10 впечатляющих памятников героям великой отечественной войны

«Памятник защитникам советского Заполярья 1941–1945» («Алеша»)

Где находится:Высота:Скульптор:И. Д. БродскийГод создания:

Открытие памятника было приурочено к 30-летнию разгрома немецко-фашистских войск в Заполярье. Установлен он на сопке, где размещались зенитные батареи, защищавшие Мурманск от авианалетов.
Интересно, что здесь враг не смог зайти вглубь нашей страны дальше, чем на 30 километров от государственной границы. Советские защитники в ожесточенных боях на берегу реки Западная Лица поставили непреодолимый заслон перед неприятелем. Место битвы было позднее переименовано в Долину Славы — именно туда устремлен взгляд «Алеши».

Памятник занимает 7-е по высоте место среди всех монументов России, его видно из любой точки Мурманска.

«Алеша» — это народное название памятника, почему выбрано это имя сказать сложно, однако многие одиночные памятники советских солдат в других городах также называют именно Алешами. Есть версия, что так повелось после того, как на всю страну стала известна песня «Алеша — в Болгарии русский солдат», посвященная одноименному памятнику в болгарском Пловдиве.

«Тыл — фронту»

Где находится: МагнитогорскВысота: 15 мСкульптор: Л.ГоловницкийГод создания: 1979 г.

Первый памятник данного триптиха — это «Тыл — фронту» в Магнитогорске. На нем запечатлен символический момент передачи меча от уральского рабочего советскому солдату. Магнитогорск выбран для установки памятника неслучайно — на территории Магнитогорского металлургического завода (ММК) в годы ВОВ разместились 43 предприятия, эвакуированных из европейской части страны за Урал. Можно условно подсчитать, что каждый второй советский танк был сделан из магнитогорской стали. Без тружеников тыла победа была бы невозможной.

Рабочий обращен лицом в направлении ММК, лицо солдата обращено на запад — туда откуда на Советский Союз наступал враг.

Памятник Матросу и Солдату

У этого 40-метрового памятника в Севастополе непростая судьба. Решение о строительстве мемориального комплекса на мысе Хрустальный было принято еще в 70-х годах прошлого века, однако возведение началось лишь спустя десятилетия. Строительство шло медленно, потом было законсервировано, так как проект признали неудачным, а в конце 80-х рассматривали вопрос о демонтаже монумента. Со временем сторонники памятника добились его сохранения, и на реставрацию были выделены деньги, но завершить изначально утвержденный проект так и не удалось. Сейчас памятник Солдату и Матросу посещают туристы, хотя многие местные жители его критикуют.

История

Барановичи — город молодой. Ему нет и 150 лет.

Есть несколько теорий происхождения названия города. Самая невероятная из них гласит, что давным-давно армия татар пришла на территорию современной Беларуси и разбила лагерь, чтобы выдвинуться маршем на Слуцк. Татары молились барану, покрашенному в золотой цвет. Защитники Слуцка решили деморализовать врага и отправили к ним лазутчиков, которые выкрали золотого барашка и съели по дороге домой. На месте трапезы вскоре основали деревню Столовичи, а место, откуда выкрали барашка, назвали Барановичами.

По другой версии, Барановичи следует произносить с ударением на третий слог, так как название происходит от белорусского слова «баранiць».

Однако на гербе города изображен вовсе не барашек, а паровоз, который в 1871 году открыл движение по Московско-Брестской железной дороге, а под ним — шестеренка, которая символизирует промышленное развитие города. Со временем здесь возник крупный транспортный узел, соединивший шесть железнодорожных направлений.

В начале Первой мировой войны в Барановичах находилась Ставка Верховного Главнокомандующего российской армии. Барановичи стали первым городом Российской империи, где 8 июня 1915 г. был установлен памятник героям Первой мировой войны (его снесли в 1950-х гг.)

5 января 1919 года в Барановичах была установлена советская власть. 6 февраля 1919 года Барановичи были объявлены городом и центром уезда Минской губернии БССР. В 1921 году по Рижскому мирному договору город отошел к Польше и до 1939 года входил в ее состав со статусом центра уезда (повета) Новогрудского воеводства.

С сентября 1939 года в результате договоренностей между СССР и Германией о фактическом разделе Польши и последовавшего наступления Красной Армии город Барановичи вошел в состав БССР и с 4 декабря 1939 года стал областным центром.

В ходе Второй мировой войны 27 июня 1941 года город был оккупирован германскими войсками. Более 50 тыс. военнопленных и гражданских лиц были расстреляны и замучены в лагере военнопленных № 337 около железнодорожной станции «Лесная» недалеко от города.

Немцы создали в городе гетто, куда были согнаны около 30 000 евреев города и его окрестностей. Население гетто было уничтожено в 1942 году. Неподалеку от станции Барановичи-Полесские в 1942 году гитлеровцы расстреляли эшелон с чехословацкими евреями, следовавший в Освенцим.

Город был освобожден 8 июля 1944 года в результате наступления войск I Белорусского фронта и партизан Барановичского и Минского соединения на Барановичско-Слонимском направлении (операция «Багратион»). Эта дата отмечается как День освобождения города.

8 января 1954 года Барановичская область была ликвидирована, а ее территория включена в Брестскую область. С мая 1954 года город Барановичи стал центром Новомышского района, а с апреля 1957 года — Барановичского района.

«Перемиловская высота»

Где находится: Подмосковье, Дмитровский городской округ, ЯхромаВысота: 28 мСкульптор: А.Постол, Н.Любимов и В.ФедоровГод создания: 1966 г.

Перемиловские высоты на севере Москвы — это важнейший стратегический рубеж обороны и место кровопролитных боев, шедших здесь с 27 ноября по 5 декабря 1941 года. Высоты представляют собой холмы на левом (восточном) берегу канала имени Москвы — они возвышаются на 50 метров ввысь и тянуться примерно на 2 километра вдоль берега

Их удержание было критически важно, так как с такой естественной возвышенности наступающий с западного берега противник был «как на ладони», кроме того контроль над самим каналом был жизненно важен с точки зрения снабжения Москвы по воде. Бой на Перемиловский высотах, где враг был остановлен — это одно из ключевых сражений битвы за Москву в тяжелый первый год войны

После освобождения Яхромы советские войска начали победное контрнаступление под Москвой.

К 25-летию этого сражения на месте боев был установлен памятник, представляющий собой фигуру воина с автоматом, бросающегося в атаку. На гранитном постаменте рядом высечены стихи Роберта Рождественского:

«Воин-освободитель»

Где находится: Трептов-паркВысота:Скульптор:Е. В. ВучетичГод создания:

Третья часть триптиха — «Воин-освободитель» отражает финальный разгром Германии советскими воинами и полное освобождение Европы от фашизма. Скульптура представляет собой воина с девочкой на руках, его опущенный меч приживаем к земле гитлеровскую свастику.

Монумент был торжественно открыт практически сразу после завершения войны — в 1949-м и посвящен памяти советских воинов. Надпись на русском и немецком языке гласит:

Интересно, что по дате создания (1949-й) — это самый первый памятник из триптиха, причем, вероятно, на момент его установки идеи триптиха еще не существовало. По изначальной задумке воин должен был стоять с опущенный автоматом, однако, сам Сталин при утверждении макета предложил заменить его на меч. В результате именно меч и стал тем связующим элементом между всеми тремя композициями.

Следующей — в 1967-м была закончена «Родина-мать», а первый по образной хронологии памятник «Тыл — фронту» был создан последним уже в 1979-м, когда скульптора Вучетича, создавшего «Воина-освободителя» и «Родину-мать» уже не было в живых.

Барановичское гетто

Рекомендовать место

7

Барановичское гетто – это еврейское гетто, в которое принудительно переселяли евреев из Барановичей и близко расположенных населенных пунктов с целью уничтожения и преследования еврейской расы в период оккупации белорусской территории нацистскими войсками во времена Второй мировой войны.

После того, как город захватили немцы, в 1941 году было создано место, огражденное колючей проволокой. Сюда, в район под названием «Сахалин», евреев переселяли под страхом смерти. В территорию гетто входило 10 кварталов, но евреям здесь было слишком тесно, так как на каждого из них отводился всего один квадратный метр площади. Люди голодали и лишь трудоспособные получали 1 килограмм крупы в месяц и 200 граммов эрзац-хлеба на день.

Уже в декабре 1942 года в гетто переселили 15 тысяч евреев. Начальником полиции «Сахалина» назначили Н. П. Вальтмана. В составе юденрата города Барановичей было 26 человек, которых возглавлял О. Г. Изаксон.

Немцы пытались предотвратить еврейское сопротивление, поэтому жестоко расстреливали жителей гетто. 17 декабря 1943 года стало последним днем существования Барановичского гетто, тогда было расстреляно 6 тысяч евреев возле села Грабовец, а остальные перевезены в Колдычевский лагерь смерти. За все время существования Барановичского гетто, немцы замучили 15 тысяч евреев и убили 12 тысяч человек.

Мемориальный комплекс «Прорыв»

Впечатляющий комплекс создан на месте легендарного прорыва фашистской блокады партизанами Полоцко-Лепельской зоны – одной из крупнейших в оккупированной Беларуси. Настоящая партизанская республика с центром в Ушачах существовала с осени 1942 года, а весной 1944-го немцы бросили против 17 тысяч партизан 60 тысяч карателей, авиацию, танки, артиллерию. И все же трагической ночью с 4 на 5 мая партизаны разгромили врага, выведя из окружения 16 тысяч мирных жителей… В братской могиле «Прорыва» похоронены сотни воинов, еще больше имен увековечены на плитах. Мемориал открывает бронзовая карта обороны, а далее дорога-стрела проходит между огромных глыб, указывая направление главной атаки, где с автоматом в руках «бежит» бесстрашный воин. Рядом – 16 дубов как символ стойкости 16 партизанских бригад. В мемориальный комплекс также входят «партизанская деревня» – череда землянок с утварью военных времен – и экспозиция армейской техники.

Витебская область, Ушачский район, д. Паперино

Монумент Победы

Символ Парка Победы на Поклонной горе и самый высокая стелла в России, монумент Победы был сооружен и возведен в 1995 году архитекторами Л. В. Вавакиным, В. М. Будаевым и скульптором З. К. Церетели. История возникновения грандиозного строения начинается с 1980-х годов, когда к стройке привлекались ударные студенческие силы, но со временем собранные в народе деньги иссякли и строительство заморозили на 10 лет. Первоначально образ монумента Победы был другим — на первых схемах это был памятник, где нескольких советских солдат поднимаются в небо, держа в руках образ Ленина. Автор проекта, архитектор А. Т. Полянский, скончался, и облик монумента Победы изменился кардинально.

Сегодня монумент Победы выполнен в форме трехгранного штыка, который поднимается вверх на высоту 141, 8 метра, где каждый дециметр олицетворяет один день освободительной войны. Бронзовые барельефы, изображающие важные сражения Отечественной войны, украшают большую часть  памятника: гости парка Победы могут увидеть запечатленные на многие десятилетия Сталинградскую и Курскую битвы, Белорусскую операцию. Также монумент украшают статуя богини победы Ники и каменные Георгий Победоносец.

Дань павшим на Курской дуге

И хотя тяжело создать монумент так, как это сделает художник, прошедший по полям сражений, это не значит, что нужно забыть о новых творениях, прославляющих подвиги отцов. Особенно если речь идет о таком событии, как сражение на Курской дуге. Полтора месяца в кровопролитном 1943 году Россия и Украина сообща боролись за выживание в районе Курска. Числом невероятных потерь командованию удалось обратить противника в бегство.

И не слушайте тех, кто говорит о неподготовленности генералитета и о том, что стольких жертв можно было избежать. Мы противостояли превосходящим, отменно подготовленным частям, с лучшим оснащением и вооружением. На нас напали исподтишка, ударили в спину, а мы в одиночку справились с чудовищем. Никто не имеет право нас судить, пока мы помним и строим все новые памятники героям Великой Отечественной войны.

Несмотря на странные попытки извратить историю и обелить нацизм, мы помним героев и строим им новые памятники Великой Отечественной войны. Детям и взрослым, всем, кто идет за нами, останется величественная арка, увенчанная фигурой Георгия Победоносца. Вместе со статуей Жукова и могилой неизвестного солдата Курской земли она на сотни лет сохранит жертвы победителей в сердцах их детей.

Памятник Солдату и Матросу в Севастополе

Где находится: Севастополь, мыс ХрустальныйВысота: 41 мСкульптор: Е. Белостоцкий, Г. Петрошевич, О. Супрун.Год создания: 2007 г.

Изначально задумывался как памятник защитникам Севастополя, одновременно прославляющий несколько разных родов войск. В итоге для композиции были выбраны именно солдат-пехотинец и моряк.

«Город-герой»

Возведение мемориального комплекса по ряду причин сильно затянулось — началось еще в 1972 г., однако, к 1983-му был установлен лишь пьедестал под памятник, а к 1989-му скульптура была готова примерно на 70%. В период перестройки работы вовсе приостановились из-за недостатка финансирования и только в 2007 монумент предстал в своем окончательном виде — и сразу превратился в один из символов города.

Мемориалы Победы

3 июля 1944 силами четырёх фронтов столица Беларуси была освобождена от немецко-фашистских захватчиков. В память об этой знаменательной дате в Минске были воздвигнуты мемориалы Победы.

Монумент Победы на площади Победы

Памятник Победы в центре одноимённой площади был воздвигнут в 1954 году. Над его созданием трудился творческий коллектив известных отечественных скульпторов и архитекторов.

Мемориальная композиция представляет собой высокую 38-метровую четырёхгранную стелу, с выбитыми по кругу белорусскими национальными мотивами, и увенчанную массивным 3-хметровым изображением Ордена Победы. Стела изготовлена из полированного серого гранита, доставленного с Днепропетровщины, а декоративный элемент – из бронзы и ломоносовской смальты. У подножия памятника по четырём сторонам выбиты горельефы:

  • 9 мая 1945 года (автор – А. Бембель),
  • Партизаны Беларуси (автор – А. Глебов),
  • Слава павшим героям (автор – З. Азгур),
  • Советская Армия в годы Великой Отечественной войны (автор – С. Селиханов).

Расширенная к низу платформа, на которую установлена стела, изготовлена из чёрного лабрадорита и декорирована барельефным бронзовым мечом, перевитым лавровой ветвью. Данный символ словно говорит врагам Отчизны: «Кто с мечом придёт – тот от меча и погибнет».

В 1961 году у подножия монумента был зажжён генерал-полковником А. С. Бурдейным Вечный огонь в память о павших в сражениях воинах. Ныне у обелиска проводятся ежегодные торжественные мероприятия в памятные даты – на День Победы 9 мая и День Независимости Беларуси 3 июля. Также посещение монумента и возложение к нему венков входит в обязательный протокол визита в Минск каждой международной делегации.

Памятный комплекс на проспекте Победителей

Памятный комплекс на проспекте Победителей создавался и дополнялся в разные года новыми мемориальными элементами.

  • В 1985 году была установлена памятная бетонная стела «Минск – город-герой». Венчает 45-метровый обелиск золотая звезда и лавровая ветвь. У подножия на мемориальной плите можно прочесть текст Указа Президиума Верховного Совета СССР, коим Минску присваивалось почётное звание «Город-герой».
  • Следующим элементом композиции считаются две фигуры из бронзы высотой 5,5 метров. Они находится по правую сторону от обелиска. Перед зрителями предстаёт стилизованный образ Родины-Матери, провожающей сына на борьбу с захватчиками Отечества.
  • В 2014 году произошло торжественное открытие Музея истории Великой Отечественной войны. Расположено здание несколько позади монументальной стелы.

Ежегодно в Парке Победы 3 июля монументу возлагают венки в память о ратном подвиге не вернувшихся с войны. Вечером здесь устраивают народные гуляния и гала-концерт, заканчивающийся праздничным салютом.

Ритуальные венки

Мемориальный комплекс, посвященный операции «Багратион»

К 70-летию освобождения Беларуси от немецко-фашистских захватчиков в Светлогорском районе был основан первый в мире мемориальный комплекс, посвященный одной из величайших военных операций в истории человечества. Именно здесь, у деревни Раковичи на 71-м километре шоссе Бобруйск – Мозырь, 23 июня 1944 года началось масштабное наступление советских войск, которое продлилось более двух месяцев. В результате oперации, получившей кодовое название в честь героя Отечественной войны 1812 года полководца Петра Багратиона, были освобождены Беларусь, частично территории Прибалтики и Польши, а главное, нанесен сокрушительный удар по  группе немецких армий «Центр», который окончательно ослабил Германию. …Первым объектом комплекса стал 7-метровый мемориал-барельеф, в центре которого – фигуры четырех полководцев, обеспечивших успех операции…

В мемориальный комплекс также включены блиндажеобразный музей, посвященный операции «Багратион», часовня с поминальной книгой, экспозиция боевой техники и вооружений.

Гомельская область, Светлогорский район, д. Раковичи 

Монумент «Героическим защитникам Ленинграда»

Где находится: Санкт-Петербург (ранее — Ленинград), Московский район, Площадь ПобедыВысота: 48 м (обелиск)Скульптор: В.Каменский, С.СперанскийГод создания: 1975 г.

Монумент посвящен ленинградцам, пережившим блокаду, равной которой не было в мировой истории (почти 900 дней), а также солдатам Красной армии державшим оборону в 1941 г. на Пулковских высотах и прорвавшим кольцо блокады в битве за Ленинград 18 января 1943 г.

В центре композиции 48-метровый обелиск, у его подножия расположения скульптурная группа «Победители» — две бронзовые фигуры солдата и рабочего, олицетворяющих единение фронта и тыла. На пьедесталах вокруг расположено еще 26 фигур — рабочих, солдат, горожан, лица которых обращены к Пулковским высотам. Мемориальный комплекс дополнен залом памяти в форме разомкнутого кольца, что символизирует прорванную блокаду.

Комплекс строился частично на пожертвования горожан, его создатели (скульпторы В.Каменский, С.Сперанский и архитектор М.Аникушин) лично участвовали в обороне города. Памятник установлен там, где непосредственно проходил второй рубеж обороны Ленинграда.

Пискаревское мемориальное кладбище

Самое большое захоронение жертв Второй мировой войны расположено в Санкт-Петербурге. В 186 братских могилах похоронены около 420 тысяч жителей блокадного Ленинграда, умерших от голода, холода и болезней, 70 тысяч воинов, героически сражавшихся за Северную столицу. Торжественное открытие мемориала состоялось 9 мая 1960 года. Доминанта ансамбля — памятник «Мать-Родина» с гранитной стелой, на которой выбита эпитафия Ольги Берггольц, где есть знаменитая строка «Никто не забыт и ничто не забыто». Поэтесса написала это стихотворение к открытию Пискаревского мемориала. От «Матери-Родины» идет 300-метровая аллея, на которой высажены красные розы, она заканчивается у Вечного огня. Здесь, на Пискаревском кладбище, в военном музее находится дневник Тани Савичевой.

Герои Великой Отечественной войны

Летом в сквере на Комсомольской площади открыли памятник железнодорожникам — участникам Великой Отечественной войны и труженикам тыла, внесшим вклад в победу над фашизмом. Коллектив авторов под руководством народного художника России скульптора Cалавата Щербакова изобразил героев: у основания на низком гранитном цоколе располагаются фигуры монтера пути, руководителя дороги, машиниста, стрелочницы и мастера — тех, без кого невозможно представить железную дорогу. Сверху разгоняются бронепоезд и паровоз. Монумент создали на пожертвования работников отрасли.

Памятная доска сотрудникам ТАСС, освещавшим события Великой Отечественной войны на фронте и в тылу, появилась в мае на фасаде штаб-квартиры информационного агентства на углу Большой Никитской улицы и Леонтьевского переулка. В основе композиции — сюжеты известных снимков военных фотокорреспондентов ТАСС («Комбат» Макса Альперта, «Знамя Победы над Рейхстагом» и «Парад Победы на Красной площади» Евгения Халдея), другие ее важные элементы — карандаш, сумка-планшет и фотоаппарат Leica, главное оружие журналистов того времени. Памятная доска создана в Студии военных художников имени М.Б. Грекова, авторами стали архитектор Денис Бобылев и скульптор Кирилл Бобылев.

В эти трудные годы ТАСС работал бесперебойно: десятки корреспондентов и фоторепортеров прошли Великую Отечественную войну. Благодаря их труду мир узнавал о последних событиях, их работы стали документальными свидетельствами преступлений фашизма и использовались в качестве доказательств на Нюрнбергском процессе.

В декабре в Екатерининском парке открыли памятный знак в честь 6-й дивизии московского народного ополчения. Стена с пятиконечной звездой символизирует подвиг рабочих, которые, не имея военной подготовки, в 1941 году встали на защиту столицы. В дивизию вступило около восьми тысяч человек из 170 учреждений и предприятий в возрасте от 18 до 55 лет, почти никто из них до этого не держал в руках винтовку.

Ко Дню героев Отечества приурочили открытие мемориальной доски Герою Советского Союза Виктору Юдину (1923–1985) по адресу: улица Островитянова, дом 39. Здесь он жил с 1970 по 1985 год. От заводского токарного станка в августе 1941-го он ушел в Красную армию, а через два года окончил курсы младших лейтенантов. При форсировании реки Ост-Одер в районе Грайфенхагена (Польша) и реки Вест-Одер севернее населенного пункта Мешерин рота 194-го стрелкового полка (162-я стрелковая дивизия, 70-я армия, 2-й Белорусский фронт) старшего лейтенанта Юдина первой вошла в воду, перебралась на другой берег и захватила плацдарм, отразив ряд контратак противника.

Авторы мемориальной доски — скульптор заслуженный художник России Игорь Бурганов и архитектор Юрий Менчиц. Это первая из пяти изготовленных мемориальных досок в рамках совместной программы Правительства Москвы и Московского клуба героев по увековечиванию памяти героев Советского Союза, живших в столице. Еще четыре планируется открыть в феврале ко Дню защитника Отечества.

Культура и искусство

В сентябре, в год 100-летия Театра имени Вахтангова, на Арбате открыли памятник его создателю — Евгению Вахтангову. Композицию выполнили из бронзы народный художник России Александр Рукавишников, заслуженный художник России Максим Обрезков и заслуженный архитектор России Игорь Воскресенский.

Скульптурную композицию, посвященную актеру и режиссеру Олегу Табакову, открыли 14 декабря у новой сцены «Табакерки» к 85-летию со дня рождения артиста. Автор — народный художник России Александр Рукавишников — изобразил Олега Табакова в алом шарфе, сидящим на подмостках, опершись на атом Солнца — символ таланта. Когда Табаков был молодым артистом театра «Современник», драматург Виктор Розов, увидев его на сцене, сказал, что одаренность актера освещает весь спектакль, будто Табаков проглотил атом Солнца. Внутри атома множество раз написано слово «талант».

В ноябре по адресу: Гранатный переулок, дом 2, строение 1 состоялось торжественное открытие мемориальной доски Владимиру Этушу (1922–2019), народному артисту СССР, актеру театра и кино, педагогу, многолетнему ректору Театрального института имени Б.В. Щукина, полному кавалеру ордена «За заслуги перед Отечеством». Автор проекта — молодой скульптор Филипп Трушин.

Владимир Этуш снялся более чем в 40 фильмах, и все его роли вошли в золотую коллекцию отечественного кинематографа. У него учились многие известные актеры.

В сентябре на фасаде исторического корпуса ВГИКа на улице Вильгельма Пика установили памятную доску Станиславу Говорухину (1936–2018). Здесь блестящий режиссер, актер, художник и сценарист начинал свой творческий путь. Говорухин снял 55 кинокартин, среди которых «Вертикаль», «Место встречи изменить нельзя», «Ворошиловский стрелок», «Десять негритят», написал сценарий для «Пиратов XX века» — самого кассового фильма в истории советского кино. На барельефе изображен человек в куртке с капюшоном у подножия горы — это отсылка к фильму «Вертикаль», первой полнометражной картине режиссера.

Мемориальную доску народному артисту СССР дрессировщику медведей Валентину Филатову (1920–1979) открыли 12 августа на Кутузовском проспекте (дом 5/3) в день 100-летия со дня его рождения. В этом доме артист жил и разрабатывал новую школу дрессуры, которая перевернула представление о цирке. Именно Филатов первым научил медведей групповой езде на мотоциклах, созданный им аттракцион «Медвежий цирк» с успехом гастролировал по всему миру. На мемориальной доске изображена запряженная в сани тройка медведей с четвертым на облучке, управляет санями Валентин Филатов. Работа скульптора Александра Балашова весом 350 килограммов выполнена из бронзы.

27 августа открыли две памятные доски народным художникам СССР Гелию Коржеву и Алексею Грицаю, которые жили в доме 3 на Верхней Масловке. Произведения выдающихся живописцев выставлены в постоянной экспозиции Третьяковской галереи и Русского музея в Санкт-Петербурге. Два барельефа выполнены в полный рост, авторы работ — архитектор Константин Арабчиков и внук Гелия Михайловича Иван Коржев, который создавал произведения в технике низкого рельефа.

В августе в районе Аэропорт на доме 2 на улице Черняховского открыли мемориальную доску Евгению Аграновичу — прозаику, поэту-фронтовику, барду, сценаристу, кинодраматургу, художнику. В этом доме он жил и работал более 20 лет. Доску изготовили и установили за счет пожертвований. Евгений Агранович изображен в окружении фронтовых писем, на которых написаны цитаты из его стихов.

В марте на Страстном бульваре (дом 8) появилась памятная доска театру «Скатуве», работавшему в этом доме в 30-е годы XX века. В 1933-м театр был признан лучшим национальным театром России, а уже через пять лет всех артистов и работников — 32 человека — расстреляли на Бутовском полигоне. На лаконичной гранитной доске на русском и латышском языках сообщается, что здесь с 1919 по 1938 год находится театр «Скатуве».

Также в марте прошло торжественное открытие мемориальной доски народной артистке СССР первой в мире женщине — дрессировщице львов Ирине Бугримовой (1910–2001) на доме 1/15 на Котельнической набережной, в котором она жила до самой смерти. Открытие было приурочено к 110-летию со дня рождения королевы советского цирка. На памятной доске дрессировщица изображена вместе со львом, а наверху — табличка с надписью «Цирк».

Мемориальный комплекс «Бресткая крепость-герой»

г. Брест

Мемориальный комплекс освободителям Пинска

В сердце мемориала, посвященного героям-освободителям Пинска – братская могила, где покоится прах 244 солдат, памятник бронекатеру БК-92 и символичный знак, установленный на месте высадки десанта Днепровской флотилии. Рядом восстановлен знаменитый «Дот Молчанова»: в 1944 году здесь размещался командный пункт майора Георгия Молчанова, который командовал 1323-м стрелковым полком. Именно отсюда пришло первое сообщение об освобождении Пинска. В наши дни воссоздан интерьер легендарного штаба, а в экспозиции можно увидеть планы военных операций, карты, журнал памяти солдат… После реконструкции в мемориальном комплексе появился музей военной техники под открытым небом.

Брестская область, г. Пинск

Мемориальный комплекс «Катюша» («За нашу советскую родину!»)

На берегу Днепра в Орше возвышается монумент легендарному орудию Победы – боевой машине реактивной артиллерии БМ-13, которую советские воины назвали «Катюшей». Ее устройство и ошеломительный эффект огненного смерча долгие годы оставались для немцев тайной. И именно в Орше 14 июля 1941-го прозвучали первые боевые залпы «Катюши»: экспериментальная батарея из семи машин под командованием капитана И.Флёрова нанесла удары по эшелонам врага на железнодорожной станции и позициям у речной переправы. Мемориал объединяет 6 устремленных ввысь «минометных пусковых установок» из бетона, а в центре на пьедестале установлена точная копия «Катюши» образца 1941 года. У входа в комплекс – черный куб с памятной надписью о первом ударе знаменитого орудия.

Витебская область, г. Орша, ул. Могилевская

Мемориалы узникам концлагерей

В окрестностях Минска были расположены крупнейшие концлагеря Тростенец и Шталаг 352. Сюда переправляли евреев из Европы и Минского гетто. Согласно подтверждённым данным здесь умерло от болезней, расстреляно и замучено свыше 200 тысяч человек. По численности узников и умерщвлённых лагеря сравнивают с Освенцимом и Бухенвальдом.

Пленных советских офицеров также содержали в концентрационном лагере на Переспе, что возле Долгиновского тракта, и в фильтрационном лагере в урочище Дрозды на берегу реки Свислочь. Здесь же и были расстреляны свыше 10 000 пленных.

Таких мест для уничтожения людей нацисты создали десятки по Беларуси. В наши дни возле каждого силами неравнодушных и местной администрации создаются мемориальные сооружения. Так, в Минске на нынешней улице Мельникайте был установлен в 1947 году первый обелиск в память о пяти тысячах уничтоженных в Минском гетто. Уже позднее, в 2000 году, территорию возле памятного чёрного камня облагородили и дополнили скульптурной композицией «Последний путь».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector