Православие: особенности вероучения и культа

Введение

Вера — это неотъемлемая часть мировоззрения человека, его позиции в жизни, его убеждений, этических и моральных правил, норм и обычаев, в соответствии с которыми он живет: действует, думает и чувствует. Вера принимает различные формы, и эти формы называются религией. Религия (от латинского religio — объединение) — вера, особый взгляд на мир, совокупность ритуалов — культовых актов, а также объединение верующих в ту или иную организацию, основанное на вере в существование того или иного вида сверхъестественного.

«Религия — опиум для народа», — провозгласил известный исторический деятель Карл Маркс, а позднее В.И. Ленин сказал: «Каждая религиозная идея, каждая идея о каждом боге — это невыразимая мерзость». В течение многих лет достаточно было того, что верующие подвергались преследованиям как моральным, так и физическим. Это оказало сильное влияние на менталитет людей. Некоторые крестят детей, сохраняют свои посты, святые дома, машины или просто ходят в церковь только потому, что это модно. Другие вообще не думают о своей религии. И лишь немногие из тех, кто считает себя православными, на самом деле едины с Богом. Это эссе о религиозных исследованиях. Предмет изучения — зарождение и становление православия как формы христианского учения.

История появления Православия

Но вернемся к истории, когда христианский мир стоял на грани раскола. Вот тогда-то и созывается Первый Вселенский Никейский Собор, где собрались все важные епископы для решения своих дел. По сути Церковь стояла тогда даже выше государства и светских правителей вроде королей, и ей была фактически передана вся власть.

В ту пору жил император и звали его Константин, вот по его зову и собрались вместе все епископы, со всего мира.

Почему христианство разделилось на православие и католицизм?

Также жил в ту пору еще известный священник, которого звали Арий, вот с него то смута и началась (раскол христианства на православие и католицизм). Ведь он утверждал, что Сына прежде не было и что он был рожден или Сын начален, а Бог безначален.

И далее Арий говорит, что гонят нас за то, что мы Сына считаем не как часть Бога. Говоря проще — Сын — это не Бог, а просто Его творение. Другие же на Соборе утверждали, что Сын от Бога и это одна сущность.

В результате споров возник Символ Христианства — и им стала вера в единую и божественную сущность Сына Божьего с Богом Отцом. И сам император римский Константин согласился с этим утверждением.

В результате впоследствии Великого Императора Константина даже причислили к лику святых, а Ария прокляли и сослали в заключение.

Вера и Церковь

Внешнее единство есть единство, проявленное в общении таинств, внутреннее же единство есть единство духа. Многие спаслись (напр., некоторые мученики), не приобщившись ни одному из таинств Церкви (даже и Крещению), но никто не спасается, не приобщившись внутренней церковной святости, ее вере, надежде и любви; ибо не дела спасают, а вера. Вера же не двояка, но едина — истинная и живая. Посему неразумны те, которые говорят, что вера одна не спасает, но еще нужны дела, и те, которые говорят, что вера спасает, кроме дел: ибо если дел нет, то вера оказывается мертвой; если мертва, то и неистинна, ибо в истинной вере Христос, истина и жизнь, если же не истинная, то ложная, т.е. внешнее знание.

Церковь имеет веру, но веру живую, ибо она же имеет и святость. Когда же один человек или даже епископ имеет непременно веру, что можем мы сказать? Имеет ли он святость? Нет, ибо он ославлен преступлением и развратом. Но вера в нем пребывает, хотя и в грешнике. Итак, вера в нем есть восьмое таинство, как и всякое таинство есть действие Церкви в лице, хотя и недостойном. Через это таинство какая же вера в нем пребывает? Живая? Нет, ибо он преступник, но вера мертвая, т.е. внешнее знание, доступное даже бесам. И это ли будет восьмое таинство? Так отступление от истины само собою наказывается.

Мы знаем, когда падает кто из нас, он падает один, но никто один не спасается. Спасающийся же спасается в Церкви как ее член, и в единстве со всеми другими ее членами. Верует ли кто, он в общении Веры, любит ли, он в общении Любви, молится ли, он в общении Молитвы. Посему никто не может надеяться на свою молитву, и всякий, молясь, просит всю Церковь о заступлении, не так как будто бы сомневался в заступничестве единого ходатая Христа, но в уверенности, что вся Церковь всегда молится за всех своих членов.

Смерть Иисуса Христа — жертва ради спасения душ

По православному учению, грешные души попадают в ад. Это не место, где всё горит, а демоны пытают людей. Это просто мрачная темница, где обречённые души дожидаются Страшного Суда.

Страшный Суд — это последнее событие в истории человечества, после которого прощённые души обретут вечную жизнь в Царстве Божием, а грешники попадут в геенну огненную.

Православие учит, что уйти от этой Божией кары никто не может сам.

Грех искупается одним единственным способом — смертью для жизни вечной.

Но Бог из любви дал верующим шанс спастись: Он добровольно умер на кресте в облике Иисуса Христа. Теперь любой грешник может сделать следующее:

  • Раскаяться в грехах;
  • Признать Иисуса Христа своим Спасителем;
  • Начать праведную жизнь.

В этом случае Божья кара воплощается, но переносится с грешника на Иисуса Христа. Он сам страдает и умирает за грехи человека. Такова Его любовь. Таким образом, «формально» грешник умирает для греха, но воскресает для Церкви Иисуса Христа.

Что такое христианство? Определение этого понятия

В христианстве выделяют 3 основных вида (направления).

  1. Православие;
  2. Католицизм;
  3. Протестантизм. Краткое описание этих видов смотрите в статье ниже.

Уже в начале V века христианская вера пришла в каждое государство. Православные стали элитой с завидным положением и влиятельностью. С популяризацией пришли и гонения. Цезарь Галерий назвал вероисповедание «заразой» и стал виновником жестких массовых репрессий. Тысячи мучеников гибли, но гонения сами себя искоренили. Губернаторы и военные сами прибегали к христианству, а предпринятые меры не добавляли порядка империи. Галерий дал добро на существование веры Иисуса. Лишь в 311-ом году она получила статус официальной. Теперь и сами правители становились приверженцами религии, распространяя её в массы, делая всемирно известной и значимой.

Временной поток и сами люди разделили исходное христианство на католицизм, протестантизм и православие. Многочисленные реформы и перестройки вероисповедания в государствах внесли коррективы в направления, однако их объединяет один великий замысел и вероучения.

Какая религия является наиболее древней?

Возникновение первобытных религий датируется давним периодом, примерно 40-30 тысяч лет назад. Но какое из верований было первым? На этот счет у ученых есть разные точки зрения. Одни полагают, что это произошло, когда люди начали воспринимать души друг друга, другие — при появлении колдовства, третьи брали за основу поклонение животным или предметам. Но само непосредственно возникновение религии представляет собой большой комплекс верований. Сложно отдать какому-то из них первенство, поскольку нет нужных данных. Той информации, которую получают археологи, исследователи и историки, недостаточно.

Нельзя не учитывать распределение первых верований по всей планете, что заставляет сделать вывод о неправомерности попыток искать древнюю религию. Каждое существующее тогда племя имело свой объект для поклонения.

Однозначно можно сказать только то, что первой и последующей основой каждой религии является вера в сверхъестественное. Однако она везде выражается по-разному. Христиане, например, поклоняются своему Богу, у которого нет плоти, но он вездесущ. Это сверхъестественно. Африканские племена, в свою очередь, стругают себе Богов из дерева. Если им что-то не нравится, то они могут разрезать или проткнуть иглой своего покровителя. Это тоже сверхъестественное. Поэтому у каждой современной религии есть свой древнейший «предок».

Суть и основы православия

Основа любой религии – вера. Без нее существование и развитие божественных учений невозможно. Суть православия заключена в Символе Веры, принятом на втором Вселенском Соборе. На четвертом Вселенском Соборе Никейский Символ Веры (12 догматов) был утвержден как аксиома, не подлежащая никакому изменению. Православные верят в Бога Отца, Сына и Святого Духа (Святую Троицу). Бог Отец является создателем всего земного и небесного. Божий Сын, воплотившийся от Девы Марии, единосущ и единороден по отношению к Отцу. Святой Дух исходит от Бога Отца через Сына и почитается не менее, чем Отец и Сын. Символ Веры рассказывает о распятии и воскрешении Христа, указывая на вечную жизнь после смерти. Все православные относятся к единой церкви. Крещение – обязательный ритуал. При его совершении происходит освобождение от первородного греха. Обязательным является соблюдение нравственных норм (заповедей), которые переданы Богом через Моисея и озвучены Иисусом Христом. Все «правила поведения» основаны на помощи, сострадании, любви и терпении. Православие учит переносить любые тяготы жизни безропотно, принимать их как любовь Бога и испытания за грехи, чтобы затем попасть в рай.

Проблемы православной веры

Ведь сегодня подобных направлений в Христианстве существуют многие десятки, в которых не разберется даже самый профессиональный богослов, хотя в Библии сказано, что суть Бога не разъединять, а именно Объединять.

Ведь основное предназначение и желание Сатаны как раз в том, чтобы разъединить человечество и стравить народы и ранее близких людей в кровопролитных войнах между собой, а также разжигание ненависти и агрессии. Что мы к сожалению, сегодня и наблюдаем вокруг основных христианских церквей, которые уже более тысячи лет делят земли, святыни и свое влияние на людей между собой.

Поэтому возможно было бы более рационально проводить каждый день один и тот же ритуал, посвященный Любви, с мыслями «хочу, чтобы все люди стали счастливы» — тогда, наверное, не нужны были ни таинства, ни различные сложные традиции и литургии.

Ведь изначальный смысл христианства и также православия не может быть в запоминании каких-то ритуалов, а смысл всегда один прийти к одной истинной вере в Бога и посвятить свою жизнь праведным и добрым делам в Его честь.

Тогда возможно весь мир стал бы давно уже одним таинством и это таинство под названием Любовь стала бы прямой дорогой к Богу и самой короткой в мире.

Чтож, свет Бога в каждом человеке никогда не прекращался и не прекращается, именно поэтому мы с вами встречаемся на нашем портале Обучения И Саморазвития, и именно поэтому мы всегда вместе в том месте, которое всегда рядом и находится в нас, но то что рядом кажется всегда таким далеким, и мы вам советуем сосредоточить свои поиски Бога и себя самого именно в этом месте – то есть в вашем сердце и душе.

Что нам и кажется основным смыслом, и сутью философии христианства и православия, о котором читайте в отдельной статье. До встречи, и также в следующей статье читайте о философии протестантизма, как еще одного большого ответвления от изначальной христианской религии или о католицизме. А также и десятках других направлений религии вроде Буддизма, Ислама, Индуизма и многих других.

Принципы и законы

Само христианство возникло в I веке. Оно зародилось в Палестине, откуда пошло несколько верований, и своим происхождением обязано более древнему иудаизму с его монотеистичным Богом и Ветхим Заветом.

Возникновение христианства связано с зарождением веры в то, что пришлый Иисус Христос — тот самый Сын Божий, которого так ждали верующие. Иудаизм не признает его таковым, что отличает обе религии.

Суть всего православного вероучения, его исток — в вере в Господа, который является носителем высшей мудрости. Главной целью любого верующего должно быть стремление заслужить вечную жизнь в раю после смерти. Для этого ему необходимо при жизни следовать заповедям Господа, исповедовать Его учение.

Основные пункты мировоззрения заключаются в следующем:

  1. Милосердие: оказание помощи нуждающемуся в ней, облегчение страданий несчастного. Милосердный человек совершает угодное Господу дело.
  2. Прощение: не менее важная сторона жизнь. Речь идет не о забвении обиды, а о предоставлении Богу права самому наказывать обидчиков. Без прощения всех, кто обижал христианина, тот не сможет попасть после смерти в рай.
  3. Стойкость: человек исполнен веры и надежды на помощь Бога, доводит до конца любое дело и не унывает. Это необходимо для распространения добра и веры.
  4. Бодрствование: речь идет об открытости для добрых дел и служения Господу. Душа и совесть человека не должны спать, когда кому-то требуется помощь. Является важным ресурсом для верующего.
  5. Церковь: является «проводником» учения от Бога к человеку. Она играет важную роль в жизни верующего: сюда приходят на исповедь и причащение, Церковь помогает запутавшимся и учит тех, кто хочет узнать, что значит быть православным человеком.
  6. Исповедь: чистосердечный рассказ о своих грехах, раскаяние в них и получение прощения. Является одним из таинств, обязательных к исполнению. Если человек не успеет исповедаться, он не сможет попасть в Рай.
  7. Воскресенье: день, когда верующий должен отринуть житейские заботы и подумать о душе и Господе. В это время принято посещать храм и молиться.

Вера в Бога

Учение о Боге в Символе веры начинается словом: «Верую». Бог есть первый предмет веры христианской. Таким образом, наше христианское признание бытия Божия основывается не на рассудочных основах, не на доказательствах, взятых из разума или полученных из опыта наших внешних чувств, а на внутреннем, высшем убеждении, имеющем нравственное основание.

Веровать в Бога значит, в христианском понимании, не только умом признавать Бога, но и сердцем стремиться к Нему.

«Веруем» в то, что недоступно внешнему опыту, научному исследованию, восприятию нашими органами внешних чувств. В славянском и русском языках понятие «верую» глубже значения русского «верю, » обозначающего часто простое принятие без проверки свидетельства другого лица, чужого опыта. Св. Григорий Богослов различает и в греческом языке: религиозную веру — «верую в кого, во что«; и простую личную веру — «верю кому, чему«. Он пишет: «Не одно и то же значит: «веровать во что» и «верить чему». Веруем мы в Божество, а верим относительно всякой вещи» (Твор. св. Григория Богослова. Часть 3, стр. 88, «О Духе Святом»).

Христианская вера есть таинственное явление в области человеческой души. Она шире мысли, сильнее, действеннее ее. Она сложнее отдельного чувства, она содержит в себе чувства любви, страха, почитания, благоговения, смирения. Она также не может быть названа волевым явлением, ибо, хотя она двигает горами, христианин, веруя, отказывается от своей воли, всецело предавая себя в волю Божию: «Да будет воля Твоя на мне, грешнем».

Фото: optina.msk.ru

Конечно, христианство связано и с умственным знанием, оно дает мировоззрение. Но если бы оно оставалось только мировоззрением, пропала бы его движущая сила; без веры оно не было бы живой связью неба и земли. Христианская вера есть нечто гораздо большее, чем-то «убежденное предположение, » называемое верой, какое обычно встречается в жизни.

На вере создана Церковь Христова, как на скале, которая не содрогнется под нею. Верою святые побеждали царства, творили правду, заграждали уста львов, угашали силу огня, избегали острия меча, укреплялись при немощи (Евр. 11:33-38). Одушевленные верою христиане с радостью шли на мучения и смерть. Вера — камень, но камень не осязаемый, свободный от грузности, тяжести; влекущий вверх, а не вниз.

«Если будете иметь веру и не усомнитесь…, если и горе этой скажете: поднимись и ввергни себя в море, будет» (Матф. 21:21). Чудесами святых всех веков наполнена история Церкви Христовой, Но чудеса творит не вера вообще, а вера христианская. Вера действенна не силой воображения и не самогипнозом, а тем, что она связывает с источником всякой жизни и силы — с Богом. Она сосуд, которым зачерпывается вода; но нужно быть у этой воды и опустить сосуд в нее: вода эта — благодать Божия. «Вера есть ключ к сокровищнице Божьей, » пишет о. Иоанн Кронштадтский («Моя жизни во Христе», т. 1, стр. 242).

Поэтому трудно дать определение: что есть вера. Когда Апостол говорит: «Вера есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом» (Евр. 11:1), то, не касаясь здесь природы веры, указывает только на что направляет ее взор: — на ожидаемое, на невидимое, а именно, что вера есть проникновение души в будущее (осуществление ожидаемого) или в невидимое (уверенность в невидимом). Это свидетельствует о таинственном характере христианской веры.

Основы Православия:

Основы Православия: богословие,
догматика, сущность Таинств, христианское благочестие,
антропология, экзегетика, литургика, эсхатология и т.д.

Символ Православной верыБог как Творец и Промыслитель мираДогмат Пресвятой ТроицыИисус Христос — Сын Божий и наш СпасительЦерковь ХристоваПочитание святых и их мощейИконопочитаниеПочитание Креста ХристоваТаинства ЦерквиЦерковные праздникиМолитваЭкзегетика (толкование Святой Библии)Литургика. Православное богослужениеПостПравославное учение о смертиХристианская эсхатология
— Основы православной веры. Символы, основополагающие
понятия, Таинства, богослужения, все это детально
показано и доходчиво прокомментировано в этом
просветительском фильме. «Азбука» будет незаменима для
тех, кто делает свои первые шаги в храме и ищет ответа
на вопросы: как ставить свечи, креститься, писать
записки; как устроен храм и что происходит во время
служб и Таинств. Но фильм будет не менее интересен и
тем, кто уже живет церковной жизнью. В главе
«Богослужение» подробно разбирается главная служба —
Литургия. Уникальны съемки архиерейской Литургии в
алтаре.

Что содержит Священная Книга

Так называемый христианский канон – список признаваемых священными книг, складывался на протяжении нескольких первых веков жизни Церкви.

Ветхий Завет

Это так называемый Танах: Тора (первые пять книг прор. Моисея), писания пророков, и учительные, молитвенные тексты.

Впоследствии:

  • православные церкви признали каноническими книги Танаха, а также Септуагинту – перевод Библии на греческий язык, сделанный 70 иудейскими толковниками (III-I вв. до Рождества Христова); таких книг 10;
  • католическая традиция не признала каноническими Вторую и Третью книги Ездры; во всем остальном состав книг Ветхого Завета не отличается от православного канона;
  • протестанты признали каноническими только книги Танаха.

Новый Завет

Его составляют 27 книг. Все они относятся к I в. от Рождества Христова.

Интересный факт
Считается, что раньше всего написаны Послания Апостола Павла, а самая поздняя книга – Откровение Иоанна Богослова (90-е гг. I в.). А вот четыре Евангелия появились в 60-е гг. I в.

Другая литература

Это – часть сокровища Церкви, именуемого Священным Преданием, текстами, которые несут традицию и вероучение, опыт. К их числу принадлежат:

  • Символ Веры;
  • богослужебные тексты;
  • правила Апостолов, Вселенских Соборов, общецерковно признанных Поместных Соборов;
  • творения святых отцов Церкви;
  • жития святых, другие письменные источники, с ними связанные;
  • исторические произведения об истории Церкви, написанные в первые века.

Богословие образа

К области Предания относится также так называемое «церковное искусство». Термин общепринятый, но неточный, так как чисто «эстетического», характерного для искусства содержания не несет ни иконопись, ни архитектура. Это всегда не просто приятная глазу красота, но – богословие в красках или камне.

Основы православной веры

С чего начинается православие? Какой смысл вкладывается в церковные богослужения, символы, действия и молитвы? Этими вопросами рано или поздно задается любой человек, вставший на путь христианства. Для того чтобы православие в самом начале пути не пугало новоявленных христиан своей непонятностью и строгостью, нужно читать и изучать основы нашей веры.

  • Как молиться, чтобы Бог услышал нас?
  • Есть ли смысл обращаться и молиться к Богу
  • Кто такая Пресвятая Богородица
  • Что такое покаяние в православии и как правильно покаяться
  • Что такое епитимья?
  • Кто такой Иуда Искариот в Библии
  • Восемь смертных грехов в православии и борьба с ними
  • Что такое блуд и прелюбодеяние, и в чем их разница
  • Десять заповедей Божьих
  • Святая вода
  • Что такое проскомидия о здравии
  • Мир ангельский
  • Что означают слова кощунство и богохульство
  • Что значит прощение и как научиться прощать
  • Как и где общаться с Богом: основные правила
  • Библейская заповедь «Не сотвори себе кумира»
  • Почему болит душа
  • Есть ли душа у животных
  • Есть ли у человека душа
  • Приветствие православных
  • Отличие православных праздников от светских
  • Можно ли православным купаться в Мертвом море
  • Могила Матроны Московской
  • Послание апостола Павла к галатам
  • Книга пророка Даниила
  • Евангелие от Иоанна, 15 глава
  • Смерть Иисуса ХристаПроповедь Иисуса Христа
  • Крестные страдания Иисуса Христа
  • Воскресение Иисуса Христа
  • Что такое рай и как туда попасть
  • Кто такие архангелы и какое их предназначение
  • Что такое мощи святых, как их делают и почему почитают
  • Что такое нимб и что значит это сияние над головой у святых
  • Кто такие юродивые Христа ради
  • Священное Писание
  • Может ли Бог простить убийцу и убийство
  • Схима в православии
  • Десять заповедей
  • Что такое теология
  • Грех чревоугодия в православии
  • Пост в православии
  • Голгофа
  • Православная символика
  • Экуменизм в православной церкви
  • Благодать Божия в православии
  • Библейские пророчества
  • Библейская история Адама и Евы
  • Тезоименитство в православии
  • О сотворении мира в православии
  • Что такое ипостась
  • Православный и католический крест
  • Храм, собор, церковь и монастырь
  • Грех тщеславия в православии
  • Апостолы Иисуса Христа
  • Раб Божий в православии
  • Пути Господни Неисповедимы: смысл и значение фразы
  • Архангел Гавриил
  • Грех гордыни в православии
  • Грех сребролюбия в православии
  • Грех лихоимства и мздоимства
  • Каин и Авель: кто такие
  • Почему православные строят много храмов, а не больниц?
  • Дух и душа в православии
  • Отрок в православии
  • История о пророке Ионе и ките
  • Грех лихоимства и мздоимства в православии
  • Интересные и малоизвестные факты про Библию
  • Появление христианства на Руси
  • Святые женщины в православии
  • Катехизис
  • Грех любостяжания в православии
  • Тропарь в православии
  • Скрижали Моисея
  • Можно ли не ходить в храм и к священнику, если есть Бог в душе?
  • Антихрист: кто это такой и его значение в православии
  • Колокольный звон
  • Генеральная исповедь
  • Благословение от батюшки
  • Благословение в православии
  • Священник, батюшка и поп: определение
  • Правило от осквернения: что это такое
  • Апокриф
  • Люцифер в православии
  • Чистилище в православии
  • Благословение от Бога в православии
  • Православное паломничество
  • Православный апокалипсис
  • Слово «Аллилуйя» в православии
  • Слово «Аминь» в православии
  • Фарисейство
  • Ересь и еретик в православии

Самое главное для православия — вера в триединого Бога

В православии Бог не такой, как в других религиях. Он — это Троица. Тем, кто знаком с индуизмом, не нужно отождествлять Троицу и Тримурти.

Тримурти — это всё же три разных божества в едином образе, а Троица — это именно Триединый Бог.

Православный Бог триедин

Триединство — странное и непонятое для человека состояние. Оно парадоксально. Но парадоксы невозможны только с точки зрения материального мира.

Православные Христиане просто принимают как факт, что Бог одновременно один, но в то же время в Нём три элемента:

Бог-Отец — в ветхозаветной традиции Его именуют Яхве или Элохим, но никто не знает, насколько точно реставрировано первое имя и насколько уместно второе, так что в рамках православного вероучения Его называют просто: Господь, Бог, Саваоф и т.д. Это не личные имена, а титулы, но такой подход считается достаточным. Представление о имени Иегова — ошибка, возникшая вследствие небрежной реставрации еврейского произношения.

Один
именно столько Богов есть в христианстве, Троица — это не три Бога, а один

  • Сын Божий — это Иисус Христос. Его рассматривают как богочеловека, то есть создание, которое сочетает в Себе две природы. Христос — центральная фигура христианства. В богочеловеческом облике Он, согласно Библии, пришёл на землю, чтобы заключить с людьми Новый Завет.
  • Святой Дух — можно образно сказать, что это энергия, которая исходит от Бога. Но понятия «энергия» нет в православии. Скорее было бы правильно сказать, что Святой Дух — это проявление Бога, как свет — проявление Солнца. Одно без другого невозможно. Нельзя сказать, что есть Солнце без света или солнечный свет без самого Светила. Так и Святой Дух — третий аспект Бога, который наделён сознанием. Его обычно изображают в виде голубя.

А что же такое вера в Бога? Это не просто вера в Его существование, как, например, можно верить в пришельцев. Вера — это полное доверие Богу, любовь к Нему, отношение как к заботливому родителю.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector