11 вопросов о старообрядцах

Последствия

Как простым народом, так и многими представителями духовенства эти преобразования были восприняты негативно. Деятельность Никона подверглась жёсткой критике, однако реформы не были отменены.

Немало приверженцев старообрядчества было казнено, отправлено в ссылку. Наиболее яркими личностями того времени стали протопоп Аввакум и боярыня Феодосия Морозова. Первый был заключён в тюрьму, а после сожжён на костре. Морозову также подвергли гонениям, после чего арестовали и уморили голодом.

В. И. Суриков «Боярыня Морозова»

Несмотря на все усилия сохранить власть, гнев царя не миновал и патриарха. Итогом необдуманных реформ и самоуверенности стала ссылка в отдалённый монастырь. Кроме того, Никон был лишён сана патриарха и низведен до простого монаха.

Раскол Русской церкви стал настоящей катастрофой для духовенства в России. В эту пору было уничтожено единение русского народа, с давних времён сплочённого единой верой, принятой от предков. Реформы патриарха Никона привели к доселе невиданному для России явлению — противостоянию на религиозной почве. Одним из последствий стало выделение социальной разобщённости, что наблюдалась в обществе.

С. Д. Милорадович «Суд над патриархом Никоном»

Оценивая церковную реформу, Екатерина II в своих записях «О Старообрядчестве» указывает собственное отношение к Никону:

Как считает церковный историк Б. Кутузов, церковная реформа имела под собой масштабную цель — создание новой Византийской империи за счёт России. Если бы тот замысел был реализован, Алексей Михайлович смог бы провозгласить себя наследником византийских императоров, а Никон стал бы во главе всего христианского мира.

Вот только итогом новшеств стал раскол в церкви, гонения и бедствия людей, многочисленные казни и попытки силой убедить народ в правильности проведенных реформ.

Сергей Милорадович «Чёрный собор. Восстание соловецкого монастыря против новопечатных книг в 1666 году»

Раскол русской церкви, без сомнения, стал одним из самых трагических событий истории страны, результатом недобросовестной работы духовенства и культурной ущербности церковной власти. Несмотря на это, старообрядческое движение сумело породить собственное искусство, объединяя людей, разделявших взгляды “раскольников”. Увы, несмотря на все усилия царя и его последователей, добиться прежнего духовного единства в обществе было уже невозможно.

И всё-таки: нужна ли была России церковная реформа Никона? Любая из сторон, отвечая на этот вопрос, найдёт свои аргументы. С одной стороны, преобразования имели и благие цели (например, исправление ошибок в церковных книгах), однако в большинстве своём являлись навязыванием русским людям чуждых им церковных принципов.

Более того, итоги столь неразумно проведенных реформ показывают, что не менее важным аспектом была техника их реализации. Радикальные меры Никона, отсутствие опыта в подобного рода деятельности стали катастрофическими для России того времени.

Эпизоды

Серии Эпизоды Первоначально в эфире
Первый эфир Последний эфир
6 24 апреля 2018 г. 29 мая 2018
6 11 февраля 2020 г. 17 марта 2020 г.

1 сезон (2018)

Нет.общий Нет. всерии Заголовок Режиссер Написано Дата выхода в эфир Зрители из Великобритании(миллионы)
1 1 «Серия 1» Джессика Хоббс Эби Морган 24 апреля 2018 г. 6.89
Ханна представляет бывшую жену известного стендап-комика Рекса Поупа (Мэтью Бэйнтон), которая вступила в судебную тяжбу, чтобы помешать ему использовать материалы, ссылающиеся на нее в его новом турне по арене, а также берет на себя одного из бывших клиентов ее матери, Дэйви Маккензи (Стивен Томпкинсон), который возбудил бракоразводный процесс против жены Голди (Мира Сиал) после более чем двадцати лет совместной жизни. Давно потерянный отец Ханны, Оскар (Энтони Хед) также возвращается после тридцатилетнего отсутствия, чтобы вернуть свою долю в семейном бизнесе.
2 2 «Эпизод 2» Джессика Хоббс Эби Морган 1 мая 2018 5.62
Ханна пытается договориться о брачном договоре с футболистом Премьер-лиги Диалло Диапо (Тьерри Мабонга), у которого неоднозначная история супружеских измен, но разбирательству препятствует прибытие адвоката Диалло, который оказывается беременной бывшей женой Кристи Лорен Брукер. (Рут Брэдли). Тем временем Оскар пытается вернуть любовь своих детей, угощая их и обедая в шикарном лондонском отеле, и развод Маккензи становится все более ожесточенным, когда на поверхность всплывают новые опасения.
3 3 «Эпизод 3» Джессика Хоббс Эби Морган и Джейн Иден 8 мая 2018 5.38
Ханна представляет Джейни Ли (Тамара Лоуренс), крупной бизнес-леди, чьи замороженные эмбрионы находятся под угрозой со стороны ее мужа, поскольку обсуждение их развода грозит обернуться безобразием. Голди обнаруживает, что у Дэйви есть внебрачный ребенок, которого он родил десять лет назад. Возвращение Оскара продолжает вбивать клин в динамику семьи Дефо. Натан в пьяном виде пытается приставать к Нине после того, как раскрывает, что он больше не занимается сексом с Ханной, и после потери обручального кольца Роза оказывается в компромиссном положении с викарием Гленом (Кобна Холдбрук-Смит).
4 4 «Эпизод 4» Джессика Хоббс Эби Морган 15 мая 2018 5.26
Брак министра иностранных дел Эммы Грэм (Клэр Рашбрук) и ее муж Билл (Николас Гливс) угрожает обрушиться, когда нарушение данных в стиле wikileaks имен участников веб-сайта о внебрачных отношениях угрожает попасть в таблоиды. Рут устраивает званый обед в честь надвигающегося бракосочетания Роуз, но вечер оборачивается катастрофой, когда пьяная Нина не смотрит на свои губы и ругает Роуз и Натана за их супружеские неблагоразумия.
5 5 «Эпизод 5» Джессика Хоббс Эби Морган и Луиза Айронсайд 22 мая 2018 5.69
Помолвка Роуз с Джеймсом осталась в клочья, и Ханна изо всех сил пытается подобрать осколки своего собственного брака, поскольку последствия откровений Нины продолжаются. Нина обнаруживает, что семейный бизнес фактически обанкротился, и призывает Рут продать его, пока рынок еще жив. Голди отклоняет предложение Дэйви об урегулировании, но события принимают неожиданный оборот, когда пара в конечном итоге проводит ночь вместе. Нина обращается к Рексу Поупу за утешением, в то время как Ханна вынуждена противостоять своим чувствам к Кристи после того, как обнаруживает, что неосмотрительность Натана — это больше, чем просто подписка на сайте знакомств.
6 6 «Эпизод 6» Джессика Хоббс Эби Морган 29 мая 2018 5.54
День Д прибывает для Маккензи, когда их горький развод, наконец, достигает апогея, но Ханна остается разрываемой между головой и сердцем после того, как узнает, что проигрыш дела потенциально может спровоцировать конец Дефо. День свадьбы Джеймса и Роуз проходит без сучка и задоринки, но после того, как Кристи узнает, что Кристи перейдет на новую работу в Чикаго, празднование вынуждает Ханну наконец принять решение о будущем ее брака.

2 сезон (2020)

Нет.общий Нет. ввремя года Заголовок Режиссер Написано Дата выхода в эфир Зрители из Великобритании(миллионы)
7 1 «Серия 1» Паула Ван Дер Ост Эби Морган 11 февраля 2020 г. 6.46
8 2 «Эпизод 2» Паула Ван Дер Ост Эби Морган 18 февраля 2020 г. 4.82
9 3 «Эпизод 3» Паула Ван Дер Ост Эби Морган и Мэтт Джонс 25 февраля 2020 г. Нет данных
10 4 «Эпизод 4» Джосс Агнью Эби Морган и Мэтт Джонс 2 марта 2020 г. Нет данных
11 5 «Эпизод 5» Джосс Агнью Эби Морган 10 марта 2020 г. Нет данных
12 6 «Эпизод 6» Джосс Агнью Эби Морган 17 марта 2020 г. Нет данных

Почему старообрядцев так ненавидели и преследовали?

Самосожигатели. Картина Григория Мясоедова. 1882–1884 годы

Жестокость преследований определялась, с одной стороны, суровостью правовых практик той эпохи, с другой — твердостью противников реформ, переходившей в фанатизм, вплоть до самосожжения. Особенно интересен феномен гарей  Гари — массовые самосожжения старо­обрядцев. По разным подсчетам, во второй половине XVII века в самосожжениях погибло свыше 8000 человек.. Одни исследователи объясняют его давлением внешних обстоятельств и отсутствием выбора: старообрядцев насильно обращали в официальное православие. Другие считают, что самосожжения связаны с самим старообрядческим вероучением: старообрядцы верили, что само­сожжение очищает грехи. И хотя давление на старообрядцев постепенно стало снижаться, принимая менее радикальные формы, преследования продолжа­лись вплоть до апреля 1905 года, когда Николай II выпустил указ о веротер­пимости, устанавливавший свободу выбора религии и прекращавший пресле­дования старообрядцев. Только в 1971 году Русская православная церковь сняла анафемы  Анафема — высшее церковное наказание, отлучение от Церкви. со старообрядцев. 

«Церковный раскол. Никон и Аввакум»

В XVII в. Русская православная церковь пережила раскол, вызванный реформами обрядов и исправлением богослужебных книг. Церковный раскол был массовым религиозно-общественным движением, породившим свою собственную идеологию и культуру. Одновременно с расколом произошел острый конфликт между светской и духовной властями, закончившийся утверждением первенства власти царя над властью патриарха.

Церковные порядки середины XVII в. вызывали недовольство у простых верующих и среди духовенства. Например, многогласие, когда для сокращения времени церковной службы в храме одновременно читали Евангелие, пели и молились. Против такой формы богослужения выступал кружок «ревнителей благочестия». Среди членов этого кружка были протопоп Аввакум (1620—1682 гг.) и архиепископ Никон (1606—1681 гг.).

В 1652 г. церковный Собор избрал новым патриархом Никона. Никону было мало избрания на патриарший престол. Он отказывался от этой чести и лишь после того, как царь Алексей Михайлович пал перед ним на колени, согласился стать патриархом.

Церковная реформа

Первым шагом патриарха Никона стало проведение в 1653 г. церковной реформы.

Никон разослал по всем церквям указания по изменению традиционных для русского православия норм богослужения. Двуперстное крестное знамение заменялось трехперстным. Земные поклоны были заменены поясными. Крестные ходы предписывалось проводить против солнца, а не по солнцу, как это было прежде. Возглас «аллилуйя» во время богослужения предписывалось произносить не дважды, а трижды. Одновременно с этим началась проверка русских богослужебных книг. За основу были взяты греческие оригиналы. Прежние богослужебные книги было приказано уничтожить.

Ситуация осложнялась тем, что Никон, не считаясь с русскими традициями, подчеркивал свою приверженность греческим обрядам. Патриарх запретил иконы, писанные не по греческим образцам. Он приказал своим служителям выколоть глаза у собранных икон и в таком виде носить их по городу.

Тех, кто отказался признать нововведения, официальные власти именовали раскольниками. Сами же раскольники считали себя последователями истинного православия, а Никона и его последователей клеймили именем «антихристовых слуг». Самым ярым противником Никона был протопоп Аввакум, которого в 1653 г. арестовали и сослали в Сибирь. Началось преследование сторонников Аввакума.

В июле 1658 г. Никону было передано распоряжение царя вести себя скромнее. Никон решился на отчаянный шаг — написал письмо царю с отречением от патриаршего сана. Чтобы пресечь попытки бывшего патриарха вернуться к власти, было решено лишить его власти. Для этого был созван церковный Собор, который осудил и низложил Никона, главного инициатора церковных реформ, но одновременно с этим одобрил сами реформы. Никон был отправлен в ссылку в Ферапонтов монастырь на Белом озере.

Возвращение и казнь Аввакума

Из десятилетней сибирской ссылки был возвращен протопоп Аввакум, который подал Алексею Михайловичу челобитную, требуя восстановить старую веру. На протопопа тотчас же обрушились прежние преследования.

В 1666 г. главных вождей раскола привезли из разных мест заключения в Москву. Церковный Собор предал их анафеме и проклятию. Приверженцы старых религиозных традиций подвергались преследованиям и наказаниям вплоть до смертной казни. Такая политика привела к тому, что старообрядцы (раскольники, староверы) целыми семьями бежали из центральных регионов России.

В апреле 1682 г. Аввакум и другие участники раскольнического движения были сожжены на костре. Однако казнь лидеров раскола привела к тому, что многие противники религиозных нововведений начали добровольно подвергать себя самосожжению. Церковная реформа патриарха Никона расколола страну на два лагеря — сторонников официальной религии и приверженцев старых традиций.

Снятие анафем со старых обрядов

В 1800 году для части старообрядцев-поповцев, искавших сближения с Московским Патриархатом, была создана специальная единоверческая структура: сохраняя дореформенный обряд, они переходили под юрисдикцию РПЦ, признавая тем самым, что обрядовые различия не затрагивают общего догматического учения.

В 1905 году Николай II указом о веротерпимости снял все ограничения в правах со старообрядцев, а в 1971 Поместный Собор Русской православной церкви принял постановление о снятии клятв и анафем со старых обрядов.

РИА Новости https://ria.ru/history_infografika/20130212/922446392.html

Конспект урока «Церковный раскол. Никон и Аввакум».

Следующая тема: «Социальные движения XVII века».

Реакция народа на церковный раскол

Реакция на реформу Никона является крайне показательной, подчеркивая, что изменения были гораздо глубже, чем об этом принято говорить. Доподлинно известно, что после начала реализации реформы по всей стране прокатились массовые народные восстания, направленные против изменений церковного уклада. Часть людей открыто высказывала свое недовольство, другие просто уходили из этой страны, не желая оставаться в этой ереси. Люди уходили в леса, в далекие поселение, в другие страны. Их отлавливали, возвращали назад, они опять уходили – а так множество раз. Показательной является реакция государства, которое фактически устроило инквизицию. Горели не только книги, но и люди. Никон, который отличался особой жестокостью, лично приветствовал все расправы над восставшими. Тысячи людей погибло, выступая против реформаторских идей Московского патриархата.

Реакция народа и государства на реформу является показательной. Можно говорить о том, что начались массовые волнения. А теперь ответьте на простой вопрос, возможны ли такие восстания и расправы в случае простых поверхностных изменений? Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо перенести события тех дней на сегодняшнюю реальность. Давайте представим, что сегодня патриарх Московский скажет о том, что креститься теперь нужно, например, четырьмя пальцами, поклоны совершать кивком головы, а книги следует изменить в соответствии с древними писаниями. Как народ такое воспримет? Скорее всего, нейтрально, а при определенной пропаганде даже положительно.

Другая ситуация. Предположим, что московский патриарх сегодня обяжет всех креститься четырьмя перстами, применять кивки вместо поклонов, носить католический крест вместо православного, сдать все книги иконы, чтобы их можно было переписать и перерисовать, имя Бога теперь будет например «Иисуус», а крестный ход будет ходить например дугой. Подобный характер реформы непременно приведет к восстанию религиозных людей. Изменяется всё, перечеркивает вся вековая религиозная история. Именно это сделала реформа Никона. Поэтому и произошел церковный раскол в 17 веке, поскольку противоречия между старообрядцами и Никоном были неразрешимыми.

А в других христианских странах есть свои старообрядцы?

Скольжение по тонкому льду. Карикатура Джона Тенниела на папу Пия IX и Первый Ватиканский собор, вызвавший раскол Католической церкви. 1869 год

В других странах тоже существуют группы религиозных консерваторов, не признающие реформы Церкви. Например, в католицизме в XIX веке появились старокатолики — группа западных церквей, не принявших решения Первого Ватиканского собора 1870 года, а точнее догмат о непогрешимости папы римского и о непорочном зачатии Девы Марии. В XX веке в католичестве из-за неприятия либеральных реформ Второго Ватиканского собора  Второй Ватиканский собор, проходивший с октября 1962 по октябрь 1965 года, иниции­ровал папа Иоанн XXIII. Целью собора была реорганизация Церкви с тем, чтобы она больше соответствовала реалиям современ­ного мира. произо­шел новый раскол, который возглавил архиепископ Марсель Лефевр.

В истории христианства и других религиозных традиций было множество подобных консервативных расколов. Но вряд ли найдутся события, схожие по масштабам с расколом на Руси, потому что реформы Никона в итоге разделили не только Церковь, но и народ. 

14 вопросов о Древней Греции

13 вопросов об инквизиции

10 вопросов о Смутном времени

15 вопросов о татаро-монгольском иге

13 вопросов о Тибете

микрорубрики
Ежедневные короткие материалы, которые мы выпускали последние три года

Мем дня

О растительности на лицеПодкаст дня

О Гражданской войне в СШАFancymusic дня

Нагло благозвучно и бесстыдно красиво

Архив

Борис Морозов

Заслуженный артист России Роман Мадянов, исполнивший в фильме роль Бориса Морозова – воспитателя царя Алексея Михайловича, одного из самых влиятельных людей при дворе.

— В российском кинематографе это первая масштабная работа, посвященная теме церковного раскола XVII века. Насколько достоверно воссоздана эпоха в картине, и какую роль играет ваш персонаж Борис Морозов в трагических событиях тех лет?

— Ваш вопрос, конечно, стоит адресовать, прежде всего, историкам. По крайней мере, его первую часть. Ведь история – вещь эфемерная. Мы не можем знать всё до конца. Какие-то отголоски времени есть, они зафиксированы, но насколько точно? Наверное, разбираться будут специалисты. Что касается моего персонажа Бориса Морозова, то по тем временам это была очень серьезная и непростая фигура. Он практически руководил государством, был воспитателем царя. И пока он его воспитывал, практически полностью владел всей информацией. Власть и деньги, наверное, портят людей. Много было сделано хорошего, и много было сделано опрометчивых поступков. Это, опять же, будет оценивать история. Так или иначе, даже если его поступки были не совсем благодетельными, его деньги и деяния все равно остались на Родине.

— Фильм затрагивает очень сложный период в истории России. Александр Солженицын однажды заметил: «Если бы не было XVII века, то, возможно, не было и 1917 года». Николай Николаевич Досталь говорит, что фильм призывает к объединению россиян. Вы можете с этим согласиться?

— Наверное. Ведь любая попытка вернуться к нашим корням, к нашей истории – это все равно попытка объединения. Революционные преображения далеко не всегда хороши. Как говорится, не дай бог перемен и не дай бог революций.

Сейчас мы до сих пор ощущаем последствия раскола. Вот вы попробуйте перебросить себя на несколько веков назад. Если бы вы жили тогда, и вам бы сказали: «Теперь мы будем креститься вот так». А вы при этом знаете, что ваши родители, дедушки, бабушки, прабабушки, прадедушки – все ваши предки делали это несколько иначе и жили по несколько иным законам. А вам навязывают другую схему жизни. Кто-то поступал по совести, а кто-то – нет. Вот поэтому и раскололась Церковь, шли сплошные гонения. Церковь начала занимать лидирующие позиции в государстве, подчас влезала в политические коллизии. Об этом и рассказывает фильм.

Я сам видел лишь несколько сцен и с огромным нетерпением жду премьеры, очень хочу посмотреть его от начала и до конца. И надеюсь на то, что картина найдет отклик у наших зрителей.

К чему привела реформа?

Оценивать реформу Никона следует с точки зрения реалий того дня. Безусловно, патриарх уничтожил древнюю религию Руси, но он сделал то, чего от чего хотел царь — привидение российской церкви в соответствие с международной религией. А там были как плюсы, так и минусы:

  • Плюсы. Российская религия перестала быть обособленной, и стала более походить на греческую и римскую. Это позволило создать большие религиозные связи с другими государствами.
  • Минусы. Религия в России на момент 17 века была наиболее ориентирована на первоначальное христианство. Именно здесь были древние иконы, древние книги и древние обряды. Всё это уничтожено ради интеграции с другими государствами, если говорить современным языком.

Нельзя расценивать реформы Никона, как тотальное уничтожение всего (хотя именно этим большинство авторов и занимаются, включая принцип «все пропало»). С уверенностью можно говорить только о том, что московский патриарх внес существенные изменения в древнюю религию и лишил христиан существенной части их культурного и религиозного наследия.

Юг Европы: главный регион антицерковного движения

На исходе 12-го столетия в горных районах севера Италии и юга Франции возникли два мощных антицерковных еретических движения. Речь о катарах и сторонниках Пьера Вальдо. Вальденсы станут настоящим бичом Тулузского графства на рубеже 12−13 вв. Церковь здесь оказалась в незавидном положении. «Лионские бедняки» поначалу не стремились к конфликту с духовенством, но их проповеди о свободном чтении Библии мирянами провоцировали клириков. Катары также представляли серьёзную угрозу для церкви на юге Франции.

Одним из главных подвижников в борьбе с ересями тогда стал святой Доминик, который направился со своими соратниками в неспокойный регион с проповедями. Центром распространения еретических движений был окситанский город Монпелье. Возникновение общин святого Доминика и его активная деятельность как проповедника не убедила инакомыслящих. В 1209 году началось вооружённое столкновение: был объявлен крестовый поход против еретиков, который возглавил граф Тулузы Симон IV де Монфор.

Это был опытный воин и бывалый крестоносец. К 1220 году вальденсы и катары потерпели поражение: католикам удалось справиться с главными очагами еретических течений на территории графства Тулуза. Инакомыслящих сжигали на кострах. В дальнейшем королевская администрация окончательно расправится с вальденсами.

Монашествующие ордена также внесли серьёзный вклад в победу над еретиками юга Франции. Ведь именно они стали главными идеологическими противниками отступников — нищенствующие монахи занимались лишь проповедью. В лице доминиканцев и францисканцев еретикам противостояла идея о нищенствующей церкви.

Старообрядцы жили закрыто, были отшельниками?

Николай II принимает хлеб-соль от ярославской старообрядческой Вознесенской общины. 1913 год

Отшельничество — это форма монашества, свойственная всем традиционным христианским деноминациям  Деноминация — тип религиозной организа­ции, объединяющей верующих, которые придержи­ваются одного вероисповедания в пределах определенной религиозной традиции.. Отшельники и затворники были среди католиков и среди обычных православных, но старообрядцы скорее стали отшельниками поневоле. Они выбирали изоляцию, чтобы скрыться от властей и сохранить чистоту веры — с помощью целомудрия, отказа от алкоголя и европейского платья. Старообрядцы-беспоповцы и вовсе считали, что можно оскверниться через совместную трапезу и общение с еретиками, иноверцами или неверующими людьми. 

Истоки раскола

В Смутное время церковь не смогла исполнить роль «духовного врача» и хранителя нравственного здоровья русского народа. Поэтому после окончания Смуты церковная реформа стала насущной проблемой. За её проведение взялись священники. Это протопоп Иван Неронов, Стефан Вонифатьев – духовник молодого царя Алексея Михайловича и протопоп Аввакум.

Действовали эти люди в двух направлениях. Первое – устные проповеди и работа среди паствы, то есть закрытие кабаков, организация приютов для сирот и создание богаделен. Второе – исправление обрядов и богослужебных книг.

Очень остро стоял вопрос о многогласии. В церковных храмах, чтобы сэкономить время, практиковались одновременные службы разным праздникам и святым. На протяжении столетий это ни у кого не вызывало критики. Но после смутных времён на многогласие стали смотреть по-другому. Его назвали в числе основных причин духовной деградации общества. Данный негатив нужно было исправить, и его исправили. Во всех храмах восторжествовало единогласие.

Но конфликтная ситуация после этого не сошла на нет, а только обострилась. Суть же проблемы заключалась в различии московского и греческого обрядов. А касалось это, прежде всего, перстосложения. Греки крестились тремя перстами, а великороссы – двумя. Данное различие вылилось в спор об исторической правоте.

Был поднят вопрос о правомерности русского церковного обряда. В него входили: двуперстие, богослужение на семи просфорах, осьмиконечный крест, хождение посолонь (по солнцу), сугубая «аллилуйя» и т. д. Некоторые церковнослужители стали утверждать, что богослужебные книги были искажены в результате невежественных переписчиков.

Впоследствии, самый авторитетный историк русской православной церкви Евгений Евсигнеевич Голубинский (1834-1912) доказал, что русские вовсе ни искажали обряд. При князе Владимире в Киеве крестились двумя перстами. То есть точно так же как и в Москве до середины XVII века.

Дело же заключалось в том, что когда Русь приняла христианство, то в Византии существовало два устава: Иерусалимский и Студийский. В обрядовом отношении они разноречили. Восточные славяне приняли и соблюдали Иерусалимский устав. Что же касается греков и других православных народов, а также малороссов, то они соблюдали Студийский устав.

Однако тут следует заметить, что обряды вовсе не являются догматами. Те святы и нерушимы, а обряды могут меняться. И на Руси это происходило несколько раз, причём никаких потрясений не было. К примеру, в 1551 году при митрополите Киприане Стоглавый собор обязал жителей Пскова, которые практиковали троеперстие, вернуться к двуперстию. Это не повлекло за собой никаких конфликтов.

Но нужно понимать, что середина XVII века кардинально отличалась от середины XVI. Люди, прошедшие через и Смутное время, стали другими. Страна стояла перед трояким выбором. Путь Аввакума – изоляционизм. Путь Никона – создание теократической православной империи. Путь Петра – присоединение к европейским державам с подчинением церкви государству.

Обострило проблему . Теперь приходилось думать об единообразии церковного обряда. В Москве появились киевские монахи. Самым примечательным из них был Епифаний Славинецкий.

Царь Алексей Михайлович и патриарх Никон

Раскол русской православной церкви неразрывно связан с этими двумя людьми

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector