегося внизу. Там жил священник Юрий Шевченко. Но скандал заключался в том, что экспертиза выявила в пыли наличие канцерогенных веществ. В итоге ущерб, нанесенный тогда имуществу Патриарха, был оценен в 20 млн рублей. Отсудила эту сумму от соседа снизу, согласно биографии Кирилла Гундяева, сожительница, и прессу заинтересовало ее наличие у Патриарха. Все стали выяснять статус женщины, очевидно проживавшей с ним в одной квартире. Затем, значительно позже, владелец квартиры рассказал, что ее подарил заместитель Ю. Лужкова по указу Б. Ельцина, но Патриарх не жил в ней дольше недели, а подарил своей троюродной сестре, которая и обнаружила слой пыли.

Следующий скандал в биографии Кирилла Гундяева – о состоянии. В 2012 году была опубликована на официальном сайте РПЦ его фотография, где на руке Кирилла присутствовали дорогие часы Brequet. Затем часы были убраны с этого фото, но остались в отражении на столе. Пресс-служба РПЦ назвала данный случай нелепостью по ошибке редактора.

И в скором времени была опубликована заново настоящая версия, где часы были.

Суть скандала была в том, что часы эти стоили 30 000 евро, а сам Патриарх в СМИ заявлял сперва, что наличие часов было нарисовано в фотошопе, а затем назвал их подарком. Все это вызвало бурные дискуссии в обществе о роли Церкви и о деньгах налогоплательщиков и прихожан. Сам Кирилл в проповедях призывает не стремиться к хорошей обеспеченной жизни.

Помимо этого, зарубежная пресса оценила состояние Патриарха в 4 миллиарда долларов. Ему принадлежит не один автомобиль из разряда наиболее дорогих, яхта, самолет и дорогие часы. Но сам Кирилл отбивается от нападок СМИ, подчеркивая, что все полученные церковью средства используются по назначению. Так, РПЦ открывала православные школы и благотворительные фонды. По мнению самого Патриарха, все обвинители стремятся лишь унизить РПЦ и критиковать православие в нашей стране.

Тем не менее, по данным соцопросов, Кирилла поддерживает 99 % населения, однако Всемирная сеть показывает большой градус недовольства им на фоне множества скандалов, которые и спустя годы являются предметом возмущений людей.

По большей части, людей волнует то, что он не имел права на все те предметы роскоши, которыми обладал. Ведь по церковным законам, которые он активно пропагандирует, он всего этого приобретать не вправе. Любопытно то, что главы ряда европейских государств, очевидно, имеющие возможность жить роскошно, живут гораздо проще и скромнее русского Патриарха, хотя у них закона, запрещающего роскошь, нет. Это нередко подмечается в связи с именем Кирилла. Кто же на самом деле посвящает всего себя своей работе?

Процесс установление патриархата

С 1448 года митрополит в Москве считался автокефальным. Однако, утверждение патриаршества относится к маю 1589 года, когда Вселенский патриарх Иеремия II, который занимал должность Константинопольского патриарха с перерывами с 1572 по 1595 год.

Рис. 1. Патриарх Иов.

Во время переговоров патриарх Иеремия II находился под домашним арестом. Переговоры шли с июля 1588 года. Решение о создании патриархата было подтверждено двумя соборами в Константинополе, они были проведены в 1590 и в 1593 годах.

Царский престол в те годы занимал Федор Иоаннович, сын Ивана IV Грозного, последний царь из династии Рюриковичей. Важную роль в создании патриаршества играл Борис Годунов.

В перечне патриархатов того времени Московскому было отведено пятое место, после Константинопольского, Александрийского, Иерусалимского и Антиохийского. Патриаршество просуществовало в России до 1700 года. После смерти патриарха Адриана в 1700 году Петр I запретил избирать нового, а спустя 20 лет для управления делами церкви создал Святейший Синод.

Действия патриарха Иеремии были единоличными. Они вызвали осуждение на Ближнем Востоке, например, со стороны Александрийского Патриарха. В 1590 этот патриарх отказался подписать грамоту, но в 1593 его подпись там появилась.

Рис. 2. Патриарх 1589.

Независимость Русской Церкви

Ещё задолго до того, как официально произошло учреждение в России патриаршества, зависимость Русской Церкви от Византии носила лишь номинальный характер. С начала XV века над православным Константинополем висела угроза, исходящая от его постоянного врага ― Османской империи. В расчёте на военную поддержку Запада он был вынужден поступиться религиозными принципами и на Соборе 1438 года заключить унию (союз) с западной церковью. Это безнадёжно подорвало авторитет Византии в глазах православного мира.

Когда же в 1453 году турки овладели Константинополем, Русская Церковь стала практически самостоятельной. Однако статус, дающий ей полную независимость, необходимо было узаконить в соответствии с существовавшими тогда каноническими правилами. С этой целью в Москву прибыл Константинопольский Патриарх Иеримия II, который 26 января 1589 года совершил поставление первого русского Патриарха ― Иова (в миру Иоанна).

§ 64. Учреждение патриаршества в Москве и указы о крестьянах (1)

Теория «Москва – Третий Рим» и учреждение московского патриаршества (1589). Четыре новых русских митрополии.

Мы уже знаем (§45), что после Флорентийской унии московская митрополия отделилась от Константинопольского патриархата и стала автокефальною. Московские митрополиты избирались собором русских архиепископов и епископов и принимали поставление в Москве, не ездя в Царьград. Находясь во главе свободной, многолюдной и могущественной паствы, московские митрополиты были на деле выше восточных патриархов, униженных и обедневших в турецкой неволе. Но они по-прежнему носили сан митрополитов. Понятно, что московские государи, приняв царский титул и считая себя заместителями византийских царей, желали, чтобы и глава их церкви получил новый титул — патриарший, который соответствовал бы достоинству Русского царства. С точки зрения теории о «Москве — третьем Риме» было необходимо, чтобы в Москве рядом с царем стоял патриарх, как это во все века было в старом православном царстве. Годунову удалось достигнуть осуществления этой заветной мысли московских патриотов.

https://youtube.com/watch?v=64oVWgUX7Jk

Учреждение патриаршества в Русской церкви

С православного востока тогда нередко приезжали на Русь духовные лица «за милостынею», то есть за пособиями. Тяжелое состояние православных церквей под мусульманскою властью было тому оправданием. В 1586 г. впервые появился в Москве с востока за милостынею не простой архиерей, а патриарх Антиохийский (Иоаким). Московский митрополит (Дионисий) встретил его как равный равного и даже первый дал ему благословение, чем вызвал недоумение и неудовольствие патриарха. Вместе с тем в Москве заговорили с гостем о желательности устроить на Москве патриаршество, и Годунов просил его посоветоваться об этом деле с другими восточными патриархами. Патриарх обещал и был отпущен из Москвы с богатым пособием. Так было поднято в Москве дело о патриаршестве. Однако восточные патриархи не выказали особого сочувствия мысли об учреждении нового, пятого патриархата.

Процесс установление патриархата

С 1448 года митрополит в Москве считался автокефальным. Однако, утверждение патриаршества относится к маю 1589 года, когда Вселенский патриарх Иеремия II, который занимал должность Константинопольского патриарха с перерывами с 1572 по 1595 год.

Рис. 1. Патриарх Иов.

Во время переговоров патриарх Иеремия II находился под домашним арестом. Переговоры шли с июля 1588 года. Решение о создании патриархата было подтверждено двумя соборами в Константинополе, они были проведены в 1590 и в 1593 годах.

Царский престол в те годы занимал Федор Иоаннович, сын Ивана IV Грозного, последний царь из династии Рюриковичей. Важную роль в создании патриаршества играл Борис Годунов.

В перечне патриархатов того времени Московскому было отведено пятое место, после Константинопольского, Александрийского, Иерусалимского и Антиохийского. Патриаршество просуществовало в России до 1700 года. После смерти патриарха Адриана в 1700 году Петр I запретил избирать нового, а спустя 20 лет для управления делами церкви создал Святейший Синод.

Действия патриарха Иеремии были единоличными. Они вызвали осуждение на Ближнем Востоке, например, со стороны Александрийского Патриарха. В 1590 этот патриарх отказался подписать грамоту, но в 1593 его подпись там появилась.

Рис. 2. Патриарх 1589.

Пётр Первый упразднил патриаршество, потому что боялся соперничества со стороны Патриарха

Пётр Великий упразднил патриаршество в России по трём причинам. Первая и главная — боязнь соперничества со стороны Патриарха по «папскому» сценарию.

Вторая причина состояла в том, что император хотел единолично пользоваться церковными богатствами в государственных интересах. Третья же причина — борьба оппозиционно настроенным духовенством.

Таблица-схема: основные причины упразднения патриаршества при Петре I

Если подвести итог, то можно сказать, что Пётр Великий строил в России абсолютизм и поэтому сосредотачивал всю полноту власти в своих руках.

Это касалось и Церкви. Синодальный период продлился в России до 1917 года, и всё это время деятельность Священного Синода вызывала неодобрение в церковных кругах.

Первый российский патриарх

Выбор кандидатуры первого патриарха был весьма удачным. С самого начала своего правления только что избранный предстоятель развернул активную деятельность по укреплению дисциплины среди церковнослужителей и повышению их нравственного уровня. Он также приложил немало сил к просвещению широких народных масс, обучению их грамоте и распространению книг, содержащих Священное Писание и святоотеческое наследие.

Свою земную жизнь патриарх Иов завершил как истинный христианин и патриот. Отвергая всякую ложь и беспринципность, он отказался признать подступавшего в те дни к Москве Лжедмитрия и был заточён его сторонниками в Успенский Старицкий монастырь, из которого вышел больным и ослепшим. Своей жизнью и смертью он явил всем будущим предстоятелям жертвенный пример служения Русской Православной Церкви.

Патриарха в 1917 году избрали из трёх кандидатов

Соборный Совет предложил процедуру избрания Патриарха основанную на исторических традициях. Согласно им выборы прошли в три тура.

На патриарший престол претендовали разные люди, так как требовалось избрать одного победителя из трёх кандидатов.

Сами кандидаты избирались большинством голосов тайным голосованием. Голосование повторялось пока не оставалось три кандидата. Сам же Святейший Патриарх Московский и Всея Руси избирался жребием.

Жребий с именем новоизбранного Патриарха Всероссийского Тихона, извлеченный 5 ноября 1917 года из ковчежца пред царскими вратами храма Христа Спасителя слепым старцем схииеромонахом Зосимовой пустыни Алексий (Соловьёв)

Процедура началась 28 октября. После четырёх туров голосования осталось трое кандидатов: архиепископы Харьковский Антоний (Храповицкий), Новгородский Арсений (Стадницкий) и митрополит Московский Тихон (Белавин).

Процедура избрания Патриарха состоялась 5 (18) ноября в Храме Христа Спасителя после литургии и молебна. Жребий тянул слепой старец схииеромонах Зосимовой пустыни Алексий (Соловьёв).

По Божией Воле Московский митрополит Тихон стал Патриархом. На выборах Патриарха жребий тянул слепой старец схииеромонах Зосимовой Алексий (Соловьёв).

Для интронизации Патриарха Тихона профессор Иван Соколов по творениям святителя Симеона Солунского восстановил древний чин настолования Константинопольского патриарха.

Он стал основой нового чинопоследования. Недостающие молитвы позаимствовали из чинопоследования Александрийской Церкви.

Святейший патриарх Тихон, 1925 год. Митрополит Московский Тихон (Белавин) стал первым Патриархом Московским и Всея Руси после восстановления в России патриаршества

17 ноября Собор утвердил названный чин после чего интронизация состоялась 21 ноября в праздник Введения в Успенском соборе Кремля.

Для торжества настолования из Оружейной палаты взяты регалии Московских первосвятителей — жезл святителя Петра: ряса священномученика Ермогена; а также мантия, митра и клобук патриарха Никона.

День интронизации Патриарха Тихона стал днём начала поминания Патриарха вместо Священного синода. При этом последний официально прекратил свою деятельность только 1 (14) февраля 1918 года.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector