Собор (мечеть) святой софии в стамбуле: тайны, мистика, история (ayasofya-ı kebir camii)

Роспись

Фрески церкви Св. Софии сохранились частично в просторном нартексе, куда попадает прихожанин, как только входит в притвор.

В сводах оконных проёмов западной стены церкви уцелели лики благочестивых отцов церкви (многие из них плохо различимы) среди иных присутствуют и местные праведники, в том числе и святая Феодора Солунская, подвизавшаяся в монастыре в IX веке.

Престольный праздник храм Святой Софии отмечает 14 сентября — Воздвижение Честного и Животворящего Креста.

Храм Святой Софии на карте Салоник

Как добраться

Мечеть расположена в 20 км. от аэропорта в старом районе Стамбула. Если вы только прилетели и хотите начать свое путешествие с этого собора, то можно нанять такси или добраться на общественном транспорте.

Прямо из здания аэропорта нужно по указателям в метро сесть на линию М1 и проехать до станции Zeytinburnu. Потом нужно выйти из подземки и добраться до остановки трамвая линии Т1 abataş – Bağcılar. На трамвае доезжаем до остановки Sultanahmet, и через 300 метров вы уже будете у ворот Собора.

Если вы отправляетесь к храму из какой-либо другой точки города, то в этом случае вам нужно попасть на трамвайную линию Т 1 и высадиться на остановке Sultanahmet.

Заключение

Главную мечеть Турции в Стамбуле обязательно нужно запланировать для посещения. А воспользовавшись информацией и рекомендациями из нашей статьи, вы сможете организовать идеальную экскурсию и получить максимум впечатлений от музея.

Автор статьи :  Айгуль Хусаинова

Интерьер

Внутренне убранство храма Святой Софии всегда отличалось редкой красотой. При его возведении для украшения везли из Проконеза белый, словно снег, мрамор, из Каритоса везли малахитово-зеленый, из Ясоса – нарядный красный, из Фригии мрамор розового цвета. Нижние части стен покрыли сине-зеленым и розовым мрамором, пол украсили мраморными узорами разных цветов. Поверхность алтаря, по свидетельству современников, переливалась 72 разными цветами и оттенками. Капители колонн украсила изящная резьба. Верхнюю галерею расписали фресками и покрыли мозаикой со священными изображениями. А купол украшала позолота и мозаика с ликом Христа Вседержителя.

По периметру храма шли ряды икон, святынь, рак с мощами. Но это все в прошлом. Сейчас здесь пусто и голо. Но внутренняя обшивка здания полихромным мрамором, зеленым, белым, порфировым, дошла до нашего времени.

  1. Византийские мозаики

Храм Святой Софии в Стамбуле и теперь знаменит своими изысканными мозаиками. Самые древние мозаики – это скромные геометрические и растительные орнаменты, они датируются царствованием Юстиниана. Более поздние – с изображениями Христа, святых, императоров и их семей.

А над алтарем изображение Богородицы, на коленях держащей младенца Христа… При входе в неф собора глаза остановились на чудесном образе, и потом, когда бродили между колоннами, заметила, что мой взгляд не раз, и не два, тянулся к ней.

И самые известные из мозаик – на верхнем этаже, в галереях. В южной галерее находится самая-самая из них – мозаика Деисус. Этим словом обозначается в иконописи композиция из трех персонажей: посередине Христос, около него Богоматерь и Иоанн Предтеча в молитвенных позах. Здесь же еще одна знаменитая мозаика – изображение Христа Пантократора в тёмно-синих одеждах, правая рука его поднята для благословения, а левая держит Евангелие.

Прямо под главным куполом храма Святой Софии в Стамбуле, на треугольных парусах-пандативах фресковые херувимы. Их турки, в отличие от мозаик, не замазывали штукатуркой, а всего лишь укрывали их лики накладками.

  1. Каллиграфия в Айя София Стамбул

В музее, высоко наверху, висят 8 огромных щитов круглой формы, изготовленных то ли из верблюжьей, то ли из ослиной кожи. На них дивной красоты арабские надписи. Написаны имена Аллаха, его пророка, изречения из Корана. Щиты образуют невероятно интересный контраст с христианскими мозаиками.

  1. Светильники и кованые железные люстры.

Из выси на тросах спускаются вниз, почти на рост человека, люстры. Это один из ярких элементов украшения храма: словно капельки сияющей росы на раскинувшейся наверху паутине. Невероятно красивые.

  1. Михраб

Напомню, это округлая ниша в стене, которая отмечает направление Мекки, Саудовская Аравия, там – самое священное место в исламе. Видите, в Ая София она немного не по центру? Дело в том, что собор Святой Софии в Стамбуле строился как христианский храм, которые ориентируются на восток. А все мечети должны быть направлены на Каабу в Мекке, то есть на юго-восток Стамбула, вот поэтому в Айя-София и произошло такое несовпадение центральной части здания церкви и осевой точки михраба. Слева от михраба находится Ложа Султана, справа – минбар место для проповедей.

  1. Коронационная площадка

Считается, что квадрат на полу, выложенный из цветного мрамора, и есть то место, где короновались византийские императоры.

Переплетение культур

В следствии того, что в разное время здание являлось и православным собором и главной придворной мечетью, в нем одновременно уживается несколько культур. Христианские фрески освящаются витражными окнами с арабской вязью, из императорской ложи открывается вид на мусульманский михраб.

  • На стенах главного зала висят огромные круглые таблички 7 метров в диаметре, на них написаны изречения из Корана, имена первых халифов. Это самые крупные образцы арабской каллиграфии в мире.
  • На стенах, колонах и других поверхностях Софии оставлены более 70 славянских надписей, более половины относится к домонгольской эпохе. Почти все они отображают имя писавшего, своего рода автографы.
  • Встречаются скандинавские руны на парапетах и кресты, вероятно нанесенные в период крестового похода.

Знаковые места

К сожалению, после превращения музея в мечеть, некоторые места стали труднодоступны для обозрения. Например, пуп земли прикрыт ковром.

Пуп земли

В соборе проходила коронация императоров Восточно-римской эпохи. Перед алтарем находится мраморная площадка, с круглыми вставками из цветного камня, это место именуется «Омфалион» или «Пуп Земли». Трон императора находился в центральном большом круге, а приближенные стояли в малых.

Пуп земли

Место крещения княгини Ольги

Именно здесь происходило крещение княгини Ольги. Она первая приняла крещение, хотя и её дружина и её народ оставались язычниками, так же как и сын, князь киевский Святослав Игоревич. Согласно повести временных лет, крестил Ольгу лично император Константин VII в 955 году. При крещение княгиня получила имя Елена.

Врата из ковчега

Айя-София впитала в себя не только материальные, но и духовные блага со всего света в виде строительных материалов, использованных ранее в других храмах. Считается, что императорские врата собора сделаны из дерева от Ноева Ковчега.

Ворота датируются VI веком и являются самыми большими в соборе-7 метров в высоту. Этими воротами пользовался только сам император, его сановники и свита пользовались дверями по соседству.

Императорские врата выделяются посерединеНа тимпане Царских врат изображен император Лев VI, склонившийся перед благословляющим его Иисусом Христом, а справа и слева от Христа расположены фигуры Девы Марии и Архангела Гавриила в круглых медальонах. Эта мозаика, исполненная на границе X и XI веков, символизирует вечную власть, даруемую Богом византийским императорам. Лев VI, по трактовке некоторых исследователей, неслучайно пал ниц, он вымаливает прощение в связи со своим четвертым неканоническим браком, после которого патриарх Николай Мистик отказал ему в венчании и не пустил в храм

Мозаики

На втором этаже собора множество образов выложено в виде мозаики. Большая часть из них датируется IX — X веком, более поздние — XV. Они были обнаружены под слоем штукатурки лишь в XX веке во время реконструкции и до сих пор ведутся работы по очистки стен от извести. Сравнительно недавно в северо-западном крыле были обнаружены мозаики средневизантийского периода.

Золотые купола

Мехмеду Завоевателю город и храм достались в весьма плачевном виде. Зато он его почти и не трогал: переделал михраб, чтобы перенаправить молящихся с востока (Иерусалим) на юго-восток (Мекка), пристроил минарет, еще один минарет пристроил его сын, Баязид II.

В 70-е годы XVI века султан Селим II, сын Сулеймана Великолепного, затеял массовую реконструкцию трофейного храма. Возможно, эта реконструкция и спасла Святую Софию, и благодаря ей здание достояло до наших дней. Архитектор Синан по его приказу воздвиг еще два минарета и укрепил здание массивными контрфорсами, а вместо лепившихся к мечети домиков воздвиг султану мавзолей, где тот до сих пор и лежит. На рисунках тех времен, авторства французского художника Гийома Грело (1680) и шведского дипломата Корнелия Лооса (1710), видно множество мозаик, не сохранившихся до наших дней — грозила им не столько штукатурка, сколько стамбульские землетрясения.

Только в XVII веке турки озаботились соответствием внутренней части храма мусульманской традиции и замазали изображения штукатуркой. Восьмиметровые деревянные щиты с каллиграфическими надписями появились в храме еще позже. Их нарисовал по заказу султана Абдул-Меджида I знаменитый османский каллиграф Казаскер Эфенди. Одновременно с этим султан позвал швейцарца Гаспаре Фоссати, прибывшего в 1847 году строить новое здание российского посольства (оно и по сей день стоит на Истикляль), отремонтировать осыпающийся мозаичный узор храма. Фоссати, не мудрствуя, прошелся поверх краской, а заодно зарисовал мозаичные иконы, которые он видел во время реставрации. Многие из них осыпались при следующем большом землетрясении и сохранились до наших дней только на этих рисунках.

Впрочем, по свидетельству Жерара де Нерваля, побывавшего в Константинополе в начале XIX века, мозаики оказались «замазаны слегка»; Николай Гумилев в 1913 году видел на стенах Софии просвечивающие сквозь штукатурку тени ангелов; «призраки мертвых византийских мозаик, просвечивающих сквозь белила» разглядел в 1907 году и Иван Бунин.

В общем, София требовала непрестанного ремонта, и турки ей в нем не отказывали. Более того, завоеватели были очарованы Софией настолько, что и стамбульские мечети строили по ее подобию. В этом, несомненно, заслуга великого архитектора Синана, в своих величественных имперских мечетях вновь и вновь повторявшего образ Софии — тот же купол, лежащий на двух полукуполах, то же чувство наполняющего храм изнутри света. Голубая мечеть напротив Айи-Софии была закончена уже после Синана, в 1616 году, — теперь они смотрят друг на друга, и новый стамбульский турист не сразу сможет отличить один купол от другого.

Император Константин IX Мономах и императрица Зоя. Поклонение Христу, 11 век

Alamy/Legion Media

Одно из главных произведений византийского искусства — Деисус: Богоматерь и Иоанн молят Христа о спасении рода человеческого. Часть мозаики разрушена.

Дни празднования и именины

Именины считаются личным праздником в православии. Отмечают его только крещеные люди, а дата выпадает на день чествования того святого, в честь которого было получено второе имя, данное при крещении. Выбрать имя можно самостоятельно, если человек проходит обряд крещения в зрелом возрасте, или его выбирают родители, если речь идет о ребенке. Имя, взятое при крещении, может отличаться от мирского.

Обратите внимание! Разрешается брать имена только тех людей, которых возвели в ранг святых. Если выбранным именем не назван ни один из известных праведников – выбрать его для крещения не получится

Глубоко верующие люди, хорошо знающие историю религии и ее поворотные моменты в истории, выбирают имя святого согласно собственным предпочтениям. Обычные граждане, не обладающие необходимыми познаниями в данной области, выбирают один из следующих вариантов развития событий:

  • открывается православный календарь и смотрится ближайшая от дня рождения дата, на которую приходится празднование в честь какого-либо святого;
  • выбор имени оставляется на усмотрение батюшки, который проводит обряд крещения.

Прихожане, нареченные именем София, могут праздновать именины в один из следующих дней:

  • 28 февраля. В этот день проходят службы в честь преподобной Софии Селиверстовой, которую казнили во время революции. За праведную жизнь, положенную на благо церкви и Иисуса Христа, Софью возвели в ранг святых в начале двухтысячных годов;
  • 1 апреля. Первое апреля – праздничный день в православной церкви, в течение которого воздаются хвалебные речи в честь княгини Софии Слуцкой. Он знаменита, как ярая противница греко-католической религии, выступавшая против подобного толкования Законов Божьих;
  • 4 июня. День почитания мученицы Софии, о деяниях которой известно крайне мало. Считается, что она была искусным доктором и пользовалась своим даром бескорыстно, во благо Всевышнего. Приняла мученическую смерть за вероисповедание;
  • 17 июня. Праздник в честь юной христианки, которая провела жизнь скромно и аскетично. О ее деяниях мало известно. Считается, что она была искренне верующей и пострадала от рук безбожников, неся свет истинной религии в массы;
  • 30 сентября. День празднования самой знаменитой из всех великомучениц, носивших имя София. Она считается матерью трех девочек, именуемых Вера, Надежда и Любовь. Дочери были казнены на глазах у матери за то, что семья отказалась отрекаться от Иисуса Христа. Сама женщина скончалась от непомерного горя после того, как похоронила детей на кладбище. За перенесенные мучения и непоколебимость веры женщины были возведены в ранг святых;
  • 1 октября. День, посвященный Софии Египетской. Ее вклад в развитие религии сложно недооценивать, особенно если учитывать тот факт, что проповедовать приходилось во времена нетерпимости и гонений со стороны язычников.

Краткое жизнеописание

К сожалению, история жизни Софии Египетской была утеряна, и до нас дошли лишь скудные обрывки летописей. Согласно церковным легендам, София жила приблизительно в 3 веке, когда христиане во многих странах подвергались сильным гонениям. Не обошла эта участь и Софию. Она, вместе с другой мученицей – Ириной, долгое время проповедовала на улицах, неся свет истины обычному крестьянскому люду.

Об этом прознал правящий император Аврелиан, который ненавидел христиан и поклонялся языческим богам. Естественно, он не мог терпеть такого непотребства на своих землях, приказав поймать женщин и привести пред его очи.

Ирину с Софией схватила стража и в кратчайшие сроки представила на суд императора. Аврелиан решил переманить христианок на свою сторону, пообещав свободу, если они прилюдно откажутся от Иисуса Христа. Женщины не стали этого делать, чем сильно разгневали правителя. Он приказал пытать несчастных, а после того, как палачи не смогли добиться нужного результата, казнил обеих, отрубив им головы. Тела женщин закопали, а об их могилах на долгое время забыли. Лишь спустя много лет, благодаря стараниям Константина Великого, тела мучениц были перенесены в Царьград, где обрели заслуженный покой и уважение.

Архитектурные особенности

Собор стал шедевром своего времени не только благодаря роскоши, но и из-за огромной купольной системы. Во время землетрясения 558 года восточная половина купала раскололась и во время его реставрации архитектор Исидорос добавил нижний обруч, тем самым увеличив высоту купола на 7 метров. В этом обруче находилось 40 поддерживающих ребер и 40 окон. Благодаря этому, создается ощущение сплошного светового пояса и,как следствие, эффект парящего купала.

«Кажется, что купол не покоится на твердом сооружении, но вследствие легкости строения золотым полушарием, спущенным с неба, прикрывает храм»

Прокопий Кесарийский

Главный купол Айя-Софии

  1. Конструкция купола. Купол собора имел максимально возможные размеры, определенные еще римлянами, строителями Пантеона. Византийские мастера построили в свое время плоский купол собора без каких бы то ни было статических расчетов, по интуиции. Однако при закладке фундамента интуиция подвела их: пилястры собора повалились, и все здание рухнуло. Укрепление фундамента потребовало больше труда, чем постройка трех новых перекрытий. Вынужденная реконструкция испортила внешний вид собора — массивные контрфорсы странно противоречат воздушным легким куполам. Купол Святой Софии же приобрел более вытянутые очертания. Опорные башни тоже стали выше и массивнее.
  2. Главный купол. Центральный купол связан с восточным и западным полукуполами, которые вместе с ним перекрывают главный неф.
  3. Окна. Окна под куполом кажутся неуместными – ведь тяжелый венец должен иметь прочную, надежную опору. На деле же они уменьшают опасность возникновения трещин, а купол будто парит над зданием.
  4. Подпружные арки. Пилоны и подпружные арки обеспечивают равномерное распределение давления купола.
  5. Кирпичная кладка. У византийских строителей не было под рукой дешевого материала для производства бетона, поэтому они были вынуждены отказаться от применения бетонных конструкций, которые в свое время значительно облегчили строительство купола Пантеона. Впрочем, использование кирпичной кладки и густого известкового раствора даже немного ускорило темпы строительства – кирпич клали большие артели рабочих невысокой квалификации.
  6. Темпы строительства. Здание храма было построено необычайно быстро – в течении 5 лет. Две артели мастеров по 5 000 человек, соревнуясь, возводили восточную и западную части собора.
  7. Внутреннее пространство. Над центральной частью главного нефа высится огромный купол, диаметр которого 32,6 метра. Свет проникает внутрь сквозь отверстия у основания купола и через окна, прорезанные в тимпанах.
  8. Башни минаретов. Примерно через 900 лет после освящения храма, когда Византия была завоевана турками, здание превратили в мечеть и по обеим его сторонам выстроили минареты.
  9. Опоры. После землетрясения 557 года контрфорсы и несущие конструкции собора были укреплены.
  10. Башни. башни, примыкающие к северному и южному фасадам храма, расположены по обеим сторонам арок, поддерживающих центральный купол. Массивные башни гасят боковое давление арок.
  11. Тимпан. Стена-тимпан, обрамленная подпорной аркой, не является несущей, поэтому в ней прорезаны многочисленные окна.
  12. Пилоны. Опорные пилоны возведены из камня. Это позволило ускорить процесс работы в самом начале строительства – ведь кирпичная кладка застывает долго.

Схема в разрезе

Световой эффект храма

Важное выразительное средство в архитектуре Святой Софии – свет. Здесь нет контрастных по свету зон

Храм полностью залит светом, проникающим внутрь сквозь многочисленные окна. Залитый светом огромный зал вызывал ощущение грандиозности. Русские послы, посетив Святую Софию, в восторге писали князю Владимиру: «Мы не знаем, находимся ли на небе или на земле. Знаем только, что здесь пребывает Бог с любовью».

Князь Владимир выбрал для Руси путь, предложенный Константинопольской церковью. Собор Святой Софии – блистательное воплощение идеи храма как образа Божественного мироздания. Ночью храм освещался светильниками в форме кораблей и деревьев.

Жизнь Веры, Надежды, Любви и матери их Софии

Вера, Надежда, Любовь и матерь их София – раннехристианские мученицы, жившие во 2 веке нашей эры в Римской империи. Известно, что София была родом из Милана. Она рано овдовела, после чего перебралась в Рим. Своих дочерей София воспитывала в христианской вере и даже дала им имена в честь главных христианских добродетелей – Вера, Надежда и Любовь.

В те годы римское государство жестоко преследовало верующих во Христа. Маленьких девочек (старшей Вере тогда было всего 12, а младшей Любови лишь 9) арестовали, подвергли истязаниям, а затем умертвили на глазах их матери. Сама София скончалась на следующий день у могилы своих дочерей. Но трагическая судьба на земле обернулась для мучениц вечной славой в ином мире. Церковь причислила их к лику святых и сегодня по молитвам к ним происходят чудеса.

Интересно, что в русской традиции имя София (что по-гречески означает «Мудрость») так и осталось без перевода, а вот имена ее дочерей Пистис (Вера), Элпис (Надежда) и Агапе (Любовь) прижились у нас уже в русском переводе.

Подробнее о житии и канонизации Веры, Надежды, Любви и матери их Софии можно прочесть в нашем большом материале.

История мучениц Веры, Надежды, Любови и Софьи

Святые праведницы почитаются во всем православном мире как олицетворение святости и чистоты, преданности Господу и мужества в служении Ему.

Во II веке, в царствование императора Адриана (117-138 гг.), в Риме жила благочестивая вдова София (имя София — значит «премудрость»). У нее были три дочери, носившие имена главных христианских добродетелей: Вера, Надежда и Любовь. Будучи глубоко верующей христианкой, София воспитала дочерей в любви к Богу, уча не привязываться к земным благам. Слух о принадлежности к христианству этого семейства дошел до императора, и он пожелал лично увидеть трех сестер и воспитавшую их мать.

Все четверо предстали перед императором и безбоязненно исповедали веру во Христа, воскресшего из мертвых и дающего вечную жизнь всем верующим в Него. Удивленный смелостью юных христианок, император отослал их к одной язычнице, которой приказал убедить их отречься от веры. Однако все доводы и красноречие языческой наставницы оказались напрасными, и пламенеющие верой сестры- христианки не изменили своих убеждений. Тогда их снова привели к императору Адриану, и он стал настойчиво требовать, чтобы они принесли жертву языческим богам. Но девочки с негодованием отвергли его приказ.

«У нас есть Бог Небесный, — ответил они, — его детьми мы желаем остаться, а на твоих богов плюем и угроз твоих не боимся. Мы готовы пострадать и даже умереть ради дорогого нам Господа нашего Иисуса Христа».

Тогда разгневанный Адриан велел предать детей различным пыткам. Палачи начали с Веры. Они на глазах у матери и сестер стали беспощадно бить ее и отрывать части от ее тела, положили ее на раскаленную железную решетку. Силой Божией огонь не причинил никакого вреда телу святой мученицы. Обезумевший от жестокости, Адриан не вразумился чудом Божиим и велел бросить отроковицу в котел с кипящей смолой. Но по воле Господней котел охладился и не причинил исповеднице никакого вреда. Тогда ее присудили к усечению мечом. «Я с радостью пойду к возлюбленному моему Господу Спасителю», — сказала святая Вера. Она мужественно преклонила свою голову под меч и так предала свой дух Богу.

Младшие сестры Надежда и Любовь, воодушевленные мужеством старшей сестры, претерпели подобные ей муки. Огонь не причинил им вреда, тогда им отсекли мечом голову. Святую Софию не подвергли телесным мучениям, но обрекли ее на еще более сильные душевные мучения от разлуки с замученными детьми. Страдалица погребла честные останки своих дочерей и два дня не отходила от их могилы. На третий день Господь послал ей тихую кончину и принял ее многострадальную душу в небесные обители.

Святая София, претерпев за Христа большие душевные муки, вместе с дочерьми причислена Церковью к лику святых. Пострадали они в 137 году. Старшей, Вере, тогда было 12 лет, Надежде — 10, а младшей Любови — лишь 9 лет. Так три девочки и их мать показали, что для людей, укрепляемых благодатью Святого Духа, недостаток телесных сил нисколько не служит препятствием к проявлению сил духа и мужества. Их святыми молитвами Господь да укрепит и нас в христианской вере и в добродетельной жизни.

Икона Вера, Надежда, Любовь и мать их София появилась в Киевской Руси вскоре после ее крещения. В течение многих веков имена святых считались нарицательными символами главных добродетелей христиан, поэтому их не принято было давать новорожденным девочкам. Позже эти имена начали постепенно входить в обиход. Поэтому получила широкую известность семейная икона, на которой были изображены мученицы София, Вера, Надежда, Любовь. В честь святых был провозглашен праздник, который припадает на 30 сентября.

  • Артикул: 44389
  • Материал: Золото 585 «зеленое»
  • Высота: 23 мм.
  • Ширина: 12 мм.

Тонкая миниатюра ювелирной пластики отражена в этой нательной иконе, изображающей Ангела-Хранителя с распахнутыми крыльями. В руках у Ангела — восьмиконечный православный крест и круглый медальон с образом святой мученицы Софии. Святая праведница была христианкой и воспитала в трудах, посте и молитве трех дочерей, названных именами христианских добродетелей: Вера, Надежда, Любовь. На оборотной стороне иконы, среди ажурного орнамента, помещены слова молитвы святой Софии.

Имя София: сексуальность, брак

Эпитеты к имени София

Окружение воспринимает молодую Софию как легкомысленную особу. Почему?

Она слишком открыта, слишком общительна, постоянно в кого-то влюблена, болезненно чувствительна. Но опыт — сын ошибок трудных. София учится понимать себя, свои эмоции. Интуитивно, София ищет того, кто сумеет принять ее такой, какая она есть: со всеми ее недостатками и достоинствами.

Например, среди несомненных достоинств Софии: темперамент, чувственность и сладострастие. С одним маленьким «но». Для Софии важны комплименты, слова любви и поддержки. И она нуждается в них постоянно.

Кроме того, чтобы брак Софии был удачным, ей нужно испытывать не только физическое влечение, но и действительно сильные романтические чувства. Того же она ждет и от партнера. Чаще всего, в отношениях София становится зеркалом, которое отражает чувства второй половины. Если это любовь, София ответит любовью. Если холодность — холодностью.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector