Патриарх: кто это, что означает титул

Карьера

В 1965 году наконец-то Владимир начал заниматься тем, что ему было по душе: он поступил учиться в Ленинградскую духовную семинарию, а в 1967-м — в духовную академию. Окончил он академию с отличием, а также защитил степень кандидата богословских наук.

В 1969 году молодой человек был пострижен в монахи и в то же время наречен Кириллом. Затем он стал иеродиаконом, а позднее — иеромонахом. На протяжении 1970-1971 годов преподавал догматическое богословие и инспектировал обучение в Ленинградских духовных школах. В сентябре его возвели в сан архимандрита.

С этого периода молодой священнослужитель в своей деятельности выходит на международный уровень. Он представляет Московский Патриархат в Женеве и в Священном Синоде.

Одновременно с этим с конца 1974 года Владимир Михайлович становится ректором духовной академии и семинарии в Ленинграде, которой руководит 10 лет. Датой его интронизации стало 1 февраля 2009 года.

Начиная с 90-х годов прошлого столетия Кирилл вел активную общественную деятельность. Он активно выступал в телепередаче «Слово пастыря», где доступным языком объяснял людям религиозные истины. Принимает участие в подготовке и проведении культурно-исторических мероприятий.

Рис. 3. Подготовка к празднованию 1000-летия русского присутствия на Святой горе

Придавал большое значение формированию основной концепции РПЦ (русской православной церкви) с учетом государственной политики. Он написал труд «Основы социальной концепции РПЦ», который был принят официально.

Именно благодаря его активной профессиональной тактике сегодня налажена совместная продуктивная работа церкви с Правительством Российской Федерации. Патриарха можно часто видеть в числе членов консультативных органов на государственных мероприятиях, участником бесед, обсуждений, правительственных переговоров. В его графике присутствуют частые зарубежные поездки.

Не стоит Патриарх Кирилл сегодня в стороне от негативных процессов в обществе. Так, опубликованы его выступления против радикально настроенных группировок, введения льгот на импорт алкоголя и табака, узаконивания секс-меньшинств и т. п.

Верующим, приходящим на службу, Патриарх Кирилл так же, как и в молодости, объясняет: «Мы живем сегодня так богато, как никогда не жили после революции. И потому незначительное понижение уровня нашей жизни не может быть причиной разрушения национального самосознания». В качестве конкретного факта он приводит пример покупки обеспеченным человеком автомобиля «Майбах» за 580 тысяч евро. Он говорит, что люди должны ему помочь решиться отдать часть своих сбережений бедным.

Кроме борьбы с материальными соблазнами, он ведет воспитательную работу с людьми о недопустимости братоубийства.

Рис. 4. Патриарх Кирилл и президент РФ В. Путин

Февраль 2016 года впервые принес встречу русского Патриарха с Папой римским. Мероприятие имело позитивный характер и длилось более двух часов. Сумел результативно пообщаться с Патриархом Константинопольским в Стамбуле. Политические вопросы обсуждались ним в беседе с предстоятелем Польской православной церкви.

Патриарх Кирилл проводит много встреч с лидерами конфессий зарубежных церквей, чем укрепляет авторитет РПЦ. Под его кураторством в РФ открываются православные церкви и фонды благотворительности.

Имеет более 500 публикаций в прессе. Пытается найти решение конфликта на Донбассе.

Образование

На становление Володи, а также брата и сестры героя, повлиял вернувшийся из Соловков дед. Настоящий религиозный диссидент, старик рассказал, что никогда не прогибался под действующую власть, почитая высшей властью Бога.

Василий Гундяев — дед патриарха Кирилла

Владимир, по словам патриарха, не состоял в рядах ни пионеров, ни комсомола. «Когда директор школы настаивал на вступлении в пионеры, я сказал: «Хорошо, я надену красный галстук. Но знайте, что я в нем и в церковь пойду!», — так рассказывает о школьных годах патриарх Кирилл.

Странно, что фрондирующего подростка не исключили из школы. Мальчик учился хорошо. Особенно школьнику удавались точные науки, математика и физика. Проучившись 8 классов в СШ № 2, Владимир перешел на вечернее отделение, чтобы не обременять родителей.

Юноша устроился картографом в Ленинградскую геологическую экспедицию. С 1965 года Гундяев получал богословское образование. Парень поступил в Ленинградскую семинарию, а в 1967 г. продолжил учебу в духовной академии Города на Неве.

Все дети священника Михаила Гундяева посвятили себя церкви. Старший брат Владимира, Николай, стал протоиереем, ректором Петербургской духовной академии Санкт-Петербурга, а также настоятелем собора. Елена, младшая в семье, заняла пост директрисы православной гимназии, проректора по культуре и заведующей регентским отделением той же духовной академии.

Владимир Гундяев – ректор духовной академии

Последующие периоды патриаршества

В 2010 г. Кирилл в собственном докладе рассказал об улучшении отношений с католицизмом. Православный патриарх отметил, что позиции церквей во многих пунктах сходятся.


Встреча патриарха Кирилла с папой римским Франциском

В этом же месяце он совершил молебен в стенах Киево-Печерской лавры, обращаясь к новому президенту Украины с религиозным напутствием.

  • Патриарх Кирилл успокоил недовольство католиков Калининграда, которые протестовали против передачи их соборов во владение РПЦ.
  • В 2012 г. святитель публично выступил с заявлением о том, что Церковь подвергается мощному давлению со стороны информационных и антирелигиозных корпораций. Самым нахальным выступлением против православия стал скандальный проект Pussy Riot.
  • В 2012 г. Кирилл совершил церковный и, одновременно, политический визит в католическую Польшу. Проведенный диалог стал первым шагом, ведущим к урегулированию религиозных отношений между двумя странами. Ватикан продемонстрировал официальное одобрение по поводу этих действий, в финале которых состоялось подписание Послания славянским народам о примирении.
  • В июне 2013 г. глава российской церкви посетил строящийся собор Святой Троицы в столице Греции, а в сентябре патриарх находился в Приднестровье, где его сопровождала большая делегация епископов из других стран.
  • В 2016 г. Кирилл встретился с Франциском в кубинской Гаване. По итогам этой судьбоносной встречи был подписан совместный договор. В сентябре святитель поддержал законодательную инициативу граждан по отмене абортов на территории РФ.

Христианство на Руси

Русская церковь долгое время являлась одной из митрополий Константинопольского патриархата. После того как на Руси начался период феодальной раздробленности, а население Среднего Поднепровья стало массово мигрировать на территорию современной России, князь Андрей Боголюбский обратился к Константинополю с просьбой учредить для Северо-Восточной Руси отдельную митрополию. Однако патриарх Лука Хрисоверг данную просьбу отверг, а киевский митрополит стал именоваться с этого момента митрополитом всея Руси. Первым митрополитом Киевским славянского происхождения стал Иларион в 1051 году.

  • И. Акимов. Крещение княгини Ольги в Константинополе

В XII—XIII веках экономический, политический и военный центр русских земель сместился на северо-восток, а позиции Киева ослабли. Решающим ударом по бывшей столице Руси стало монгольское нашествие 1240 года. В результате полного упадка Киева митрополит Максим в 1299 году перенёс свою резиденцию во Владимир-на-Клязьме. А с 1325-го местопребыванием митрополитов Киевских и всея Руси стала Москва, превратившаяся в мощный политико-экономический центр восточнославянских земель.

Последним митрополитом Киевским и всея Руси с резиденцией в Москве, назначенным из Константинополя, стал в 1437 году Исидор. По мнению историков, данное назначение должно было обеспечить поддержку со стороны митрополии проведению Флорентийского собора. Надежды Константинополя и Рима Исидор оправдал, подписав в 1439 году Соборное определение об унии, согласно которому православная церковь должна была принять все догматы церкви римской.

Однако уния потерпела крах — как в Константинополе, так и в Москве — ввиду полного отторжения со стороны населения. И если в находящемся на грани полного упадка Константинополе уния некоторое время формально соблюдалась из-за позиции императора и патриарха, то в Москве она не была воспринята ни народом, ни властью.

Сочинения

  • Речь при наречении во епископа Выборгского. ЖМП. 1976, № 6, с. 6-8.
  • «Заседание Исполкома ВСЦ в Хельсинки». ЖМП. 1979, № 2, с. 74.
  • Речь на парастасе в Троицком соборе в Ленинграде 4 сент. 1979 г. в годовщину кончины митр. Никодима. ЖМП. 1979, № 12, с. 27.
  • Речь на поминальной трапезе 5 сентября 1979 г. в годовщину кончины митр. Никодима (Ротова). ЖМП. 1979, № 12, с. 30.
  • «К реорганизации регентского класса при Ленинградских духовных академии и семинарии». ЖМП. 1980, № 5, с. 13.
  • «Свидетельство и служение» (Доклад на Х Генеральной Ассамблее Синдесмоса).ЖМП. 1980, № 11, с. 42-48.
  • «К вопросу о реконструкции Кирилло-Мефодиевского перевода Свящ. Писания». (Доклад, прочитанный 25 ноября 1980 года на богословском симпозиуме в Софийской Духовной Академии, посвящ. 1300-летию Болгарского государства). ЖМП. 1981, № 3, с. 49-54.
  • «Становление и развитие церковной иерархии и учение Православной Церкви о ее благодатном характере». (Кандидат. сочинение).
  • Через духовное обновление русского народа — к его национальному возрождению: Доклад на II Всемирном Русском Соборе, Москва, 01.02.1995 г. ЖМП. 1995. 1/4. С. 39-48.
  • Непременное условия воцерковления общества: О перспективах религиозного образования. // Православная беседа. 1995. № 4.
  • Церковь и армия сегодня: В российском обществе и государстве // Смоленские епархиальные ведомости. 1996. № 3 (12). с. 32-35.
  • Справедливости ради замечу… // Русь Православная. СПб., 1997.
  • Церковь должна заниматься экономикой: Интервью председателя ОВЦС митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла // Московский церковный вестник. 1997. № 8-9.
  • Кредит нашего доверия к ВСЦ исчерпан: // НГ-религии. 1998. (июнь).

Фигурант многих скандалов

Личная жизнь патриарха Кирилла не дает столько пищи для сплетен, сколько профессиональная деятельность иерарха. Рассмотрим несколько громких дел, в которых был замешан Владыка.

  • В начале 90-х годов, пользуясь налоговыми льготами церкви, митрополит Кирилл наладил выгодный импорт табачной и алкогольной продукции. На расследование журналистов «Новой газеты» церковь заявила, что это попытка опорочить имя человека Божия.
  • Приняв монашеские обеты, Кирилл принес и обет нестяжательства. В 2012 г. пресс-служба РПЦ выпустила фотографию, на которой запястье патриарха украшали часы французской фирмы Breguet стоимостью более 30 тысяч долларов. Позже снимок неудачно отфотошопили: часы на руке убрали, но отражение в лакированной поверхности стола осталось. Это вызвало волну интернет-мемов и насмешек. В конце концов редактор вернул часы на место.
  • Скандал имел продолжение в 2018 г. Жителю Барнаула Андрею Шашерину инкриминировали «экстремизм» (ст. 282 УК РФ) за размещение карикатуры на страничке «ВКонтакте». На картинке Христос спрашивает Кирилла, который час, а тот требует оставить его в покое. Шашерина освободили в январе 2019 г. по причине частичной декриминализации статьи.
  • Часы Breguet, равно как и квартира в знаменитом Доме на Набережной, не единственное личное достояние патриарха. В объектив прессы регулярно попадают дорогостоящие яхты класса люкс, частные самолеты и машины. Кроме московского пентхауса, Гундяеву принадлежит резиденция в Крыму. Для строительства последней пожертвовали реликтовым лесом возле Геленджика. Теперь жителям городка отрезан путь к морю и поселковому кладбищу.
  • Церковь призывает верных прощать врагам. Но Кирилл на перформанс «Богородице, Путина прогони» панк-группы Pussy Riot высказался в том ключе, что церковь не простит кощунство. Девушкам дали 2 года, что послужило прецедентом для внесения поправок в ст. 148 УК РФ, по которой «за оскорбление чувств верующих» грозит уголовная ответственность.
  • Оказывался патриарх Кирилл и в центре международных скандалов. В марте 2018 г. иерарх прибыл на мероприятия по празднованию 140-летия освобождения Болгарии от османского ига. Патриарху не понравилась речь Президента страны Румена Радева, в которой тот сказал, что в борьбе против Турции принимали участие разные народы. Гундяев заявил, что Радев унизил Россию, уменьшив роль страны в освобождении Болгарии.
  • В ответ премьер-министр Болгарии Валерий Симеонов заявил, что не «сигаретному митрополиту» и не «второсортному агенту КГБ» диктовать, что говорить главе государства. Дипломаты двух стран приложили немало усилий, чтобы нейтрализовать сказанное Владыкой и наладить дружеские отношения. Однако Болгария проголосовала за продолжение санкций против РФ.
  • Высказывания Кирилла против Украины – это отдельная глава. Иерарх неоднократно говорил о Гражданской войне в соседней стране. Предоставление Томоса Украинской поместной православной церкви патриархом Константинопольским Варфоломеем привело Владыку в ярость.
  • В сердцах иерарх заявил, что не видит возможности пребывания РПЦ в евхаристическом общении с Константинопольским патриархатом. Это лишает православных в России возможности поклониться мощам, привезенным из Византии.

Фото с отражением часов патриарха, которое вызвало скандал

Почести и награды

Церковные награды

Русская Православная Церковь
  • Орден Святого князя Владимира 2 степени (16 сентября 1973 г.)
  • Орден Преподобного Сергия Радонежского I и II степени
  • Орден Святого благоверного князя Даниила Московского I степени.
  • Орден Святителя Иннокентий Митрополита Московского и Коломенского II степени
  • Орден святителя Алексия митрополита Московского и всея Руси II степени
  • Именована Панагия (1988 г.) — за активное участие в подготовке и проведении юбилейных торжеств 1000-летия христианства в России.
  • Орден Святых Антония и Феодосия Печерских I степени (УПЦ МП, 2006)
  • Орден Святого Стефана Великого благочестивого правителя II степени (Православная Церковь Молдовы, 2006 г.) — в знак признания усердного служения и славы Православной Церкви в Молдове.
  • Серебряная юбилейная медаль святого апостола Петра (Санкт-Петербургская епархия, 2003 г.)
  • Орден в честь 450-летия принесения на землю Почаевских волынских икон (УПЦ МП, 2009 г.)
  • Орден преподобного Феодосия Черниговского (Украинская Православная Церковь, 2011)
Награды поместных православных церквей
  • Орден Александрии, Антиохии, Иерусалима, Грузии, Сербии, Болгарии, Греции, Польши, Чешских земель и Словакии, Финляндии и Америки.
  • Орден Святых Апостолов Петра и Павла I степени (Антиохийская Православная Церковь, 2011)
  • Золотая медаль святого Иннокентия (2009 г., Православная Церковь в Америке)
Награды других церквей и конфессий
  • Орден Святого Григория Парумалы ( Маланкарская православная сирийская церковь , Индия, 2006 г.)
  • Орден Святого Григория Просветителя ( Армянская Апостольская Церковь , Армения, 2010 г.)
  • Орден «Шейх уль-Ислам» (Управление мусульман Кавказа, 2011 г.)

Награды Российской Федерации

  • Орден «За заслуги перед Отечеством» ;

    • 2-й класс (20 ноября 2006 г.) — за большой личный вклад в духовные и культурные традиции и укрепление дружбы между народами.
    • 3 класс (11 августа 2000 г.) — за выдающийся вклад в укрепление гражданского мира и возрождение духовно-нравственных традиций.
  • Орден Александра Невского (7 января 2011 г.) — за выдающийся личный вклад перед Отечеством в сохранении духовных и культурных традиций.
  • Орден Дружбы (28 декабря 1995 г.) — за заслуги перед государством, прогресс в реализации комплексной программы строительства, реконструкции и реставрации памятников истории и культуры Москвы.
  • Орден Дружбы Народов (1988)
  • Медаль «50 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.».
  • Юбилейная медаль «300 лет Военно-морскому флоту России» (1996 г.).
  • Медаль «В память 850-летия Москвы» (1997 г.).
  • Благодарность Президента Российской Федерации (14 августа 1995 г.) — за активное участие в подготовке и проведении празднования 50-летия Победы в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.
  • Грамота Государственной Думы РФ (2001 г.)

Зарубежные награды

  • Орден Почета (Азербайджан, 2010 г.)
  • Орден Республики (Молдова, 2011 г.)
  • Медаль «65 лет Победы в Великой Отечественной войне» (Приднестровье, 2010 г.)
  • Орден Республики Сербия (2021 г.)

Почетное гражданство

Лукояновский район в Нижегородской области (2000), Смоленская область (5 февраля 2009), Калининградская область (5 марта 2009), Кемеровская область (2010), Смоленск (2003), то из Rizskoye Смоленской области (2004), Немана из Калининградская область (2006 г.), Вяземский район Смоленской области (2006 г.), Калининград (2006 г.), Хорошево-Мнёвнический район Москвы (2006 г.), Республика Мордовия (2011 г. — за выдающийся вклад в сохранение и развитие отечественных духовно-нравственных традиций. , усиление взаимодействия церкви и государства).

Духовная самостоятельность

За свои заслуги перед папой Исидор в 1439 году был возведён в сан кардинала римской церкви с титулом Санти-Марчеллино-и-Пьетро и присвоением звания легата для провинций Литвы, Ливонии, Всея Руси и Польши (Галиции). Прибыв в 1441 году в Москву, Исидор попытался присоединить русскую церковь к католической. Во время архиерейского богослужения в Успенском соборе он помянул Папу Римского и прочёл с амвона Соборное определение Ферраро-Флорентийского собора. Это вызвало возмущение как у обычных прихожан, так и у российских властей. Через три дня Исидор был арестован и заточён в Чудов монастырь. Но бежал оттуда в Тверь, откуда через Литву попал в Византию и Рим. В дальнейшем он занимал различные должности в католической церкви.

  • К. Лебедев. Крещение киевлян

На Соборе епископов Восточной Руси Исидора осудили как отступника и отвергли унию. Московский собор 1448 года поставил на Русскую митрополию епископа Рязанского Иону. Это решение не согласовывалось с Константинополем, где на тот момент у власти ещё находились униаты. Русская церковь фактически стала автокефальной. Её отношения с Константинополем были восстановлены через несколько лет, когда Византия пала под ударами турок, а унию ликвидировали.

«Флорентийская уния подтолкнула Россию к религиозной самостоятельности», — отметил в беседе с RT религиовед и историк Роман Багдасаров.

Начиная с правления великого князя Ивана III, женатого на византийской принцессе Софье Палеолог, в России начала формироваться особая идеология, согласно которой после падения Константинополя Москва становилась новым оплотом вселенского православия. В России заговорили о перспективе учреждения отдельного патриаршества.

«Между тем Москва, которой был нужен свой патриарх, продолжала находиться в статусе митрополии в составе Константинопольской патриархии. При этом Россия оставалась единственным сохранившимся православным царством в окружении иноверческих государств, что делало её центром православного мира», — добавил историк.

В 1588 году в Москву прибыл константинопольский патриарх Иеремия II. После долгих переговоров с российскими властями он согласился учредить в России патриаршество и наречь патриархом митрополита Московского Иова, сподвижника Бориса Годунова. Наречение состоялось 2 февраля 1589 года. Три дня спустя константинопольский патриарх Иеремия II совершил интронизацию первого русского патриарха. А перед тем как покинуть Москву, Иеремия II оставил в России Уложенную грамоту, подтверждавшую факт учреждения патриаршества в России.

  • Грамота об учреждении патриаршества в России

На соборе 1593 года в Константинополе Иеремия II, а также патриарх Александрийский Мелетий Пигас, патриарх Антиохийский Иоаким и патриарх Иерусалимский Софроний официально утвердили введение патриаршества в Москве.

Большинство епископских кафедр при Иове были повышены в ранге, появлялись новые. Патриарх возвёл в сан четырёх митрополитов. При нём проводилась активная миссионерская деятельность.

Тяжёлым испытанием для русской церкви стала Смута, а также попытки Речи Посполитой совместно с Папой Римским создать Русскую униатскую церковь. Однако все эти трудности в XVII веке были преодолены.

«Сказать с уверенностью, почему патриаршество было учреждено именно в 1589 году, сложно. Этому поспособствовал целый ряд факторов. Ранее до этого руки не доходили из-за бесконечных войн, и только при царе Фёдоре подвернулся удобный случай, когда в Москву прибыл константинопольский патриарх Иеремия II», — рассказал Андреев.

По словам Романа Багдасарова, процесс обретения автономии русской церковью был долгим, а события второй половины XVI века сыграли важную роль в истории.

«Фактически в 1589 году произошло возникновение того, что мы сегодня определяем как русский мир», — подытожил Багдасаров.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector