«возникновение русского мира»: как было учреждено патриаршество в россии

Церковная иерархия

Вся Церковная иерархия появилась не сразу. Церковь — это живой организм, и все развивалось по своим законам. В «младенчестве» Церкви не было никаких званий. Это не удивительно. Все ждали скорого Пришествия Христа. О Нем говорили так, словно Он скоро явится снова, и это точно известно.

В те далекие времена в христианской Церкви существовали только миряне и апостолы. Вопрос о Церковной иерархии не стоял остро, потому что христиан преследовали, их было мало, и все они подвергались гонениям. Апостолы были учениками Христа, но апостол — это не епископ и звание апостола не имеет отношения к иерархии в Церкви. Позже появились ученики учеников Христа, и.т.д. Это заняло некоторое время. Назрела необходимость изменений в устройстве Церкви. Число последователей Христа росло и множилось. Церковь тоже менялась.

Книга Деяний говорит о том, что раздав свое имущество (а так делали многие в те времена), несколько вдовиц стали презираемы. Так впервые внутри Церкви, а не от внешних гонителей, возник беспорядок. Именно тогда Церкви понадобились диаконы — посвященные богобоязненные люди, которые должны были навести порядок, объяснить пастве, как должна сосуществовать община. Именно так зародилась Церковная иерархия. В дальнейшем она претерпевала многие изменения и в современном мире кажется очень сложной.

Иерархия в Церкви сейчас выглядит так:

  1. Патриарх
  2. Митрополит
  3. Епископ
  4. Священник
  5. Диакон

Сразу стать митрополитом или епископом нельзя. Необходимо пройти весь путь, начиная с диакона. Звание митрополита получают за особые заслуги. Это — не только большая честь, но и серьезные обязательства.

Использованные материалы

  • Щапов Я.Н. Государство и Церковь в Древней Руси. М. Наука, 1989 г. Приложение I. Составитель А. В. Поппэ. Авторизованный перевод с немецкого А. В. Назаренко.

  • Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона:

  • Словарь достопамятных людей русской земли

  Он третий по нумерации Кирилл на Киевской кафедре, если считать первым Кирилла XI века, которого ряд историков считают легендарным.

  По Брокгаузу, Кирилл был епископом Холмским.

  Здесь он проживал подолгу, отчего некоторые с него и начинают считать перенесение кафедры из Киева во Владимир.

  По Брокгаузу — 7 декабря .

  Обнаруженные в киевском Софийском соборе граффити о дне смерти Кирилла позволяют поставить знак иначе, чем это сделано А. Н. Насоновым в его издании Новгородской I летописи в сообщении о смерти Кирилла. — примечание в изд. Щапова.

  Неясно значение титула prototronos, который прилагается Кириллу в письме к нему болгарского деспота Якова-Святослава (1261 или 1270 г.): «…пишу тебе, возлюбленный богом архиепископе Кирилле протофроню…» Prototronos — episcopus primae sedis в патриархии, обозначал первого среди митрополитов, prototronos в митрополии — высшего рангом епископа этой митрополии (в Киевской таким с 1165 г. был новгородский епископ). Таким образом, единственно возможное предположение — это то, что Кирилл был назван так в качестве prototronos патриархии, но такое предположение противоречит традиционному первому месту, которое в Константинопольской патриархии занимала кесарийская кафедра. В противном случае речь могла бы идти всего лишь о кратковременном повышении ранга Русской митрополии (с 60-го до первого места?); не объяснялось ли это, скажем, особым положением никейских императоров и патриархов или тенденцией к установлению дружественных контактов с монголами через посредничество Кирилла? Предположение о prototronos как епископе первейшего стола в митрополии, т.е. Киева, желательно было бы подкрепить данными других источников. В таком случае следовало бы исходить из того, что Кирилл, считавший себя «архиепископом всея Руси», употреблял титул prototronos для того, чтобы подчеркнуть свою претензию на попечительство обо всех. Однако не надо забывать, что здесь титул применен болгарским государем, который, благодаря своим родственным связям с византийским двором, должен был ясно понимать его настоящее значение. Нельзя исключить возможность, что Яков-Святослав заимствовал титул из интитуляции послания самого Кирилла, хотя и в этом случае возможны оба толкования. — примеч. изд. Щапова.

Правила митрополита Кирилла

«Доныне, — пишет митрополит, — уставы церковные были омрачены облаком еллинской мудрости; ныне же предлагаются ясно, и неведение да не будет извинением. Уклоняясь от истинных правил Христианства, какое мы видели следствие? Не рассеял ли нас Бог по лицу земли? Не взяты ли грады наши? Не истреблены ли князи острием меча? Не отведены ли в плен семейства? Не опустошены ли церкви? Не томимся ли ежедневно от ига безбожных и нечестивых врагов? Се казнь за нарушение уставов церкви!»

Уверенный, что нравственность мирян во многом зависит от нравов духовенства, Кирилл повелевает давать священный сан единственно людям непорочным, коих жизнь и дела известны от самого детства; соседи и знакомые должны засвидетельствовать их честность, трезвость, добрые склонности. Житель иной области (следовательно, неизвестный в той епархии), раб неосвобожденный, гражданин не платящий дани, господин жестокий, многоклянущийся, лжесвидетель, убийца, хотя и принужденный, мздоимец, безграмотный, незаконно женатый, отчуждаются от сего сана. Иерею надлежит иметь тридцать лет от рождения, диакону двадцать девять. Епископам строго запрещается брать с них деньги за поставление, кроме определенных митрополитом семи гривен для крилошан. Всякая мзда, так называемая посошная и другие отменены.

Далее сказано:

В числе многих обыкновений, противных уставам церковным, Кирилл осуждает обливание при крещении, говоря, что оно беззаконно и что крестимый должен быть всегда погружаем в сосуде особенном.

Как становятся митрополитами

Чтобы достичь такого высокого сана, нужно пройти все ступени церковной иерархии, начиная с иеродиакона.

Этот титул получают архиепископы за большие заслуги. Возвести в этот сан может только Патриарх. Предстоятель на богослужении благословляет достойного архиепископа и надевает ему на голову белый клобук. С этого момента он уже носит этот титул

Как это происходит можно посмотреть в данном видео:

Церковная иерархия

Все духовенство делится на чёрное и белое. Чёрное — это монахи, имеющие священнический сан. Белое — это женатые священнослужители или в целибате (не женатые и не монахи).

Церковная иерархия имеет 3 степени: диаконство, иерейство и архиерейство. И в
каждой из этих степеней есть своя иерархия.

Высшую степень могут иметь только священнослужители, принявшие монашеский постриг. Остальные степени доступны и для белого, и для черного духовенства. Для того чтобы возвести человека в одну из степеней, совершается хиротония (рукоположение). Чтобы иметь более высокую степень, нужно пройти все нижестоящие степени священства.

Таблица 1. Структура иерархии духовенства

Ступень иерархии Белое священство (женатые и целибаты) Черное священство (монахи)
1ст. Епископство   Патриарх.

Митрополит.

Архиепископ.

Епископ

2 ст. Пресвитерство Протоиерей.

Иерей (пресвитер, священник)

Архимандрит.

Игумен.

Иеромонах

3 ст. Диаконство Протодиакон.

Диакон

Архидиакон.

Иеромонах

Молитвословия

Тропарь, глас 2

Ве́ры правосла́вныя непоро́чный блюсти́телю/ и за́поведей Христо́вых усе́рдный исполни́телю,/ священному́чениче Влади́мире,/ Христа́ всем се́рдцем возлюби́в,/ па́ству твою́ до́бре упа́сл еси́,/ незло́биво му́ченическую сме́рть прия́л еси́./ Сего́ ра́ди в ве́чней сла́ве пребыва́я,// моли́ спасти́ся душа́м на́шим.

Ин тропарь, глас 4

По́двигом до́брым я́ко святи́тель Христо́в подвиза́лся еси́,/ ве́ру правосла́вную непоро́чно соблю́д,/ во дни гоне́ния лю́таго мучи́телей преще́ния не убоя́вся,/ священному́чениче Влади́мире,/ я́ко первому́ченик Стефа́н, убива́ющим тя рекл еси́:/ Госпо́дь да прости́т вас/ Сего́ ра́ди угото́вася ти вене́ц пра́вды,/ его́же да возда́ст Госпо́дь моли́твами твои́ми// всем почита́ющим тя.

Кондак, глас 2

О́браз Христо́ва милосе́рдия явля́я,/ покро́в и защище́ние па́стве твое́й был еси́,/ святи́телю о́тче Влади́мире,/ в кро́тости и незло́бии страда́ния прие́мля,/ безбо́жных мучи́телей, благословля́я, прости́л еси́./ Те́мже и нам испроси́ у Христа́ Бо́га// дух ми́рен и ве́лию ми́лость.

Ин кондак, глас 3 на перенесение мощей

В годи́ну гоне́ний лю́тых и́стинный Христо́в священноде́йствователь показа́лся еси́,/ пе́рвее ева́нгельское сло́во утвержда́я,/ и Же́ртву безкро́вную Го́сподеви принося́,/ последи́ же с кро́вию твое́ю во святи́лище вше́дый,/ священному́чениче Влади́мире,/ моли́ Христа́ Бо́га,/ Це́ркви на́шей едине́ние пода́ти, и оте́честву от плене́ния христобо́рцев сохрани́тися,// и душа́м на́шим спасе́ние улучи́ти.

Использованные материалы

  • Биография на сайте Русское Православие:

  • Житие на сайте календаря портала Православие.Ru:

  • Житие на сайте свт. Владимира Киевского г. Королёва:

  • Минея. Январь, ч. 1, изд.Московской Патриархии, с. 598, 602 (тропари и кондак):
  • Служба на перенесение мощей сщм. Владимира // Минея Печерская. — К.: Свято-Успенская Киево-Печерская Лавра, 2007. — Т. 2, стр. 156-168 (ин кондак)

  Православний церковний календар. 2015. — К.: Українська Православна Церква, 2015, сс. 66,130.

  «Воспитанники 1-го Тамбовского духовного училища, получившие высшее образование», Тамбовские епархиальные ведомости, 1887, № 18 неофиц. часть, с. 791

Почитание

Изначально мощи святителя покоились в Десятинной церкви, законченной в 996 году, а около 1103 года, при Печерском игумене Феоктисте, они были обретены нетленными и перенесены в Антониеву пещеру . Они пребывали в Ближних Пещерах Лавры вплоть до 1730 года, когда по представлению архимандрита Романа (Копы) и по именному указу от 23 июля, были перенесены 1 октября того же года в великую соборную Печерскую церковь. Здесь они почивали открыто в специальной раке вплоть до 3 ноября 1941 года, когда Успенская соборная церковь была взорвана.

Когда он причтен к лику угодников, точно неизвестно, но его имя значится в списке преподобных Антониевой пещеры и у Кальнофойского в 1638 году. Также в книге Акафистов с канонами, напечатанной в Печерской типографии в 1677 году в 9 песни, 1 стихе Правила преподобных отцов печерских, поставлено его имя. Лик святителя Михаила традиционно пишут на самом распростаненном варианте иконы Собора Киево-Печерских святых, известной с первой половины XVIII века . Однкао, в общих месяцесловах Русской Православной Церкви, его, как и прочих Печерских преподобных, не было. Указами Святейшего Синода 15 июня 1762 года, 18 мая 1775 года и 31 октября 1784 года дозволено печатать службы преподобным: Михаилу, Антонию, Феодосию и прочим чудотворцам Печерским в книгах, издаваемых Лаврскою типографиею, а указом 6 августа 1795 года поведено было сочинить обстоятельное жизнеописание святителя Михаила для помещения в Четьих Минеях.

Литература

  • «Церк. Вед.» 1888, № 23, с. 155
  • -«- 1891, № 4, с. 29.
  • -«- 1892, № 43, с. 428.
  • -«- 1898, № 9, с. 43.
  • -«- 1900, № 17, с. 130.
  • -«- 1910, № 24, с. 262.
  • -«- 1912, № 34, с. 331.
  • -«- 1913, № 7-8, с. 33.
  • -«- 1914, № 25, с. 283.
  • -«- 1918, № 5, с. 25.
  • -«- 1912, № 47, с. 428.
  • «Приб. к «ЦВ» 1888, № 25, с. 678.
  • -«- 1891, № 46, с. 1639.
  • -«- 1900, № 52, с. 2180, 2181.
  • -«- 1909, № 24, с. 1095.
  • -«- 1911, № 6, с. 213.
  • -«- 1912, № 47, с. 1893-1897.
  • -«- 1912, № 50, с. 2005-2023.
  • -«- 1913, № 23, с. 1098.
  • «Церк. Вестн.» 1891, № 5, с. 74.
  • -«- 1891, № 18, с. 275.
  • -«- 1895, № 19, с. 595.
  • -«- 1908, № 30, с. 936.
  • «Самар. ЕВ» 1891, № 4, с. 29.
  • -«- 1891, № 5, с. 154.
  • -«- 1892, № 1, с. 32-33.
  • -«- 1892, № 3, с. С. 143-146.
  • -«- 1892, № 4, с. 184.
  • -«- 1892, № 22, с. 873, 977.
  • -«- 1892, № 23, с. 1072-1075.
  • -«- 1903, № 5, с. 27.
  • -«- 1903, № 14, с. 379.
  • «Русс. Инок» 1911, вып. 5, с. 35.
  • «Рус. Палом.» 1912, № 49, с. 773, 774.
  • «Изв. Каз. Еп.» 1907, № 31-32, с. 908.
  • -«- 1911, № 9, с. 271.
  • -«- 1912, № 16, с. 521-522.
  • -«- 1912, № 14, с. 1242.
  • -«- 1912, № 45, с. 1351, 1361-1367.
  • -«- 1913, № 3, с. 108.
  • «Изв. Каз. Еп.» 1913, № 26, с. 773-779.
  • -«- 1913, № 27-28, с. 835.
  • -«- 1913, № 39, с. 1174.
  • -«- 1914, № 5, с. 152.
  • -«- 1914, № 6, с. 177.
  • -«- 1914, № 11, с. 334.
  • «Красный Архив» 1928, т. 26, с. 120.
  • -«- 1930, т. 40, с. 91, 112.
  • -«- 1930, т. 39, с. 119, 121.
  • -«- 1936, т. 1(74), с. 169.
  • -«- 1936, т. 4(77), с. 201.
  • «Истор. Вестн.» 1908, май, с. 765.
  • -«- 1913, март, с. 10, 17, 19, 20, 22.
  • -«- 1913, июль, с. 375.
  • «Дух. Вестн.» 1896, № 9; СПБ.
  • -«- 1898, № 6, Груз. Экзархат.
  • «Прав. Собес.» 1899, № 1, с. 7.
  • «Рус. Архив.» 1912, № 3, с. 399.
  • «Мисс. Обоз.» 1901, март, с. 297.
  • «Отдых христ.» 1908, август-сентябрь, с. 59.
  • «Нива» 1892, № 47, с. 1039-1040.
  • «ЖМП» 1957, № 12, с. 38.
  • «Свято-Отеч. Христоматия.» с. 220.
  • Булгаков, с. 1399, 1405, 1411.
  • БЭС т. I, стб. 530, 532, 686.
  • БЭС т. II, стб. 1602, 1993.
  • БЭЛ т. III, стб. 578, 586.
  • БЭЛ т. IV, стб. 731.
  • НЭС т. Х, стб. 937, 938.
  • Денисов, с. 527.
  • Клиодор, с. 101, 107, 148.
  • Рункевич С.Г. «Александро-Невская Лавра», 1713-1913 гг.»
  • Поливанов А.А. «Из дневников и воспоминаний». 1907-1916 гг. т. 1. Москва, 1924, июнь, с. 104.
  • Титов Ф.Н. проф.-прот. «Митрополит Владимир». Киев, 1918.
  • «Мисс. Календарь» 1907-1908 гг., с. 130.
  • «Состав Св. Прав. Всер. Син. и Рос. Церк. Иерархии на 1917 год», с. 4-5.
  • «Памятн. книжка Петрогр. Дух. Акад. на 1916-1916 гг.», с. 6.
  • Айвазов И. «Высокопр. Владимир, митрополит СПБ и Ладожский».
  • «Гол. Церкви» 1912, декабрь, с. 3-18.
  • «Список архиереев Иерархии Всерос.». СПб., 1896, № 513, с. 77.
  • Исправления и добавления А.А.
  • Erster Martzrer der ROK in der Revolution.
  • M. Pol’skij, Novye muceniki I, 10-24; II, 172.
  • Nikodimov, J. Vospominanie o Kievo-Pecerskoj Lavre, Munchen 1960, S. 97-106; 108-109.
  • Joh. Chrysostomus, Kirchengeschichte I, 117-120, passim; II, 72, 74, 89, 194, 219; III, 20.
  • Miller, Novye muceniki rossijskie, in: Prav. Put’ 1975, 74-85.
  • Regel’son 228, 523.
  • Struve 33, 502.
  • Rklickij, Zizneopisanie IV, 150, 214.
  • Некролог. Высокопреосвященный митрополит Киевский Владимир. // «Церковные ведомости «. 1918. № 5.
  • Мануил, архиеп. Каталог русских архиереев. 1959, ч. 2.
  • Венгеров. Источники словаря русских писателей. т. 1, с. 597.
  • Сагарда А. Литературная деятельность митрополита Владимира. // (Всероссийская Церковь в биографиях. Кн. 1. № 87305). В сочинении приведен список трудов митрополита Владимира.
  • Библиографический указатель русских духовных писателей из монашествующих за 18-й, 19-й века и половину 20-го столетия. / Составил В. Волков: Загорск, 1961. Ч. 1.

Патриаршество

К патриаршему престолу митрополит Кирилл пришел благодаря активной общественной и политической позиции. Начиная с 1995 года он вел плодотворную работу с правительством РФ и широко освещал духовно-просветительские вопросы на телевидении во время проповедей в программе «Слово пастыря». Тогда ему удалось создать концепцию РПЦ в области церковно-государственных отношений, и уже в 2000 году были приняты Основы социальной концепции Русской православной церкви.

В 2008 году после смерти Алексия II митрополит Кирилл стал местоблюстителем патриаршего престола. В 2009-м на поместном голосовании он был избран патриархом Московским и всея Руси, набрав 507 голосов и 677 возможных.

Интронизация митрополита Кирилла прошла 1 февраля 2009 года. На церемонии присутствовали первые лица политической элиты страны: действовавший тогда президент России Дмитрий Медведев с супругой Светланой Владимировной, премьер-министр РФ Владимир Путин, супруга экс-президента страны Наина Ельцина и глава Молдовы Владимир Воронин. Руководство России тогда выразило надежду на дальнейшее сотрудничество РПЦ с государством.

Патриарх Кирилл до сегодняшнего дня несет патриарший крест. Он регулярно совершает визиты за границу, где его считают человеком с фундаментальными знаниями, широкой эрудицией и высоким интеллектом. Встречи первосвященника с западными религиозными, да и светскими деятелями существенно укрепили положение РПЦ и расширили границы сотрудничества между Россией и зарубежными государствами.

Патриарх Кирилл и Владимир Путин

За десятилетия служения Церкви у святейшего выработался жесткий график, который окружающие сравнивают с постоянным цейтнотом. У патриарха Кирилла нет выходных. Даже в воскресенье, когда работать согласно требованиям канонов нельзя, он совершает богослужения, в крайних случаях, если есть необходимость, проводит встречи, просматривает документы, готовит публичные выступления.

Предстоятель Русской православной церкви не оставил без внимания ситуацию с автокефалией в Украине. «Объединительный собор» в Киеве, по словам епископа, это антиканоническое, незаконное собрание, решения которого не могут иметь силы на украинской земле.

К сожалению, как отметил Forbes, у патриарха Кирилла нет рычагов влияния, способных изменить складывающееся положение вещей. А разрыв евхаристического общения по политическим мотивам выглядит как протест

«против предстоящего передела территорий, храмов и паствы, в результате которого Московский патриархат может лишиться от четверти до трети от общего числа своих приходов

Это приведет к крушению важного мифа о “нерушимой и неделимой Русской церкви”»

Патриарх Кирилл

В 2019 году СМИ опубликовали новость о присвоении первосвященнику звания почетного профессора Российской академии наук «как человеку веры, говорящему со светским научным сообществом на одном языке». Позднее РАН выступила с опровержением и принесла извинения святейшему.

В марте того же года патриарх посетил Сретенский мужской монастырь в Москве, где состоялось повечерие с чтением Великого покаянного канона Андрея Критского. На богослужении присутствовала делегация Элладской православной церкви. В дар библиотеке монастыря и учащимся Сретенской духовной семинарии святейший патриарх Кирилл передал сборник своих проповедей «Ревнуйте о дарах духовных. О молитвенном делании и духовном возрастании».

Ситуация в мире с распространением коронавируса не могла не коснуться руководства РПЦ. В храмах были введены меры по сдерживанию распространения болезни, патриарх Кирилл дал свое благословение на специальную молитву, которую начали читать в каждом приходе во время службы. Тем не менее в своих выступлениях иерарх заявил о невозможности заразиться вирусом от святых даров.

Первосвященник озвучил и мнение церкви о вакцинации. На своем примере он показал, что она необходима для стабилизации ситуации. Прививку иерарх сделал в марте 2021 года.

Исторические гипотезы

Святитель Михаил почитается первым митрополитом Киевским. Но древнейшие русские летописи или вовсе не упоминают о митрополите при святом Владимире, или называют первым митрополитом грека Леона; в Новгородском же летописце роспись митрополитов начинается с Феопемпта. Михаил упоминается впервые в «Степенной книге» и Никоновской летописи. Новейшие историки склоняются к мнению, что первым митрополитом был Леон, а для объяснения предания о Михаиле предлагают различные гипотезы, из которых ни одна не может считаться прочно обоснованною.

Исконное предание Русской Церкви признавало Михаила первым митрополитом Киевским. Митрополит Киевский Евгений (Болховитинов) первый сделал попытку научно обосновать это церковное предание, за ним и под его влиянием это мнение получило научное утверждение в изданном Киевской духовной академией в 1839 году исследовании студента академии VІI курса, иеромонаха Евсевия (Ильинского) (1831-1835), впоследствии экзарха Грузии, под заглавием: «Кто был первый митрополит Киевский?» и было принято такими учеными, как церковные историки преосвященные Филарет (Гумилевский) и Макарий (Булгаков) и историк С. М. Соловьев.

Митр. Платон (Левшин) писал:

«Некоторые летописцы почитают сего Леонтия первым митрополитом Киевским и всея России. Сие можно согласить так, что Михаил был прислан или сам, по ревности к вере, со Владимиром выйти согласился не столько для управления Церкви Российской, которая только что возрождалась, в сан ее митрополита, сколько для насаждения веры христианской, нужных на первый случай духовных учреждений, и может почитаем быть как апостол Российской Церкви; а Леонтий прислан уже по обращении всего народа в точном характере митрополита Киевского и всея России для управления духовенства и всей Церкви Российской и с надлежащим постановлением, какие должны быть его права и какая по духовным делам власть. И сие видно из того, что Михаил митрополит хотя привел с собою шесть епископов, но никого никуда в правление епархии по городам не определил; а сие учинил уже митрополит Леонтий » .

Свт. Михаил, митр. Киевский. Икона Михаила Дикарева из «Месячных миней» (кон. XIX — нач. XX в.). Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж

Митрополит Московский Макарий (Булгаков) полагает, что первый митрополит Киевский Михаил занимал кафедру с 988 по 992 год, а Леон Киевский был вторым митрополитом с 992 до 1003 года. С другой стороны, церковное предание о том, что первым митрополитом Киевским был Михаил, отрицалось главнейшими представителями русской исторической науки времен митрополита Евгения, начиная с историографа Карамзина. Бестужев-Рюмин, Карамзин, Костомаров, Иловайский и Малышевский отрицают бытие митрополита Михаила в Киеве в веке.

Е. Голубинский утверждает, что присланный патриархом Фотием в царствование греческого императора Василия Македонского епископ Михаил крестил Руссов Черноморских; мощи его с течением времени, когда Тмутаракань была утрачена русскими и подпала власти половцев, были перенесены тмутараканскими монахами в Киево-Печерский монастырь.

Протоиерей П.Г. Лебединцев думает, что Киевский митрополит Михаил занимал кафедру митрополичью в XII веке, прибыл из Константинополя в 1131 году при великом князе Мстиславе Владимировиче, а скончался в 1147 году в княжение Изяслава Мстиславича, первым же митрополитом Киевским признает, согласно с Е. Голубинским и другими, Леона. Того же мнения держатся А. Попов, А. С. Павлов, М. Чельцов, граф Д. А. Толстой и Ф. Терновский.

По А. В. Поппэ , источник предания о митр. Михаиле — так называемый церковный устав Владимира I, который восходит к XII—XIII вв. Согласно этому памятнику, Михаил современник Владимира и константинопольского патриарха Фотия, что, в свою очередь, породило мнение, что Михаил являлся тем анонимным епископом, который был послан Фотием на Русь в 967 (987?) г. Появление имени Михаила в церковном уставе объясняется тем, что в Повести временных лет под 988 годом находится наставление о вере, якобы преподанное новокрещеному Владимиру. Оно представляет собой не что иное, как сокращенный перевод символа веры, составленного в первой половине IX в. Михаилом Синкеллом. Составители церковного устава восприняли это «наставление» как написанное ради Владимира и, таким образом, заключили, что автор символа веры был и первым русским митрополитом.

Митрополиты сегодня

Сегодня митрополиты продолжают решать важные вопросы Церкви. Выше митрополита в церковной иерархии стоит только Патриарх. Митрополит носит голубую мантию и белый клобук с крестом, духовенство менее высокого ранга носит черные клобуки.

Митрополиты возглавляют митрополии, это звание также носят архиереи самоуправляемых Церквей.

Среди современных митрополитов одним из самых известных иерархов стал митрополит Иларион (Алфеев) — богослов, церковный историк, композитор и педагог, Председатель Отдела внешних церковных связей Московского патриархата, постоянный член Священного синода, автор труда «Иисус Христос. Жизнь и Учение».

Автокефалия Русской Церкви

Грамота Константинопольского собора об основании Московского Патриархата 8 мая 1590 года. Пергамент, чернила (на греч. яз.). Грамоту подписали 106 человек: патриархи Константинопольский Иеремия II, Антиохийский Иоаким и Иерусалимский Софроний, а также 42 митрополита, 19 архиепископов и 20 епископов.

Иона

В дальнейшем возрастающая мощь Русского государства содействовала и росту авторитета Автокефальной Русской Церкви. В году московский митрополит Иов стал первым русским Патриархом. Восточные патриархи признали за русским Патриархом пятое по чести место.

XVII век начинался для России тяжело. С запада на Русскую Землю вторглись польско-шведские интервенты. В это время смут Русская Церковь, как и прежде, с честью выполнила свой патриотический долг перед народом. Горячий патриот Патриарх Ермоген (-), замученный интервентами, был духовным вождем ополчения Минина и Пожарского. В летопись истории Русского государства и Русской Церкви навсегда вписана героическая оборона Троице-Сергиевой Лавры от шведов и поляков в — годах.

В период, последовавший за изгнанием из России интервентов, Русская Церковь занималась одной из очень важных внутренних своих проблем — исправлением богослужебных книг и обрядов. Большая заслуга в этом принадлежала Патриарху Никону. Вместе с тем недостатки в подготовке реформы и насильственное насаждение ее нанесло Русской Церкви тяжелейшую рану, последствия которой не преодолены и по сей день, — раскол старообрядчества.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector