Мудрые притчи о боге, вере, молитве

Мудрые притчи о морали

Слова «мораль» и «нравственность» в русском языке имеют разные оттенки. Мораль – это, скорее, общественная установка. Нравственность – внутренняя, личная. Тем не менее, базовые принципы морали и нравственности во многом совпадают. Мудрые притчи легко, но не поверхностно затрагивают именно эти базовые принципы: отношение человека к человеку, достоинство и низость, отношение к Родине. Вопросы взаимоотношения человека и общества часто воплощаются в притчевую форму.

Ведро яблок

Купил человек себе новый дом – большой, красивый – и сад с фруктовыми деревьями возле дома. А рядом в стареньком домике жил завистливый сосед, который постоянно пытался испортить ему настроение: то мусор под ворота подбросит, то ещё какую гадость натворит. Однажды проснулся человек в хорошем настроении, вышел на крыльцо, а там – ведро с помоями. Человек взял ведро, помои вылил, ведро вычистил до блеска, насобирал в него самых больших, спелых и вкусных яблок и пошёл к соседу. Сосед открывает дверь в надежде на скандал, а человек протянул ему ведро с яблоками и сказал: – Кто чем богат, тот тем и делится!

Низкие и достойные

Один падишах прислал мудрецу три одинаковые бронзовые статуэтки и велел передать: – Пусть решит, кто из троих людей, чьи изваяния мы посылаем, достойный, кто так себе и кто низкий. Никто не мог найти никакой разницы между тремя статуэтками. Но мудрец заметил дырочки в ушах. Он взял тонкую гибкую палочку и воткнул её в ухо первой статуэтки. Палочка вышла через рот. У второй статуэтки палочка вышла через другое ухо. У третьей статуэтки палочка застряла где-то внутри. – Человек, который разглашает всё, что услышит, – безусловно, низок, – рассудил мудрец. – Тот, у кого тайна входит в одно ухо, а выходит через другое – человек так себе. Истинно же благороден же тот, кто хранит в себе все тайны. Так решил мудрец и сделал соответствующие надписи на всех статуэтках.

Измени голос

Голубка увидела в роще сову и спросила: – Откуда ты, сова? – Я жила на востоке, а теперь лечу на запад. Так ответила сова и начала злобно ухать и хохотать. Голубка снова спросила: – А почему же ты покинула родной дом и летишь в чужие края? – Потому что на востоке меня не любят за то, что у меня противный голос. – Напрасно ты покинула родные края, – сказала голубка. – Менять тебе надо не землю, а голос. На западе так же, как на востоке, не терпят злобного уханья.

В чем суть, смысл

Притча также – описание всякого грехопадения и пути покаяния:

  • удаление от Бога есть отвержение Источника жизни, а потому никакое дело без Него не может быть благоуспешно; может быть потому, что без Бога человек перестает видеть смысл; вот и блудный сын тратит имение отца – просто, чтобы тратить;
  • Бог никогда не принуждает человека быть с Собой – отец безропотно отдает сыну имение, не ропщет, не наказывает – лишь отпускает;
  • печалясь о сыне, отец не ищет его, не уговаривает вернуться, лишь ждет – так для Господа неприкосновенна свобода человека; даже если она ведет ко злу, это – его выбор, пусть даже неправильный, вызывающий скорбь;
  • но лишь намерение изменить свою жизнь, показанное человеком произволение привлекает к грешнику обильную Божию помощь, благодать.

Восточная мудрость

Притчи о семье – это правда, намек и поле для плодотворных размышлений.

У богатого восточного господина была красавица-жена. Но вскоре она ему надоела, и он начал жаловаться другу на скуку в жизни. На что приятель ответил: «Как ты можешь так говорить? У тебя все есть для счастливой жизни!» Но господин не слушал его. Тогда друг пригласил его к себе в гости и приказал подавать к завтраку, обеду и ужину сладости. Когда гостю надоело такое угощение, он попросил обычного хлеба и соли. На что приятель ответил: «Посмотри, как быстро приедается сладкое!»

Притчи о семье позволяют разобраться в сложностях взаимоотношений.

У восточного правителя спросили о том, как ему удается сохранять в государстве спокойствие и мир. На что он ответил: «Государство подобно моей семье. Когда я гневаюсь, мои люди спокойны. Когда сердятся они, спокойствие сохраняю я. Мы успокаиваем и поддерживаем друг друга в разные периоды жизни».

Современные православные притчи

На религиозных интернет-сайтах и в печатных духовных изданиях размещены многочисленные православные притчи нашего времени. Благодаря своей лаконичности и ёмкости жанр вновь стал востребованным в современном Православии. Изложим притчу, опубликованную интернет-порталом «Православие и мир».

Семейная пара заселилась в новую квартиру. Первым утром, проснувшись, жена увидела за окном соседку. Та развешивала на своём балконе бельё после стирки. Жене показалось, что бельё очень грязное

Она попыталась обратить на это внимание мужа, однако тот был углублён в чтение газеты. Спустя несколько дней жена вновь увидела соседку, развешивающую грязные вещи

«Соседка попросту не умеет правильно стирать. В следующий раз схожу к ней и научу» – подумала женщина. И вот, когда стирка вывешивалась в очередной раз, жена посмотрела в окно и удивилась – бельё было чистое. «Наконец-то соседка смогла хорошо постирать свои вещи» – сказала она мужу. На что тот ответил: «Нет… Я всего лишь встал пораньше и помыл окно».

Притча повествует об одном из наиболее тяжких человеческих грехов – осуждении. Он тесно связан с губящими душу страстями гордыни и тщеславия. Зачастую мы осуждаем ближних через призму собственных пороков. Праведная же душа не склонна к осуждению, а наоборот, видит в других образ Божий. Притча отсылает нас к заповеди Спасителя «Не судите, да не судимы будете» (Мф. 7:1), а также к следующим Его словам:

Преподобный Исидор Пелусиот призывает христиан:

Притча про школу

Пошёл Гусь в огород посмотреть, всё ли там в порядке. Глядь — на капусте кто-то сидит.

— Ты кто? — спрашивает Гусь.

— Гусеница.

— Гусеница? А я — Гусь, — удивился Гусь и загоготал. — Вот здорово — Гусь и Гусеница

Он гоготал и хлопал крыльями, потому что такого интересного совпадения ему никогда встречать не приходилось. И вдруг замолчал.

— А ты почему не хлопаешь? — спросил он почти обиженно.

— У меня нечем, — объяснила Гусеница. — Посмотри: видишь — ничего нет.

— У тебя нет крыльев! — догадался Гусь. — Как же ты летаешь в таком случае?

— А я не летаю, — призналась Гусеница. — Я только ползаю.

— Ага, — припомнил Гусь, — рождённый ползать летать не может. Жаль, жаль, тем более, что мы почти однофамильцы.

Они помолчали. Потом Гусь сказал:

— Хочешь, я научу тебя летать? Это совсем не трудно, и если у тебя есть способности, ты быстро научишься.

Гусеница охотно согласилась. Занятия начались на следующий день.

— Вот это земля, а это — небо. Если ты ползаешь по земле, то ты просто ползаешь, а если ты ползаешь по небу, то ты уже не ползаешь, а летаешь.

Так говорил Гусь. Он был силён в теории.

Из-под капусты высунулась чья-то голова:

— Можно и мне? Я буду сидеть тихо.

— Ты что — тоже Гусеница?

— Нет, я Червяк. Но мне бы хотелось летать… — Червяк замялся и добавил, немного смутившись: — Это у меня такая мечта с детства.

— Ладно, — согласился Гусь. — Сиди и слушай внимательно. Итак, мы остановились на небе…

Они занимались каждый день с утра до полудня. Особенно старался Червяк. Он сидел не шелохнувшись и смотрел учителю в рот, а по вечерам старательно готовил уроки и даже повторял пройденный материал. Не прошло и месяца, как Червяк уже мог безошибочно показать, где находится небо. Гусеница не отличалась такой прилежностью. На уроках она занималась бог знает чем: плела паутину и обматывала себя, пока не превратилась из живой, подвижной Гусеницы в какую-то восковую куколку.

— Так у нас дело не пойдёт, — делал ей замечание Гусь. — Теперь я вижу, что ты, Гусеница, никогда не будешь летать. Вот Червяк полетит — за него я спокоен.

Червяк и тут прилежно слушал учителя. Ему было приятно, что его хвалят, хотя он и прежде не сомневался, что полетит: ведь у него по всем предметам были пятёрки.

И вот однажды, придя на занятия. Гусь застал одного Червяка.

— А где Гусеница? — спросил Гусь. — Она что, больна?

— Она улетела, — сказал Червяк. — Вон, посмотрите. Видите?

Гусь посмотрел, куда показывал Червяк, и увидел Бабочку. Червяк уверял, что это — Гусеница, только теперь у неё выросли крылья. Бабочка легко порхала в воздухе, и даже сам Гусь не смог бы за ней угнаться, потому что хоть он и был силён в теории, но всё-таки был домашней птицей.

— Ну, ладно, — вздохнул Гусь, — продолжим занятия.

Червяк сосредоточенно посмотрел на учителя и приготовился слушать.

— Итак, — сказал Гусь, — о чём мы говорили вчера? Кажется, мы остановились на небе?..

Притча «Осел и колодец»

Однажды осел упал в колодец и стал громко вопить, призывая на помощь. На его крики прибежал хозяин ослика и развел руками — ведь вытащить ослика из колодца было невозможно.

Тогда хозяин рассудил так: «Осел мой уже стар, и ему недолго осталось, а я все равно хотел купить нового молодого осла. Этот колодец уже совсем высох, и я уже давно хотел его засыпать и вырыть новый. Так почему бы сразу не убить двух зайцев – засыплю ка я старый колодец, да и ослика заодно похороню».

Недолго думая, он позвал своих соседей — все дружно взялись за лопаты и стали бросать землю в колодец

Осел сразу же понял, что к чему и начал громко вопить, но люди не обращали внимание на его вопли и молча продолжали бросать землю в колодец

Однако, очень скоро ослик замолчал. Когда хозяин заглянули в колодец, он увидел следующую картину — каждый кусок земли, который падал на спину ослика, он стряхивал и приминал ногами. Через некоторое время, к всеобщему удивлению, ослик оказался наверху и выпрыгнул из колодца!

Супружеская вежливость

Притчи о семье посвящены вежливости и взаимоуважению между мужем и женой.

Одна супружеская пара прожила 50 лет счастливо. В день празднования свадебного юбилея жена готовила для мужа завтрак. Она аккуратно нарезала хлеб и смазывала его маслом. И в этот момент ее посетила мысль: «Вот уже 50 лет я стараюсь угодить ему и всегда отдаю хрустящую горбушку хлеба, которую сама очень люблю!» Эти мысли вызвали у нее чувства раздражения и возмущения.

Женщина решила сделать себе подарок в день золотой свадьбы и оставила хлебную горбушку для себя. Ароматный мякиш она намазала маслом и отдала его мужу. Увидев это, супруг обрадовался и с улыбкой поцеловал руку любимой женщины. А после сказал: «Моя любовь, ты сегодня доставила мне непередаваемую радость! На протяжении 50-ти лет я не ем хлебный мякиш. Я знаю, что ты его очень любишь. Поэтому нижнюю часть хлеба я всегда оставлял тебе…»

Следы не человека

Один француз в сопровождении араба-христианина совершал путешествие по пустыне.

День за днем араб не забывал преклонять свои колена на горячем песке и взывать к Богу.

Однажды вечером неверующий француз спросил у араба:

— Откуда ты знаешь, что существует Бог?

Проводник на минуту задумался и ответил:

— Откуда я знаю, что существует Бог? А из чего ты заключаешь, что в прошлую ночь мимо нашей палатки прошел верблюд, а не человек?

— Ну, это же видно по следам, — удивился француз.

Тогда, показав рукой на заходящее солнце, залившее своими лучами весь горизонт, араб сказал:

— Это следы не человека.

Отличие притчи от аллегории

Чем отличается притча от аллегории? Притча – это некий рассказ или пример, который был дан Иисусом Христом или кем-то другим, чтобы проиллюстрировать какую-то мысль.

Например, «дети, вам нужно быть аккуратными, внимательными и слушаться родителей». Как им это объяснить на примере? Вот, например, воробушек сидит в гнезде и выглядывает, так как ему интересно, что там происходит. Родители говорят ему, чтобы не выглядывал, так как это опасно. Но он все равно делает по-своему. В результате он упал и его съела кошка.

Вот этот рассказ – это иллюстрация мысли «будьте послушны и не будьте любопытны». Такой рассказ не нужно трактовать по деталям (например, гнездо – это дом; а почему воробушек не слушается и так далее). Рассказчик не углубляется в детали, а притча была рассказана для того, чтобы показать к чему приводит непослушание.

Аллегория отличается от притчи тем, что она детализирует. Каждая деталь рассказа имеет какую-то аналогию с жизнью. Например, книга Джона Баньян «Путешествие пилигрима в Небесную страну» переполнена аллегориями, в каждой из которой заложен определенный смысл. Каждая деталь книги отражает нашу жизнь. Поэтому и комментариев к книге вышло больше, чем сам ее объем.

Итак, есть два вида иллюстрированных рассказов: первый, который позволяет увидеть только одну мысль, а второй – аллегории, когда много деталей и все они несут определенный смысл.

Приведем основные отличия в виде таблицы:

ПРИТЧА АЛЛЕГОРИЯ Имеет основную мысль. Имеет одну основную мысль и несколько важных дополнительных мыслей

Крайне осторожно нужно толковать детали и придавать им какое-либо аллегорическое значение
Большинство деталей аллегории имеют значение

Как же распознать: где аллегория, а где притча? В большинстве случаев те рассказы, которые приводил Христос – притчи. Но распознать будет не сложно, придерживаясь следующего правила:

«Если Сам Христос не объяснял детали притчи, то нам не следует искать образы и аналогов в каждой части притчи».

Притча Сократа «Самое важное»

Однажды Сократ обратился к людям с вопросом:

— Что самое главное в жизни? Окружившие его люди стали высказывать свои представления по этому вопросу. Один из них сказал: — Самое главное в жизни — это здоровье. Другой сказал: — Самое главное — это иметь хорошо сложённое тело, быть привлекательным и пользоваться успехом у женщин. Третий сказал: — Самое главное — это иметь деньги и положение в обществе. После того, как высказались все, они спросили у Сократа: — А ты что думаешь об этом? Сократ сказал: — Я думаю, что самое главное в жизни — это счастье! Как вы думаете, обязательно ли каждый человек, имеющий здоровье, будет счастлив в жизни? Слушающие его люди сказали: — Нет, Сократ, это не обязательно. — А человек, имеющий хорошо сложенное тело и пользующийся успехом у женщин, обязательно ли будет в жизни счастливым? — Нет, Сократ! И это не обязательно, — ответили люди. — Тогда скажите мне, — продолжал Сократ, — человек, имеющий много денег и положение в обществе, всегда является счастливым? — Нет, Сократ, — отвечали люди, — скорее, даже наоборот. Такие люди часто бывают одинокими. —А какой из типов людей, перечисленных здесь, вы посчитаете самым достойным? — продолжал спрашивать Сократ. — Представьте, что вам нужен совет врача. К какому врачу вы обратитесь? К очень богатому, имеющему положение в обществе, хорошо сложенному, имеющему успех у женщин или вы предпочтёте врача, который счастлив в этой жизни? Все присутствующие в один голос заявили, что обратятся за советом к врачу, который счастлив в жизни, потому что признают его наиболее достойным

— Таким образом, — объявил Сократ, — мы все единодушно признали, что счастье является наивысшим благом, и к нему следует стремиться, как к самому важному в этой жизни

Полюби болезнь свою…

Далеко не старик, ему дальше бы жить,
Не лежать под плитою могильной!
«Мы пытались с ним вместе болезнь победить,
Но, увы, медицина бессильна!»

«Что сразило внезапно его организм,
Только Господу — Богу известно,
Отпускаем домой!» и вручил эпикриз,
Самый лучший в округе профессор.

«Пусть покинет наш мир в окруженьи родных,
Не в казённой, унылой палате,
А в усадьбе своей, средь лугов заливных,

На манящем и тихом закате.

Так и сделали, бедного в дом занесли,
То в сознаньи, а то без сознанья,
Всё молили Иисуса: «Его исцели!
На тебя одного упованье!»

Сын, не спавший два дня, почерневший с лица,
Вдруг воскликнул: «О, Господи, браво!»
Срочно к одру отца он привёз мудреца,
Что отшельником жил за дубравой.

К изголовью припав, тот на ухо шептал,
Что не знаем, но очи открылись,
Очень скоро болезный хрипеть перестал,
Сердце снова ритмично забилось.

Сутки сладко он спал, утром есть попросил,
На восход за окошком, любуясь,
А когда погулять накопилося сил,
Воздух радости пил, не торгуясь.

Наконец отболел, месяц ясный подрос,
Этот вечный бродяга-скиталец,
То услышал от всех наболевший вопрос:
«Что такого шептал тебе старец?»

Он старался мне в ухо одно лишь твердить:
«Как очнёшься, то Бога восславишь!
Никогда не пытайся болезнь победить,
Ты её полюби и воспрянешь!»

«Я не понял вначале, ну как же любить,
То, что телу приносит страданье,
А потом перестал горевать и винить,
Полюбил и прошел испытанье!»

Да болезни у нас — испытанье Творца,
От последней черты остерёги,
Не мечись, не рыдай в ожиданьи конца,
А с любовью пройди по дороге…

Жанровые особенности притчи

Чаще всего притча представляет собой короткое повествовательное произведение-нравоучение с кольцевой композицией. Оно использует иносказательный сюжет из повседневной жизни и отвлечённые образы. Персонажи в притче условны. Не обрисовываются их характеры и развитие, а также место и время действия. Даже сюжет в притче необязателен. Её задача не описать события или явления, а лишь сообщить о них и использовать для объяснения духовных истин. Прибегающие к простым и узнаваемым образам притчи зачастую более эффективны, чем объёмные богословские трактаты.

Притчам свойственен философский или религиозный аспект. Они повествуют о правде и лжи, добре и зле, жизни и смерти, человеке и Боге. Притчу порой сложно понять вне контекста, так как её смысл определяется поводом, по которому она рассказана. В произведениях этого жанра нередко отсутствует объяснение аллегорий, что уподобляет их загадкам. В то же время евангельские притчи всегда сопровождаются толкованием.

Православные притчи

Что такое притча? И какие существуют православные притчи? Притчами называют краткие поучительные истории или высказывания, которые с помощью образов и иносказаний иллюстрируют и раскрывают глубокие духовные истины. Притчи объясняют сложное и высокое с помощью простого и приземлённого.

Притча – древний жанр, который возник задолго до христианства и был особенно популярен среди народов Ближнего Востока. Присущие притчам иносказания, загадки и аллегории являются неотъемлемой частью восточного фольклора. На Руси же жанр распространился лишь после принятия христианства, благодаря первым переводам Библии.

Притча Христа о сеятеле

Слово «притча» происходит от славянского корня «течь», то есть «идти». По другой версии – от слова «ткнуть», то есть «встретиться». Оба варианта отсылают нас к назначению вразумляющей и назидательной притчи – помочь человеку на его жизненном пути, стать для него духовным указателем. К православным притчам относят краткие поучения из ветхозаветной книги «Притчи Соломоновы», новозаветные назидательные рассказы Иисуса Христа, а также многие современные образцы этого жанра.

Совершенное и высшее послушание

Как-то раз Франциск Ассизский сидел среди своих товарищей и, вздохнув, сказал:

— Едва ли во всём мире найдёшь монаха, который бы совершенно повиновался начальствующим над ним.

Удивившись, товарищи спросили его:

— Объясни нам, отче, каково совершенное и высшее послушание.

И он представил истинно повинующегося в виде мёртвого тела:

— Возьми бездыханное тело и положи его, куда захочешь; ты увидишь, оно не будет возражать, если его начнут передвигать, не станет роптать, куда бы его ни положили, не возопит, если его унесут. Если ты положишь его на кафедру, оно будет смотреть не вверх, а вниз. Если поместить его в пурпур, оно будет казаться вдвойне бледным. Это — истинный повинующийся; тот, кто не рассуждает, почему его передвигают, не заботится о том, куда его помещают, не настаивает на перемещении. Возвышенный до какой-либо должности, он сохраняет привычное смирение. Чем более его почитают, тем более недостойным он считает себя.

Еврейская традиция

Помимо версии, существующей в Евангелии от Луки, она также является частью устной и письменной еврейской традиции.

Израильский учёный Галина Любан указывает , что «метафора встречи отца и раскаявшегося сына связана с литургией еврейского Нового года. Каждый год в праздник Рош Хашана в синагоге звучит шофар, поэтому другое название праздника — День трубных звуков. (…) В хасидской версии притчи рассказывается, что в чужих странах блудный сын забыл родной язык и, вернувшись в отчий дом, не смог даже попросить слуг позвать отца. Тогда он в отчаянии закричал, и старик отец узнал его голос». Звук шофара, звучавший в праздник, символизирует голос этого юноши, кроме того, шофар — это голос всего народа Израиля, взывающего к Небесному отцу в надежде на прощение (в Судный день).

Книга «Коль Бо», старинный сборник ритуалов и правил, раздел Тшува, говорящий о возвращении к вере, использует аллегорию встречи отца и сына, потерявшего веру в Бога.

Притча «Осел и колодец»

Однажды осел упал в колодец и стал громко вопить, призывая на помощь. На его крики прибежал хозяин ослика и развел руками — ведь вытащить ослика из колодца было невозможно.

Тогда хозяин рассудил так: «Осел мой уже стар, и ему недолго осталось, а я все равно хотел купить нового молодого осла. Этот колодец уже совсем высох, и я уже давно хотел его засыпать и вырыть новый. Так почему бы сразу не убить двух зайцев – засыплю ка я старый колодец, да и ослика заодно похороню».

Недолго думая, он позвал своих соседей — все дружно взялись за лопаты и стали бросать землю в колодец

Осел сразу же понял, что к чему и начал громко вопить, но люди не обращали внимание на его вопли и молча продолжали бросать землю в колодец

Однако, очень скоро ослик замолчал. Когда хозяин заглянули в колодец, он увидел следующую картину — каждый кусок земли, который падал на спину ослика, он стряхивал и приминал ногами. Через некоторое время, к всеобщему удивлению, ослик оказался наверху и выпрыгнул из колодца!

Короткие притчи об оскорблении

Внешний мир – жёсткая среда, которая постоянно сталкивает людей друг с другом, высекая искры. Ситуация конфликта, унижения, полученного оскорбления способна надолго выбить человека из колеи. Притча и здесь приходит на помощь, играя психотерапевтическую роль. Как реагировать на нанесённое оскорбление? Дать волю гневу и ответить наглецу? Что выбрать – ветхозаветное «око за око» или евангельское «подставь вторую щёку»? Любопытно, что из всего корпуса притч об оскорблениях наибольшей популярностью сегодня пользуются буддийские. Дохристианский, но не ветхозаветный подход кажется нашему современнику наиболее приемлемым.

Иди своим путём

Один из учеников спросил Будду: – Если меня кто-нибудь оскорбит или ударит, что я должен делать? – Если на тебя с дерева упадет сухая ветка и ударит тебя, что ты будешь делать? – спросил тот в ответ: – Что я буду делать? Это же простая случайность, простое совпадение, что я оказался под деревом, когда с него упала ветка, – сказал ученик. Тогда Будда заметил: – Так делай то же самое. Кто-то был безумен, разгневан и ударил тебя. Это всё равно что ветка с дерева упала на твою голову. Пусть это не тревожит тебя, иди своим путём, будто ничего и не случилось.

Забирайте себе

Как-то раз несколько человек принялись злобно оскорблять Будду. Он слушал молча, очень спокойно. И потому им стало не по себе. Один из этих людей обратился к Будде: – Неужели тебя не задевают наши слова?! – Ваше дело решать, оскорблять меня или нет, – ответил Будда. – А моё – принимать ваши оскорбления или нет. Я отказываюсь принимать их. Можете забрать их себе.

Сократ и наглец

Когда какой-то наглец ударил Сократа ногою, то он стерпел, не промолвив ни слова. А когда кто-то выразил удивление, почему Сократ оставил без внимания такое наглое оскорбление, то философ заметил: – Если бы меня лягнул осёл, то неужели бы я стал его привлекать к суду?

Пути человеческие

Некий монах усердно молился говоря:

— Господи, ты милостив и терпелив, так почему же спасти душу так тяжело и почему ад полон грешниками?

Он долго молился, задавая Богу этот вопрос. И вот наконец, Является к нему Ангел Божий и говорит:

— Пойдём, я покажу тебе пути, которыми ходят люди. Они вышли из келии и ангел повёл старца в лес.

— Видиш того дровосека, который несёт на себе тяжкую вязанку дров и нехочет сбросить хоть немного для облегчения? — спросил херувим.

Точно так же некие люди несут на себе свои грехи и не хотят каяться. После ангел показывает старцу колодец с водой и говорит:

— Видиш безумца, который черпает из колодца воду решетом? Так илюди каются. Черпают благодать прощения, а затем снова грешат и благодать утекает, как вода сквозь решето.

Снова показывает ангел монаху человека и молвит:

— Видиш ли сего, который положил поперёк лошади бревно и силится верхом въехать в храм Божий, а бревно в дверях застревает? Так люди свои добрые дела творят — без смирения и в гордыне — не зная им цену. А теперь, сам старче посуди, легко ли Богу спасать таких людей, сообразуя милость с правосудием Своим? 

Кусать или шипеть

Пятница, 26 Ноя 2021 0:35
Рубрика: Лента, Притчи

Просмотров:
14

Кусать или шипеть

На поле, где дети пасли скот, жила змея. Мимо проходил старец. Дети подбежали к нему и закричали: «Святой отец, не проходи здесь, берегись змеи!» — «Я не боюсь змеи. У меня есть Божьи обещания, защищающие от любого зла», — сказал тот, продолжая путь. Змея приготовилась к атаке. Старец же, который знал язык животных, вдруг заговорил с ней и стал проповедовать змее о Боге.

Змея уверовала по его словам, вся в слезах покаялась и пообещала больше никогда не кусать людей.

Прошли дни. Змея выполнила свое обещание, а дети, поняв, что она безопасна, стали издеваться над животным. Один мальчик даже схватил змею за хвост, ударил землю и бросил в траву. Так дальше продолжаться не могло. Дети не поняли добра и обнаглели, их надо было поставить на место.

Спустя некоторое время старец пришел, чтобы найти змею. Та выползла из своей норы и поведала отшельнику все свои беды. Тот воскликнул: «Глупая! Я запретил тебе кусать, но не шипеть!»

Прошлое, настоящее или будущее?

Однажды три мудреца поспорили о том, что важнее для человека — прошлое, настоя­щее или будущее. Один из них сказал: — Именно прошлое делает человека, тем, кто он есть. Всем своим умениям, я научился в прошлом. — Не согласен! — воскликнул другой. — Че­ловека формирует будущее: какими бы знани­ями и умениями я ни обладал сегодня, я буду приобретать новые — те, которых потребует от меня будущее. Мои поступки продиктованы стремлением стать тем, кем я хочу быть. — Вы упустили из виду, — вмешался третий, — что прошлое и будущее существует лишь в на­ших помыслах. Прошлого уже нет. Будущего еще нет. Но любой поступок совершается вами в настоящем и только в настоящем. И только сегодняшний день определяет, какими вы вой­дете в будущее и не станет ли сегодня послед­ней точкой в вашем прошлом. Не пренебрегайте днем сегодняшним, от которого столько зависит!

Житейские притчи

Житейские притчи – это особая категория текстов. В жизни человека каждый момент возникает ситуация выбора. Какую роль в судьбе могут сыграть незначительные, казалось бы, мелочи, незаметные маленькие подлости, глупые провокации, нелепые сомнения? Притчи отвечают на этот вопрос однозначно: огромную

Для притчи нет ничего несущественного и неважного. Она крепко помнит, что «трепетание крыла бабочки отзывается громом в дальних мирах»

Но притча не бросает человека наедине с неумолимым законом воздаяния. Она всегда оставляет возможность упавшему подняться и продолжить путь.

Всё в твоих руках

В одном китайском селении жил мудрец. Отовсюду приходили к нему люди со своими проблемами и болезнями, и никто не уходил, не получив помощи. За это любили и уважали его. Только один человек говорил: «Люди! Кому вы поклоняетесь? Ведь это шарлатан и мошенник!» Однажды он собрал вокруг себя толпу и сказал: – Сегодня я докажу вам, что был прав. Пойдёмте к вашему мудрецу, я поймаю бабочку, и когда он выйдет на крыльцо своего дома, спрошу: «Угадай, что у меня в руке?». Он скажет: «Бабочка», – ведь всё равно кто-нибудь из вас проговорится. И тогда я спрошу: «А живая или мёртвая?» Если он скажет, что живая, я сожму руку, а если мёртвая, то я выпущу бабочку на свободу. В любом случае, ваш мудрец окажется в дураках! Когда они пришли к дому мудреца, и тот вышел к ним навстречу, завистник задал свой первый вопрос: – Бабочка, – ответил мудрец. – А живая или мёртвая? Старик, улыбнувшись в бороду, сказал: – Всё в твоих руках, человек.

Летучая Мышь

Давным-давно разгорелась война между зверьём и птицами. Труднее всего было старой Летучей Мыши. Ведь она была и животным, и птицей одновременно. А потому она никак не могла для себя решить, к кому же ей всё-таки выгоднее примкнуть. Но потом она решила схитрить. Если птицы будут одерживать верх над зверями, то она станет поддерживать птиц. В противном случае она быстренько переметнётся к зверям. Так она и сделала. Но когда все заметили, как она себя ведёт, то тут же предложили ей не бегать от одних к другим, а раз и навсегда выбрать одну сторону. Тогда старая Летучая Мышь сказала: – Нет! Я останусь посредине. – Хорошо! – сказали обе стороны. Битва началась и старая Летучая Мышь, оказавшись в середине сражения, была раздавлена и умерла. Вот почему тот, кто пытается усидеть между двумя стульями, всегда окажется на самой гнилой части верёвки, что висит над пастью смерти.

Падение

Один ученик спросил своего наставника-суфия: – Учитель, что бы ты сказал, если бы узнал о моём падении? – Вставай! – А на следующий раз? – Снова вставай! – И сколько это может продолжаться – всё падать и подниматься? – Падай и поднимайся, покуда жив! Ведь те, кто упал и не поднялся, мертвы.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector