Собор святой софии в стамбуле

Рекомендации по посещению и осмотру

Общие рекомендации

Мечеть можно посетить в любой день недели во время работы музея, кроме понедельника.

Цена билета 60 Турецких Лир, каждый год эта цифра растет.

Есть категория граждан с правом бесплатного прохода в этот храм, вот некоторые из них:

  1. Турецкие дети до 18 лет
  2. Дети иностранцев до 12 лет и младше
  3. Турецкие граждане в возрасте 65 лет и старше.
  4. Гиды, при наличии аккредитации
  5. Государственные делегации

В музей приходить лучше заранее и в первую половину дня или ближе к вечеру. Когда солнце не так сильно печет.

А если получится так, что очередь не хочет продвигаться, можно приобрести абонемент, который дает право на проход в музей без очереди. Можно нанять гида, который также быстро проведет Вас во внутрь.

Лучшие дни для посещения среда и четверг, лучшие месяцы декабрь-февраль. Самые загруженные месяцы апрель-май, сентябрь-октябрь.

Последовательность осмотра.

Осмотр нужно начинать с первого этажа. Через императорские ворота проходим в помещение похожее на прихожую, называется притвором. Здесь находится чаша для крещения младенцев и экран, стоят стулья, приглашают посмотреть фильм о мечети.

С противоположной стороны стоит саркофаг, а немного дальше сувенирный магазин.

Затем проходим в помещение, откуда начинается лестница на 2 этаж.

Если пройти в правую часть, там будет дверь в дворик с каменной купелью. В ней крестили взрослых. В этом помещении также хранили масло для ламп. Сосуды были расположены вдоль стен дворика.

За двориком находится крестильная, сейчас это гробница Мустафы и Ибрагима.

Через императорские ворота нужно проходить в основной зал Собора. Осмотр лучше вести с центральной части, прямо под куполом. Здесь находится центр мира и открывается великолепный вид на все мозаичные изображения и медальоны.

В левой части находится плачущая колонна, а в правой находится библиотека султана Махмуда.

На второй этаж поднимаются по лестнице без ступеней. В правой части второго уровня пустая гробница предводителя крестоносцев, напротив мозаика с изображениями. Остальные мозаики можно разглядеть в дальней южной и северной части второго этажа.

Храм святой Софии — музей мирового значения

Уникальные экспонаты

Почти через 100 лет, в 1935 году православный собор, а затем мечеть Айя София в Стамбуле стала музеем. В ходе его обустройства были счищены слои штукатурки, скрывавшие под собой восхитительные фрески и мозаики. Посетители увидели изображения Христа, Богородицы, Иоанна Златоуста, Иоанна Крестителя, архангелов, пророков, некоторые цитаты из Корана, изображения императоров государства.

Многие из них хорошо сохранились, а некоторые — только наполовину. Но, наверное, самые изумительные произведения искусства располагаются на втором ярусе знаменитой церкви.

Одна из них — Деисус: в центре находится Иисус Христос, а по бокам от него стоят Матерь Божья и Иоанн Креститель.

Это лишь сухое перечисление, краткое описание тех артефактов, которые здесь находятся. Но, когда видишь их своими глазами, эмоции переполняют.

Есть небольшие мозаики, а есть просто огромные. И представьте, они созданы из маааленьких кусочков стекла или других материалов. Иисус, Дева Мария… Какие глаза, какие эмоции на лицах! Какие сюжеты! И ведь это не картины, не фотографии. А сколько силы, мощи, чувств исходит от них. Словами не передать. Действительно, впечатляет. И очень сильно!

И какое-то неповторимое ощущение дает несочетаемое сочетание христианских и исламских святынь и изображений. И все это вместе — наша с вами история.

Таинственные достопримечательности

На стенах Софийского собора учёные нашли рунические надписи. Кем и когда они были сделаны — точного ответа нет.

Ещё одной загадкой Айя-Софии является находящееся там «холодное окно», которое «смотрит» на Голубую мечеть. Невероятно, но из него всегда, даже в самый жаркий день дует холодный ветерок.

А ещё тут есть постоянный житель Айя София — кот Гли.

Не покупая входного билета в музей Айя София в Стамбуле, он важно расхаживает по залам, следит за порядком и любит сидеть на императорском месте, там, где когда-то стоял трон правителя. Большой популярностью пользуется украшающая Софийский собор в Стамбуле «плачущая колонна» или колонна святого Григория

Это одна из тайн Hagia Sophia. В одном анонимном древнерусском трактате с описанием Царьграда утверждается даже, что «в столпе замурован святый Григорий Богослов»

Большой популярностью пользуется украшающая Софийский собор в Стамбуле «плачущая колонна» или колонна святого Григория. Это одна из тайн Hagia Sophia. В одном анонимном древнерусском трактате с описанием Царьграда утверждается даже, что «в столпе замурован святый Григорий Богослов».

Мраморная колонна, основание которой покрыто медными листами, постоянно выделяет влагу, «плачет».

Это таинственное, необъяснимое ничем и никак явление породило легенду о том, что если просунуть палец в специальное отверстие колонны Желаний и прокрутить его, при этом прошептав своё самое-пресамое истинное желание, то оно сбудется непременно.

Наверное, что-то в этом есть. Не зря же у колонны всегда стоит целая очередь желающих поведать холодному мрамору о своём горячем желании.

А может это место, которому уже более полутора тысячи лет до того намолено, что энергетика пространства помогает исполнению желаний. Церковь всё-таки, хоть и бывшая.

Красота на века

Сегодня Святая София в Стамбуле — всемирно известная достопримечательность, к которой в первую очередь стремятся туристы, приехавшие в Стамбул со всего мира.

Во все века люди восторгались её красотой и воспевали её. Своими огромными размерами, грациозностью и красотой храм святой Софии Константинопольской покорил сердца немало видевших русских послов, прибывших в город в 838 году.

И сейчас, в наше время поэты и писатели посвящают Софии Константинопольской свои стихи и другие произведения, в которых выражают ей своё восхищение.

Например, в 1912 году написал стихотворение об Айя София Мандельштам Осип Эмильевич. Там есть такие строки:

Как вам? Очень красиво, не правда ли?

Иван Бунин посвятил святой Софии своё произведение, Джон Сингер Сарджент написал цикл картин, где изобразил Софийский собор Турции.

На нашей планете совсем немного, к сожалению, зданий, где как здесь христианские святыни мирно соседствуют с арабской вязью и мусульманскими реликвиями. Пусть так будет и с людьми. Всегда!

Собор внутри, мозаики

Попав внутрь храма, обратите внимание на правую от входа часть с необычной каменной кладкой в виде разноцветных переплетений. Это коронационная часть, здесь возводили на престол римских императоров

Весь собор держится на множестве колонн, всего их более сотни.

Внутренние стены Айя Софии покрыты мрамором и великолепными мозаиками. Мозаики соединяют в себе золотые, серебряные, стеклянные и каменные элементы. Исследователи относят их к периоду, когда правила Македонская династия.

Первые мозаичные полотна датируют 867 годом (Богородица с младенцем на руках и архангелы).

Примерно десятью годами позже были созданы мозаики, которые изображают 16 пророков Ветхого Завета и 14 святителей. Из всех мозаичных изображений сохранилась только часть. Так же до наших дней дошли некоторые фрески — во многом благодаря штукатурке, которой в свое время были покрыты стены мечети поверх старых изображений.

В конце IX века в Соборе Святой Софии появилась мозаика с ликом Христа. Он изображен сидящим на троне. В его руках Евангелие, открытое на странице со слова «Мир вам. Я свет миру».

Так же в музее можно увидеть портрет-мозаику, посвященный императору Александру. Потрет уникален тем, что сделан еще прижизненно.

В Айя Софии сохранены и реликвии, относящие к Османской эпохе, например светильники из бронзы — личный подарок Султана Сулеймана мечети.

Анна Рубченкова

Айя-София

Много лет назад собор Святой Софии был главным храмом православного мира и крупнейшей церковью в мире. С тех пор произошло много событий, великие империи, сердцем которых в разное время был Стамбул, ушли в небытие, а Айя-София всё также неколебимо стоит на берегах Босфора, поражая тех, кто её видит впервые, своим видом.

Я долго искал хороший ракурс, откуда можно было бы его красиво снять, так чтобы показать его размеры и величие. Найти такую точку на земле мне так и не удалось — огромное здание Айя-Софии постоянно оказывалось перекрыто либо зданиями, либо деревьями, либо ещё какой-нибудь хренью.

Полчаса поисков дали результат — однозначно лучшей обзорной площадкой, откуда открывается, наверное, лучший вид на Айя-Софию, является открытая терраса на крыше ресторана в отеле «Seven Hills», куда мы практически случайно решили зайти перекусить. Как раз с этой точки мечеть, играющая на солнце своей, на первый взгляд, нелепостью форм и, как заметил кто-то из туристов, похожая скорее на военный бункер, чем на храм, предстаёт во всём своём величии.

Внутри она поражает своими размерами — особенно учитывая, что построено всё это было полторы тысячи лет назад. Мои ощущения описать тяжело: говоря по-простому — я зашёл и ох**л.

Айя-София — третий собор, построенный на этом месте.

Первая церковь — Megale Ekklesia — была построена ещё во времена императора Константина, в 360 году. Через 44 года она сгорела во время народного восстания.

Вторая церковь была возведена 415 году, но и её постигла участь предшественницы — она сгорела во время очередного народного восстания в 532 году.

После подавления восстания, в процессе которого было убито более 35 тысяч человек, император Юстианиан задумывает амбициозный проект — возведение крупнейшего в мире собора. Строительство началось в 532 году и продолжалось 5 лет. Работами руководили лучшие архитекторы того времени. Ежедневно над возведением Айя-Софии трудились около 10 тысяч рабочих. Стоимость работ составила три годовых дохода Византийской империи.

Из книги «Сто великих храмов мира» (М. Губарева, А. Низовский — Москва, Вече, 1999):

Название собора — «Hagia Sophia» — переводится как «Премудрость божья».

Помещение собора представляет собой продолговатый прямоугольник, примерно 75 на 70 метров. Венчает храм купол диаметром в 30 метров. Высота от верхней точки купола до пола — 51 метр.

Во время строительства использовались лучшие материалы, привозимые со всех концов Восточной Римской империи — мрамор и яшма, золото и серебро, слоновая кость и жемчуг…

За время своего существования собор неоднократно страдал от пожаров и землетрясений, сильнейшее из которых произошло в конце X века — тогда храм был очень сильно повреждён — обрушился купол и частично стены. Как раз в это время снаружи появились наклонные контрфорсы, выполняющие роль подпорок для здания.

В 1453 году Константинополь завоёвывается османскими войсками. В том же году собор превращают в мечеть.

Название остаётся прежним — «Hagia Sophia», правда переиначенное на турецкий лад оно стало звучать как «Ayasofya» — «Айя-София»

Благодаря тому что многие мозаики были замазаны штукатуркой, они смогли пережить многовековое мусульманское присутствие —  Айя-София оставалась действующей мечетью вплоть до 1935 года, пока не была превращена в музей.

Вообще, если Стамбул — место встречи Европы и Азии, то Айя-София — однозначно место встречи христианства и ислама.

Проглядывающие из под слоя штукатурки сохранившиеся православные мозаики в сочетании с мусульманскими орнаментами и огромными щитами, на которых арабской вязью написано «Аллаху Акбар», выглядят по-настоящему мозговзрывательно.

Черных кожаных щитов всего восемь. На них указаны имена Аллаха, пророка Мухаммеда, первых мусульманских калифов и имамов.

При строительстве храма применялись инновационные для того времени решения — например, в цемент для прочности добавляли масло, а известку готовили исключительно на ячменной воде.

Но, несмотря на профессионализм и изобретательность архитекторов, сегодня достопочтенный возраст собора даёт о себе знать.

Под поблекшей и местами отвалившейся штукатуркой хорошо видны уставшие стены, построенные ещё полторы тысячи лет назад.

Тем удивительнее смотрятся на их фоне сохранившиеся византийские мозаики.

Они, кстати, были выполнены в три этапа — в середине IX века, на рубеже IX и X веков и в конце X века.

Кстати, собор пострадал не только от захвативших Константинополь турок — в 1204 году город был захвачен крестоносцами. Тогда значительная часть богатств была вывезена в европейские страны. Например, сделанный из чистого золота алтарь, пропавший в последующие годы без вести. Или Туринская плащаница, вывезенная из Константинополя в Италию.

Полезная информация

Музей Айя-София летом работает с 09-00 до 19-00, а зимой – с 09-00 до 17-00, выходной – понедельник. Чтобы не попасть в очередь у кассы, лучше всего отправляться в Святую Софию рано утром к 09-00.

Остановка общественного транспорта, рядом с которой находится музей Айя-София, называется Султанахмет. Добраться сюда можно на скоростном трамвае, городском автобусе или просто заказав такси.

Постарайтесь не приходить в музей в слишком открытой и вызывающей одежде. Вы рискуете оскорбить религиозные чувства не только мусульман, но и православных верующих. Слишком велико значение этого храма для обеих религий.

Легенды

О Софийском соборе ходят легенды и предания. Одно из сказаний связано со строительством церкви. Юстиниан желал выстроить лучшее здание. Для этого материал свозили со всех окрестностей. Так, при строительстве использовали:

  • колонны и мрамор из Аспендуса, Баалбека и Тарсы;
  • белый мрамор везли с Мраморного острова;
  • розовый мрамор из Афона;
  • нефы возвели из колонн, взятых из храма Артемиды в Эфисе;
  • гранитные столпы из Египта.

Также считается, что именно тут произошел раскол христианства.

Здесь хранится гробница Дондоло. Однако самих останков обнаружить не удалось. Хотя, согласно преданию, основатель Латинской империи покоится в этих стенах.

Переплетение культур

В следствии того, что в разное время здание являлось и православным собором и главной придворной мечетью, в нем одновременно уживается несколько культур. Христианские фрески освящаются витражными окнами с арабской вязью, из императорской ложи открывается вид на мусульманский михраб.

  • На стенах главного зала висят огромные круглые таблички 7 метров в диаметре, на них написаны изречения из Корана, имена первых халифов. Это самые крупные образцы арабской каллиграфии в мире.
  • На стенах, колонах и других поверхностях Софии оставлены более 70 славянских надписей, более половины относится к домонгольской эпохе. Почти все они отображают имя писавшего, своего рода автографы.
  • Встречаются скандинавские руны на парапетах и кресты, вероятно нанесенные в период крестового похода.

Как добраться?

Добраться до величественного памятника удастся несколькими способами. Выберете предпочтительный самостоятельно:

  • автобусом;
  • трамваем;
  • такси;
  • трансфером.

На автобусе доезжайте до остановки «Султанахмет». Подойдет любой маршрут, следующий в этом направлении. С остановки сразу увидите сооружение.

Если выбрали трамвай, тоже поезжайте до остановки «Султанахмет». Подойдет маршрут Т1. Если турист остановился в районе Султанахмет, посетить достопримечательность не составит труда. До объекта доберетесь пешком.

Таксисты знают адрес собора и довезут туриста из любой части города. Но это не самый бюджетный вариант.

Удивительный памятник архитектуры, сочетающий наследие двух мировых культур, должен входить в план путешествия по Стамбулу. Редко выпадает шанс увидеть святыню, воспетую в эпосе двух народов и почитаемую и в мусульманском, и в христианском мире.

Фотопрогулка по храму

Территорию Айя Софии можно условно разделить на две части: непосредственно музей и несколько помещений с гробницами султанов Стамбула.

3.1. Территория с гробницами султанов

Территория с гробницами расположена с другой стороны от главного входа в Айя Софию, вход туда совершенно бесплатный, в основном, заходят сюда местные:

Сориентироваться поможет карта-схема:

Мавзолей султана Мехмеда III, его жены и детей:

Семейная усыпальница удивительной красоты была построена почти 400 лет назад! Султана Мехмеда III часто называют Гази (борец за справедливость). По свидетельствам современников, он лично водил армию в военные походы, возродив утерянную до этого традицию.

Территория ухоженная и приятная, но вот кроме нее смотреть нечего:

Толпа туристов следует от гробниц к храму, для этого обходим храм:

3.2. Храм-музей Айя София

На входе посетители могут взять аудиогид (есть и на русском языке), стоимость — 20 лир:

На территории музея мы нашли схему расположения достопримечательностей в районе Султанахмет:

Небольшая площадка возле храма выделена под туалеты и кафешки:

Туалеты – прямо, кафе – слева, вход в собор – справа:

Тот, кто хорошо владеет английским языком, может обойти Софийский собор и без гида, ориентируясь на удобную план-схему:

Подписи к схеме:

Размеры храма потрясают — его высота составляет 55 метров, а диаметр купола превышает 30 м!

Обратите внимание, какими крошечными кажутся люди на фоне этого архитектурного комплекса:

А вот так Айя София выглядит вблизи, здание очень древнее:

Целых тысячу лет Святая София считалась самым большим христианским храмом на планете. Сейчас Айя София – четвертый по размеру комплекс после собора Святого Петра в Риме, Святого Павла в Лондоне и Рождества Богородицы в Милане. Зато ее купол по своим размерам там и остался мировым рекордсменом!

С тыльной стороны храм выглядит так:

Фонтан рядом с храмом (1740 год):

Древний колокол:

На некоторых стенах мы заметили надписи на церковно-славянском:

Заходим в храм-музей:

Внутри храм кажется гораздо больше, чем снаружи. Удивительное ощущение простора, света и легкости:

Даже на фото видно, что туристов в Айя Софии всегда очень много:

По ощущениям размеры храма Айя Софии сопоставимы с Храмом Христа Спасителя в Москве:

Потолок украшен сурами из Корана:

Рядом с сурами – фреска с Богородицей (ислам и христианство мирно уживаются под одной крышей, просто невероятно!):

Вид на верхнюю галерею на втором этаже:

Строительные леса хоть и портят фото, зато позволяют наглядно оценить высоту купола:

Место коронации византийских императоров:

Пол в этом месте выложен несколькими видами редкого мрамора. Простым смертным ходить по нему запрещено:

«Счастливое место» храма – здесь можно загадать заветное желание:

Эту колонну святого Григория иногда называют «плачущей» (на ней почему-то постоянно конденсируется влага). Чтобы сбылась заветная мечта, нужно просунуть палец в отверстие в медной табличке и прокрутить его внутри на 360º.

Желающих загадать желание – море, странные все-таки люди:

В отдельные помещения храма вход туристам воспрещен. По этой лестнице раньше поднимался имам для чтения молитв:

На первом этаже старинная библиотека султана Махмуда I, построенная в 1739 году:

Поднимаемся на второй этаж:

Ориентироваться можно по указателям:

Коридор средневековья выглядит жутковато:

Второй этаж встречает туристов сувенирными лавками:

все-таки странно, что в центре мусульманского Стамбула можно купить православную икону или пасхальное яйцо:

Выбор икон впечатляет:

Вид с верхней галереи:

Вид из окна Айя Софии на гробницы султанов:

Знаменитые мраморные ворота (VI век), раньше они отделяли основную часть храма от приватных императорских комнат:

После ворот можно посмотреть самые интересные старинные мозаики. Со вспышкой их фотографировать запрещено, могут повредиться:

Восстановленные мозаики XIII века (Дева Мария, Иисус Христос и Иоанн Креститель):

Считается, что всю нижнюю часть бесценной мозаики растащили на сувениры туристы-варвары.

На этой мозаике изображена Дева Мария и император Иоанн II Комнин с женой и сыном. На мозаике император появился не случайно – сотни лет назад он пожертвовал на строительство храма внушительную сумму денег:

Самая знаменитая мозаика Айя Софии: Иисус Христос, сидящий на престоле с Евангелием:

На 1 этаже храма можно прочитать историю строительства Айя Софии, а также посмотреть на древние карты. Например, древний Стамбул (а тогда еще Константинополь) выглядел так:

Обратите внимание, сколько церквей! Сейчас, конечно, облик Стамбула значительно изменился. Карта в период Византии

Сразу три Рима: Москва, Рим и Константинополь:

Карта в период Византии. Сразу три Рима: Москва, Рим и Константинополь:

Немного истории

Собор Св. Софии построен на холме, где до 360 г. находилось святилище Артемиды. Рассказывают, что в 6 веке императору Юстиниану явился ангел с макетом грандиозного храма в руках. Для осуществления проекта в Византию привезли колонны из Эфеса и Ливана, алтарь украсили рубинами, аметистами и жемчугом. Невероятная роскошь убедила русских послов в истинности православной веры, и они рекомендовали князю Владимиру принять именно ее. Однако в 1453 г. Константинополь пал, султан Мехмет въехал на коне в храм и повелел перестроить здание в мечеть. На стене у алтаря все еще виден отпечаток его окровавленной руки.

Турки возвели минареты, мозаики побелили, стены занавесили верблюжьими кожами с начертанными золотом сурами из Корана. На долгие 500 лет Айя-София стала крупнейшей после Каабы мусульманской святыней. Только в 1935 г. Кемаль Ататюрк, основатель современной светской Турции, специальным декретом преобразовал ее в музей.

Тест: насколько хорошо вы знаете Турцию? | 15 вопросов:

Малая София в Стамбуле

Святые Сергий и Вакх — кто они?

Есть в Стамбуле ещё одна София — Малая. Это церковь святых Сергия и Вакха. Построена она была на несколько лет раньше великого Софийского собора. Почему Малая Айя София? Предполагается, что её возвели по проекту тех же архитекторов. И она очень похожа на свою — вот не знаю, как правильно — старшую или младшую сестру? По размерам — вроде как младшая, а по возрасту — старшая.

Сергий и Вакх — римские воины. В числе первых они приняли христианскую веру. Их убили за отказ совершать обряды, которые не принадлежат христианству. Позже этих солдат причислили к лику святых, и теперь они являются покровителями воинов.

Малая Айя София — была первая церковь, основанная Византийским императором Юстинианом после восшествия на престол. Её возведение он взял под свой личный контроль. Строительство велось на участке земли вблизи Ипподрома, там, где Юстиниан жил до того, как стать главой государства.

Такое пристальное внимание самого императора было не случайным. Дело в том, что жизнь Юстиниана напрямую связана с этими святыми

Когда-то его приговорили к смерти, подозревая в измене как зачинщика заговора против правящего императора Анастасия. Но во сне Анастасий увидел именно их — Сергия и Вакха. Святые воины убедили тогдашнего императора в том, что обвинение ложно, и Юстиниана нужно освободить.

Теперь это мечеть

В 16 веке Church of Saints Sergius and Bacchus (английское написание названия церкви) стала мечетью Кючук Айя София. Со временем возле неё обустроили фонтан и возвели минарет.

Изначально внутри храма Сергия и Вакха было много мозаики и фресок. Сейчас внутреннее пространство мечети малая Айя София украшает арабская каллиграфия и синие орнаменты.

За несколько веков своего существования здание часто частично разрушалось от землетрясений. В настоящее время оно постоянно подвергается таким уменьшенным «землетрясениям»: ведь недалеко, метрах в двух от старого здания Кучук Айя София проходит действующая железнодорожная ветка.

Недалеко находится школа — медресе, чайный сад и старое кладбище.

Архитектура Софии Киевской, некрополь

Софийский собор построен из бутового камня и плинфы. Ряды камня и плинфы чередуются. Арки и своды построены без камня. Цементирующим веществом является известковый раствор с примесью песка и цемянки (толченого кирпича). В стены собора в верхней части вмурованы керамические кувшины-голосники. Таким образом, облегчена конструкции стен и улучшена акустики в помещении храма.

Первоначально София имела пять апсид и пять куполов. Стены ее были оштукатурены. С запада и севера храм окружали открытые галереи.

София строилась в византийском стиле, но она еще изначально не была похожа на другие византийские церкви, а после перестроек и достроек превратилась в полностью оригинальный неповторимый архитектурный шедевр.

Современные размеры собора таковы: длина 37, ширина 55, высота 29 метров. Он имеет два этажа и девять апсид. Венчают собор 19 куполов, из которых 8 имеют старинную сферическую форму, а 11 – барокковую грушевидную.

Интерьер храма сохранился еще с 11 века, за исключением отдельных частей. С того же времени сохранились 3000 кв. метров фресок и 260 кв. метров мозаики. Мозаики храма, в которых использовано 177 оттенков цветов, имеют огромную ценность. Особенно это касается шестиметрового изображение Богородицы Оранты (той, что молится), которое сохранилось до нашего времени практически без реставрационных работ. Стену, на которой расположено изображение называют «Нерушимой стеной», ведь она оставалась абсолютно целой даже в худшие для Софии времена. Никто из захватчиков, которые в разные времена захватывали Киев, не поднял руки на Оранту. Можно только представить удивление путешественников, которые заходили в полуразрушенный собор и видели перед собой эту величественную мозаику.

Недавно на втором этаже собора разместили еще одну уникальную мозаику – панно «Взгляд в вечность», изготовленное из 15 тысяч писанок.

Некрополь

Огромную ценность для украинского народа имеет некрополь Софии Киевской, древнейшим погребением которого является саркофаг Ярослава Мудрого. Сегодня среди ученых нет единого мнения относительно происхождения саркофага и его возраста. По одной из главных гипотез саркофаг был изготовлен в Херсонесе в 9 веке. В нем собирались захоронить мощи великомученика Климента Римского. В Киев саркофаг привез Владимир Великий, а в 1054 году он стал гробницей Ярослава. Вес саркофага 6 тонн.

Саркофаг Ярослава Мудрого неоднократно открывали. Сначала это делали еще в русские времена. Видимо именно тогда рядом с Ярославом был положен скелет

неизвестной женщины возрастом около 50 лет и мужской череп (вместо женского). В те же времена гробница была ограблена (кроме костей в саркофаге ничего нет).

Для научных исследований саркофаг открывали четыре раза: в 1936, 1939, 1964 и 2009 годах. Научные исследования почти доказали, что мужской скелет принадлежит Ярославу Мудрому. Сейчас его в гробнице нет — тело великого князя исследуется.

Кроме Ярослава в Софийском соборе похоронены митрополиты Киевские: Кирилл II (1282 г.), Святой Макарий (1497 г.), Сильвестр Косов (1657 г.), Гедеон Четвертинский (1690 г.), Рафаил Заборовский (1747 г.) и др. В трапезной хранится саркофаг-гробница княгини Ольги, который перенесен из Десятинной церкви.

Кампания за освобождение храмa

В 2007 году ряд влиятельных американских предпринимателей и политиков возглавили движение за возвращение первоначального статуса Святой Софии — «Совет по освобождению Святой Софии» (Free Agia Sophia Council). На общественных слушаниях комитета по правам человека Конгресса США (Congressional Human Rights Caucus), прошедших 20 июня 2007 года под председательством главы комитета по внешней политике Конгресса США Тома Лантоса, президент Демократической партии штата Нью-Гэмпшир Реймонд Бакли (Raymond Buckley) сказал, в частности: «Неприемлемо лишать людей права молиться в их Церкви-Матери Неприемлемо терпеть ежедневное надругательство над этим священным местом, которое используется для торговых ярмарок и концертов. Неприемлемо позволять далее такое открытое неуважение к православному христианству да и всему христианству».

Президент международного движения «Совет по освобождению Святой Софии» Крис Спиру (Chris Spirou) в апреле 2009 года сказал в интервью российской газете «Завтра»:

Мы стремимся, чтобы собор Святой Софии Премудрости Божией снова занял подобающее ему место как храм, священный для всего христианства, как мать всех церквей, как царственный храм православия — чем он и был до захвата турками-османами в 1453 году. Всё дело в том, что Святая София никогда не была мечетью и никогда не была музеем. Она всегда была христианским храмом, переделанным в мечеть султана-завоевателя, а затем и в музей. Считаю обязательным возвращение этого храма к своему первоначальному предназначению

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector