Московский никольский единоверческий монастырь

Содержание:

Визит Архипастыря в канун праздника Преображения Господня

18 августа в канун праздника Преображения Господня епископ Колпашевский и Стрежевской посетил нашу обитель и совершил вечернее Богослужение.

Его Преосвященству сослужили игумен Спасо-Преображенского монастыря с. Волок Матфей (Черевикин), секретарь епархиального управления иеромонах Симеон (Койнов), духовенство мужской и женской епархиальных обителей, дьякон кафедрального Вознесенского собора Сергий (Баянов) и Александр (Мусрепов). За богослужением молились игуменья Ирина (Селиверстова), сестры Могочинского и братия Волокского монастырей, многочисленные прихожане обители.

Это интересно: Никольский храм в Пушкино

Упадок обители

К концу 18-го века монастырь являлся одним из самых состоятельных и знаменитых православных духовных центров. Но, начиная с 1776 года и по 1896-й Никольский монастырь Переславль-Залесский поменял 35 игуменов, каждый из которых управлял обителью не более 3-4-х лет. Это не могло положительно повлиять на дальнейшее развитие монастыря. Вся богослужебная и хозяйственная деятельность постепенно скатывалась к упадку.

К концу 19-го века в обители проживало 5-6 иноков. Все постройки, храмы и колокольни пришли в негодность, а реставрировать их было некому. Оставшиеся монахи не могли поддерживать монастырь в том же состоянии, в каком он был раньше.

В 1896 году жители Переславля обратились к Священному синоду с просьбой переименовать Никольский мужской монастырь в женский. Через два года ходатайство людей было удовлетворено, и с того времени обитель стала называться Никольский женский монастырь Переславль-Залесский общежительного устава.

Архитектурные памятники на территории Никольского монастыря

Первые кирпичные постройки появились в обители в конце XVII – начале XVIII века. Деньги на это строительство выделили состоятельные купцы из Москвы — Щелягины, братья Холщевниковы, а также семейная пара Герасим и Ирина Обуховы.

Возле самого монастыря находится Смоленско-Корнилиевская церковь, которая уцелела от утраченной во второй половине XVIII века монашеской обители Бориса и Глеба на Песках. В ней есть два престола – Смоленской иконы Божией Матери и Борисоглебский.

От старых построек внутри монастырской территории сохранились две церкви – Благовещенская и Петропавловская. Обе они выстроены в стиле барокко. Храм Петра и Павла построен над въездными воротами. Он имеет вытянутый купол, поддерживающий узкий барабан. А сверху стоит небольшая золоченая главка. В высоком куполе для освещения проделаны четыре окна-люкарны. Все детали внешнего оформления этой церкви, присущие барокко, сохранились почти без изменений.

Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы

Благовещенская церковь имеет невысокую трапезную. Ее выстроили в середине XVIII века вместо сгоревшего во время пожара деревянного Казанского храма. Эта церковь пятиглавая, а по форме купола, величине барабанов и главок очень напоминает Петропавловский храм. В этой церкви три престола – Благовещения Пресвятой Богородицы, Сретения и Всех Святых. Мозаичный пол для нее сделан в XIX веке на деньги служащих Переславской мануфактуры. Сейчас внутри этого храма, на его своде и стенах можно увидеть отреставрированные росписи, которые были отчищены от слоя штукатурки и укреплены.

Территория обители окружена невысокой оградой с башенками, которые выполняют только декоративные функции. Под новой звонницей расположена церковь Усекновения главы святого Иоанна Предтечи, а в настоятельском корпусе находится храм, посвященный Сергию Радонежскому.

Церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи в звоннице

В 1999-2003 гг. на фундаменте старого собора был возведен новый. Строительством руководил архитектор В.Н. Ижиков. Новый златоглавый Никольский собор стал одним из архитектурных украшений Переславля-Залесского. Он ни в коей мере не повторяет архитектуру старого храма, а построен по подобию Успенского собора Киево-Печерской лавры.

Высота нового собора 40 м, и он вмещает до 1000 верующих одновременно.

«Я увидела, что Христос с черным ликом!»

– Матушка, то, что Крест оказался в Крыму, это Промысл Божий?

– В Крым мы передавали копию Годеновского Креста, когда там была тишина и он еще не был наш. В выпуске новостей по телевидению показывали Крестный ход в Севастополе и параллельно беснующийся Майдан в Киеве – как будто две разные страны. Крест сделал свое дело. В эти дни нужно было показать контрпозицию Крыма, и она была высказана на самом высоком уровне. Тогда впервые словосочетание «Годеновский Крест» прозвучало с телеэкранов на всю страну.

Под Рождество 2014 года к нам приехала делегация из Луганска – там уже бомбили и гибли люди. «Нам нужен Животворящий Крест», – говорят. А у нас чудесным образом уже была изготовлена деревянная копия, но мы тогда и не предполагали, для кого готовили этот Крест.

Когда иконописец из Сергиева Посада доделала свою работу, Крест привезли в Переславль. Мы с сестрами торжественно выстроились у машины и, когда вынули Распятие, я увидела… что Христос с черным ликом! Звоню иконописцу. «Зачем черный лик написала?» – спрашиваю. «Я тридцать раз переписывала, – говорит иконописец Нина, – но поняла, что надо оставить так».

Смотрю на сестер: они с умилением молятся и плачут. Я поняла тогда, что он должен быть темным и его нужно отправлять таким.

Перед отправкой креста в Луганск

Звоню в Луганскую епархию, в монастырь Рождества Иоанна Предтечи. Трубку снимает архимандрит Варфоломей. Говорю: «Готов Крест, который ваши прихожане заказывали». Он благодарит и собирается приехать вместе с братиями торжественно забирать святыню. Назначили число – 26 ноября, день памяти святителя Иоанна Златоуста, престольный праздник храма в Годенове. Они приехали за Крестом на микроавтобусе, еле живом. Думаю: «Какая маленькая машина… Как туда войдет Крест?» Но поместился. Когда мы встретились спустя полгода, батюшка сказал: «Я не любитель про всякие чудеса говорить, но лик Иисуса посветлел».

Настоятели монастыря

Игумены

  • Иона — начало XVI века.
  • Вассиан — 1558 г.
  • Харитон — 1561 г.
  • Никон — 1579—98 г.
  • Пахомий — 1602 г.
  • Леонтий — 1608—1609 г.
  • Мисаил — в 1611 г. по случаю разорения монастыря литовцами скитался меж двор.
  • Ферапонт — 1614 г.
  • Иов — 1617—1627 г. — переведён в Псково-Печерский монастырь.
  • Афанасий — 1627—80 г.
  • Иосиф — 1630—39 г.
  • Моисей — 1642—40 г.
  • Порфирий — 1653 г.
  • Моисей Веневитин — 1655—57 г.
  • Герасим — 1657—62 г.
  • Роман — 1663—85 г.
  • Феодосий — 1686—1699 г.
  • Аврамий — 1700—1702 г.
  • Иосиф — 1702 г. июня 16-го.
  • Сергий — 1703 г.
  • Варлаам Лихарев с ноября 8 1704 по 1709 год.
  • Пахомий с августа 30-го 1709—1714 года до июня.

Архимандриты

  • Иосиф (1714 июля 18-го).
  • Антоний (с сентября 1724 по 1727).
  • 1730).
  • Иларион (с марта 24-го 1730 по 1732 год).
  • Иона (с февраля 1733—1736 год).
  • Иосиф Скрипицын (с августа 11-го 1736 по 1738 год).
  • Аврамий (с февраля 1739—1744 год).
  • Аврамий Галицкий (с января 6-го 1745 года).
  • Епископ Серапион (1745 по 1753 год).
  • Пахомий Пиманский (марта 1753 по 1759 год).
  • Нифонт Червинский (с 25-го ноября 1753—1758 год).
  • Каллистрат (с января 16-го 1758—1759 год).
  • Боголеп, Никольский игумен (с января 4 по 6 марта 1760 года).
  • Сильвестр Страгородский (марта 6-го 1760 года по ноября 5-е 1761 года).
  • Галактион (с января 10-го 1761 года по октября 10-е).
  • Иероним Левандовский (с декабря 5-го 1762 года по 25 ноября 1774 года).

Игумены и архимандриты

  • Иоанникий (января 2-го 1775—1778 года апреля 22-го).
  • Никандр (1786 года апреля 22 — 1788 ноября 6-го).
  • Палладий (1788 ноября 6-го по 1794 год).
  • Афанасий (мая 2-го 1794—1799 год).
  • Вениамин (1799 июня 13-го по 1802 год).
  • Анатолий (1802 августа 19-го по 1804 год).
  • Иннокентий Тихомиров архимандрит (с 1804 года июня 8-го по сентября 10-е 1804 года).
  • Никон Боевский игумен (1804 ноября 16-го по 1806 год).
  • Лаврентий (с 1806 марта 20-го по 1880 год).
  • Пахомий (1830—1832 годы).
  • Иероним Сретенский (1833 июля 10-го — 1845 год).
  • Нифонт Успенский архимандрит (1845 года апреля — 1868 год).
  • Герасим Грязнов (1868 года июля 10-го).
  • Наум (1872 года апреля 23).
  • Исидор (Колоколов) (1896—1900)
  • Анатолий (Аксенов) (18.07. 1994 — 28.12. 1998)
  • Димитрий (Храмцов) (с 1 апреля 1999)

Культовые строения монастыря

Центральной постройкой является Никольский собор, несколько раз менявший свой внешний и внутренний облик. Сначала он был деревянным – вплоть до начала 16 века, а после на его фундаменте построен каменный. В 1680-х гг. началось возведения храма, который имел пять куполов. Строительство длилось больше 40 лет и закончилось в 1721 г. Новый собор был высоким и с большими окнами, простоял 200 лет, взорван по приказу органов советской власти. Рядом с Никольским храмом находилась шатровая колокольня, не сохранившаяся до наших дней, поскольку была разрушена вместе с собором.На их месте в конце 1990-х — начале 2000-х гг. заново отстроен храм и колокольня. Автором проекта стал архитектор В. Ижиков, сумевший отразить черты древнерусской архитектуры. Как следствие, новые строения получились очень похожими на Успенскую церковь Киево-Печерской лавры. Выбор подобного стиля был не случайным: из-за частых пожаров достоверных чертежей и документов, описывающих первый собор, не сохранилось в архивных фондах. По преданиям, собор XVIII — начала XX века имел формы стиля барокко, но местные жители выступили против подобного. Вместо колокольни была построена звонница.Самыми старыми в монастыре являются церкви Петропавловская и трапезная Благовещенская. Первая из них построена над воротами монастыря в стиле барокко и прекрасно сохранилась с XVIII века. Она имеет вытянутый купол, на котором находится высокий барабан с позолоченной главкой. В куполе также проделаны большие окна, совпадающие внутри с окнами четверика.На месте Благовещенской церкви ранее существовала Казанская церковь, которую сожгли поляки и литовцы в начале XVII века. По архитектуре она напоминает храм святых Петра и Павла, особенно это касается купола и внутреннего оформления. В храмах хранятся мощи князя Андрея Смоленского и святого Корнилия Молчальника. По проекту Ижикова была восстановлена старая кирпичная ограда, ее башни и Святые ворота. Менее масштабным реконструкциям подданы кельи и хозяйственные постройки.

Посещение монастыря

Вход в Никольский монастырь открыт для всех желающих, но чаще всего сюда стремятся попасть паломники — для них созданы специальные условия. Паломники могут свободно размещаться в кельях, питаться в трапезной, поклоняться мощам Святых. Другие посетители могут посещать главный храм и другие церкви, прогуливаться по территорию монастыря.

Святыни

В интерьере Никольской части Успенского (Никольского) храма по ныне сохраняются иконы XV-XVII веков. На год главным образом в алтаре храма была икона Божией Матери называемая «Голубицей»: на Её руках восседал Младенец Христос в белой одежде, держащий на руках белого голубя.

Ныне несколько икон прежде бывших в Никольском единоверческом монастыре находятся в Третьяковской галерее. Среди них:

  • Рождество святителя Николая Чудотворца, с житием, г., мастер Семейко Бороздин (на обороте иконы выжжено клеймо Никольского единоверческого монастыря), поступила в году из Государственного исторического музея
  • Принесение убруса Нерукотворного образа, 1-й четверти XVII в., мастер Первуша (под верхней шпонкой выжжено клеймо Никольского единоверческого монастыря), поступила через Центральные государственные реставрационные мастерские в году

История становления Никольского монастыря

Мужской монастырь основал в 1348 году родившийся в Переславле Дмитрий Прилуцкий, который происходил из богатой купеческой семьи. Монашеский постриг он принял в Переславле, в Горицком монастыре. Там же он стал и священником. После основания новой обители Дмитрий Прилуцкий стал ее игуменом.

Он хорошо знал Сергия Радонежского и был с ним духовно близок. Кроме того, Дмитрий Прилуцкий являлся крестным отцом детей великого князя Дмитрия Донского.

Место, где вырос новый, поначалу деревянный монастырь, было низинным, заболоченным и заросшим кустарником и деревьями. Поэтому в старых документах обитель часто называют Николаевский монастырь на Болоте. Он сразу приобрел известность и привлек множество верующих.

Собор Николая Чудотворца

В последующие века эту христианскую обитель ждали большие испытания, и она была несколько раз полностью разорена. В 80-е годы XIV века хан Тохтамыш после разграбления Москвы, направил свои войска к северу. Вместе с другими русскими городами был уничтожен и Переславль. По словам историка Н.М. Карамзина, части жителей удалось спастись, только отплыв на плотах и лодках на середину Плещеева озера. Затем монахи возвратились на пепелище и отстроили монастырь заново.

Спустя четверть века, пришедший на смену Тохтамышу эмир Эдигей вновь сжег Переславль, а вместе с ним и все его монастыри. Восстанавливали обитель уже в эпоху правления Василия III. Это было время, когда разрозненные княжества собирались под властью единого центра — Москвы. Волею московского князя в 1505 году монастырю были пожалованы большие государственные земли. И документальные свидетельства тех лет описывают мужской монастырь как процветающий.

Собор Николая Чудотворца вид сбоку

Смутное время, когда правил Лжедмитрий, не обошло Переславль стороной. И в 1609 году польско-литовские войска разорили и сожгли монастырские постройки. Но запустение длилось совсем недолго. Спустя четыре года возрождением обители занялся старец Дионисий.

В конце XVII века монахи стали обладателями одной из своих самых почитаемых святынь — Корсуньского креста. По документам, подобных крестов сделали всего 10, и произошло это в X веке.

Кресты были доставлены великим князем Владимиром Святославовичем из Херсонеса в Киев. Все они содержали частицы мощей 19 святых угодников. Херсонес тогда называли Корсунем. Поэтому кресты и именовали Корсуньскими. Святой крест и икона с ликом Святителя Николая и сегодня находятся в Никольском монастыре и очень почитаются верующими.

Церковь Петра и Павла

1667 год принес обители новые испытания. В Переславль пришла страшная эпидемия чумы, которая очень быстро унесла жизни девяти десятых всего городского населения. Серьезно пострадала и Никольская обитель, и территория ее на недолгое время опять опустела. Потом, в 1693 году монахи поставили соборную шатровую колокольню. А в 1721 году они завершили строительство кирпичного пятиглавого Никольского собора. Возводили его долго – более 40 лет.

Обстоятельства сложились так, что к концу XIX века в монастыре жило всего 5-6 монахов. И по предложению переславских жителей Святейшим Синодом монастырь был преобразован в женский.

В 1898 году его возглавила игуменья Антония. Под ее руководством новые насельницы быстро освоили территорию, отремонтировали старые и возвели новые постройки. Например, в 1900 году, благодаря финансовому участию благотворителей, в монастыре отстроили двухэтажную ризницу. Кроме того, монахинями проводились большие работы по реставрации и золочению старой богослужебной утвари, а также пошиву и приобретению новых парчовых риз.

Слева направо: новый корпус, церковь Благовещения Пресвятой Богородицы

До прихода советской власти почти все монастырские строения были хорошо отреставрированы. Позже, в годы борьбы с религией, были утрачены главные монастырские здания. В 1923 году монастырь закрыли, а чуть позже, в начале 1930-х годов главный собор и старинная колокольня были взорваны, снесена ограда, а монастырское кладбище сравняли в землей. Освободившуюся территорию долгое время использовали под животноводческую базу, жилые помещения и школу-интернат, в которой учились и жили слабо развитые дети.

За эти годы обитель пришла в сильное запустение. То, что не было уничтожено людьми, медленно убивало время.

В конце 1993 года монастырь вернули верующим. Восстановление обители началось в начале 1994 года, когда в нем стали жить первые монахини, приехавшие в Переславль-Залесский из Ярославля. К началу следующего, 1995 года, здесь уже жили 10 насельниц.

Слева направо: собор Николая Чудотворца, звонница, церковь Петра и Павла

Свято-Никольский женский монастырь — достопримечательность села Могочино Томской области

Село Могочино расположено в Томской области на правом берегу реки Обь. Это обычное село в сельской российской глубинке, но необычным его делает находящий здесь Свято-Никольский женский монастырь.

Его адрес: Россия, Томская область, Молчановский р-н, пос. Могочино.

Для того чтобы посетить обитель, необходимо сначала доехать до села Нарга (221 км от Томска), затем сесть на паром и переправиться на другой берег реки Обь. Зимой по льду от Нарги ходит автобус. Других свободно доступных путей в село нет.

Могочинский Свято-Никольский женский монастырь в период строительства. Обитель построена в память ссыльнопоселенцев, живших здесь в сталинские времена. Фото: azbyka.ru

Село основано в 1726 году. Период его активного развития пришелся на 20-е годы 20 века. Именно тогда здесь построили крупное деревообрабатывающее предприятие.

В советское время Могончино — это место проживания ссыльных поселенцев, кулаков, депортированных немцев.

После закрытия в 1990-е годы деревообрабатывающего предприятия, район стал бесперспективным, и его покинула молодежь. В наше время основная часть местных жителей представлена пенсионерами. Численность населения села с трудом достигает 3000 человек.

дата основания Могочинского Свято-Никольского женского монатыря

Фактически Могочино не может называться ни селом, ни рабочим поселком, так как на его территории отсутствуют промышленные и сельскохозяйственные предприятия. Центром, вокруг которого теплится жизнь в селе, в наше время признан православный Свято-Никольский женский монастырь.

Он основан года и строили его исключительно за счет пожертвований. Строительство столь масштабного монастыря в глубинке связывают с подвигом невинно сосланных в село за время репрессий.

Село Могочино Томской области во время паводка. Большинство жителей села Могочино из него уехало. Теперь центр жизни в нём — Свято-Никольский женский монастырь. Фото: i.ucrazy.ru

Кроме того, основатели монастыря преследовали цель очищения древних языческих мет, еще не встречавшихся с церковной благодатью. Вокруг монастыря с момента его образования существует что-то, напоминающее православную общину, в которой живут церковники-волонтеры.

В Могочино съезжаются люди со всей страны, монастырь ежегодно собирает сотни паломников. При обители построена гостиница для них.

Благодетели Никольского монастыря

Сверкающие на солнце купола Никольского храма видны с любой высокой точки города. Единственные, покрытые сусальным золотом. Это возрожденный храм. От него невозможно оторвать глаз.

Фото Нины НеугодовойФото Нины Неугодовой

Он был построен в первой половине 18 века и взорван на заре советских времен.

Фото Нины Неугодовой

Размышляю, как, с чего продолжить  рассказ об этом удивительном монастыре, покорившем меня ухоженностью, красотой, великолепием, обилием святынь, неповторимой, трагической историей.

Фото Нины Неугодовой

С троекратного разорения монастыря? С повести о каждой из монастырских церквей? С подробным повествованием о каждой святыне? Все важно, все чрезвычайно интересно…

И вдруг пришла мысль, что не будь настоятельницы монастыря игуменьи Евстолии, возможно, не было бы и этого благолепия.

Игуменья Евстолия

Петербужцы могут гордиться, потому что родом игуменья Евстолия из Санкт-Петербурга. Родилась она в 1955 г. в образованной офицерской семье. Там же получила высшее художественное образование.

А вскоре, начиная с 1988 г., и началась ее монастырская жизнь. Как художник по образованию писала иконы, проектировала и реставрировала иконостас Никольского собора.

В начале 1994 г. приняла монашеский пОстриг и стала святой преподобной Евстолией. А уже в июне указом Священного Синода назначена настоятельницей Никольского монастыря. В 39 лет!

На ее плечи легла разрушенная монашеская обитель. Приведу ее слова о начале своего пути полностью. Они дают истинное представление о той работе, которую она провела и продолжает вести.

За великие труды по восстановлению монастыря игуменья Евстолия в 2003 г. была награждена крестом с украшениями.

Когда я увидела красоту монастыря  и всей его территории (обожаю все красивое!), не удержалась, чтобы не выпросить адрес личной электронной почты, и написала настоятельнице монастыря  восхищенное и благодарное письмо.

Надвратная церковь Петра и Павла. Фото Нины НеугодовойЗеленый уголок перед келейным корпусом. Фото Нины НеугодовойМонастырское кладбище. Фото Нины Неугодовой

Ктитор В.И. Тырышкин

Но не будь ктитора Виктора Ивановича Тырышкина  из Санкт-Петербурга (вновь из Петербурга!), долго еще восстанавливался бы Никольский монастырь. 

В.И. Тырышкин

Игуменья Евстолия  отзывается о нем так:

Что же привело будущего офицера к такой жизни?

Будучи курсантом военной академии, он возвращался от матери, которая благословила его на хорошую учебу иконой святителя Николая. Всю дорогу  Виктор Иванович не выпускал ее из рук.

Он спешил на поезд, водитель ехал с повышенной скоростью, не справился с управлением и врезался в павильон автобусной остановки. Машина разбилась вдребезги, водитель погиб на месте, а на юном курсанте даже царапины не было.

Глобальные перемены в восстановительных монастырских работах с участием Виктора Ивановича Тырышкина  начались со строительства монастырской ограды. Но это было только начало.

Насельницы и инокини монастыря мечтали о восстановлении главного собора – Никольского, — взорванного большевиками.

Матушка Евстолия вспоминает: «…из полной нищеты, полного минуса, на фоне экономически умирающего города и упадка в стране – вдруг превышающий все реальные возможности проект! Как это возможно? Все это стало возможно, когда Господь и святитель Николай привели к нам в обитель Виктора Ивановича Тырышкина».

В.И. Тырышкина за свои труды в возрождении Ярославской епархии награждался высокими патриаршими наградами. Орден Славы и Чести I степени  (это самая важная награда из всех) была ему вручена Патриархом Кириллом в Ярославле в 2010 году, когда отмечался тысячелетний юбилей города и освящался Успенский кафедральный собора.

Архитектор В.И. Ижиков

А потом трудами переславского архитектора Вячеслава Николаевича Ижикова — еще одного  бескорыстного подвижника и благодетеля монастыря — была выстроена монастырская звонница. Главный колокол из набора колоколов весит около восьми тонн.

Фото Нины НеугодовойФото Нины Неугодовой

Кратковременное затишье

Обитель начала восстанавливаться после разрушительных нашествий только со второй половины 15-го века. В то время царь Василий III начал собирать земли вокруг Московского княжества в единое государство. К началу 16-го века монастырь святого Николая на Переславском озере стал процветающей и богатой обителью, имел свою землю и крестьян, получал обильные финансовые и материальные пожертвования от паломников и богомольцев.

Но наступило Смутное время, когда самозванец Лжедмитрий встряхнул все русское царство, подорвав саму ее основу – Православие. Исторических записей того времени о Никольской обители мало. Известно только лишь то, что братия монастыря защищала его «до последнего дыхания», но так и не смогла отстоять его. В 1609 году обитель была разорена польско-литовскими завоевателями.

Могочинский монастырь основали иеромонах Иоанн (Луговских) и монахиня Ирина (Селивёрстова)

Могочинский монастырь основан года. Именно тогда в только что открывшийся Никольский приход приехал иеромонах Иоанн (Луговских) с монахиней Ириной (Селивёрстовой).

Они оборудовали под храм деревенский дом, кроме того также приобрели три близлежайших дома. Это стало основой территории будущего монастыря.

Свято-Никольский монастырь в посёлке Могочино. Матушка Ирина Селивёрстова. Матушка Ирина — одна из основательниц Свято-Никольской обители в Могочино. Фото: radiologos.ru

Обитель строилась без централизованного финансирования, исключительно за счёт пожертвований. Основатели монастыря связывают его появление подвигом невинно сосланных сюда в период репрессий.

Кроме того, они также хотели принести христианскую веру в древнюю языческую местность. Именно поэтому строительство монастыря шло в тяжелейших условиях, так как в селе, которому 270 лет, никогда не было церкви и дорог. Все необходимое сюда завозили по реке.

Иоанн Луговских в 1998 году стал духовником Могочинского Свято-Никольского женского монастыря.

В это местности суровой климат: зимой морозы достигают -50 градусов Цельсия, летом стоит жара, снег выпадает уже в конце сентября. Строительный сезон, поэтому длится иногда всего 3-4 месяца. Стройматериалы нужно доставлять или по реке, или на грузовиках через паромную или ледовую переправу.

Архимандрит Иоанн (Луговских), наместник Преображенского Большеволоцкого мужского монастыря, духовник Свято-Никольского Могочинского женского монастыря Томской митрополии. Основатель и строитель этих монастырей. Фото: iskitimeparhia.ru

Большую роль в строительстве могочинского Свято-Никольского монастыря сыграл игумен Иоанн (в миpy Василий Михайлович Луговских). В 35 лет был призван на церковное служение услышанными словами Богородицы: «Приходи ко Мне работать». Отец Иоанн построил немало церквей.

В апреле 1993 года указом епископа Новосибирского и Барнаульского Тихона отец Иоанн утвержден наместником мужского Преображенского монастыря в бывшем поселке Большой Волок в 14 километрах от Могочино, а в мае того же года епископом Тихоном батюшка возведен в сан игумена.

В 1998 году по благословению епископа Томского и Асиновского Аркадия игyмен Иоанн назначен духовником Свято-Николъской обители.

Это интересно: Свято-Никольский казачий собор в Омске: объясняем досконально

Использованные материалы

  • «№ 23. Никольский единоверческий общежительный мужской монастырь», Паламарчук П. Г., Сорок сороков: Краткая иллюстрированная история всех московских церквей. В 4 тт., т. 1: «Кремль и монастыри»:

  • «Москва. Никольский единоверческий мужской монастырь», Народный каталог православной архитектуры Соборы.ру:

  • Страница приходского сайта Московского Никольского храма на Преображенском кладбище, сеть православных сайтов Приход.Ру:

  • «МОСКОВСКОЕ ПРЕОБРАЖЕНСКОЕ КЛАДБИЩЕ. 8 МАЯ 2015», Живой журнал «hramy_msk» (взято у пользователя «rostovetz»), 12 мая 2015:

  Авторство часовни некоторые приписывают не Ф. К. Соколову, а В. И. Баженову.

  Миролюбов Иоанн, свящ., Саранча Евгений, свящ., «Единоверие», Православная энциклопедия, т. 18, с. 42-50,

Храмы, архитектура

Сохранившийся ансамбль бывшего монастыря включает Успенский (Никольский) соборный храм; братский корпус (больничную палату, в восточной части монастыря); надвратный корпус с Крестовоздвиженским храмом; служебный корпус (два одноэтажных здания с севера-запада и с юго-запада от келейного корпуса, по архитектурной обработке сходны с настоятельской кельей); колокольню; фрагмент западной стены (к северу от надвратной Крестовоздвиженской церкви). Две одноэтажных каменных кельи к северу от Успенской церкви были отремонтированы и обращены в церковные сторожки к году. В восточном углу — ещё один двухэтажный корпус (1-й этаж каменный, 2-й — деревянный). К югу от Успенской церкви — три новых двухэтажных сараеобразных строения. В северо-западном углу — одноэтажное строение (корпус № 4). В юго-западном углу — огороженный забором хозяйственно-строительный участок.

Успенский (Никольский) соборный храм

Кирпичный храм темно-красного цвета с желтыми украшениями был воздвигнут в — годах как соборная часовня в честь Успения Пресвятой Богородицы. В году часовня перешла к православным единоверцам в качестве приходской церкви, в связи с чем для служения Литургии понадобился алтарь и в трапезной части был сооружён придел во имя святителя Николая Чудотворца. Затем была сооружена апсида для главного алтаря и в году был освящен центральный Успенский престол. В 1920-х годах Успенская (основная) и Никольская (трапезная) части были разделены глухой кирпичной стеной, в связи с совместным пользованием храма двумя общинами; тогда же в Никольской части был сооружен новый Успенский придел.

Надвратная Крестовоздвиженская церковь

Была возведена как надвратная часовня в — годах. В году в ней был освящён престол в честь Воздвижения Креста Господня. Храм увенчан луковичным пятиглавием.

Современное состояние и режим посещения

Сегодня в обители живет 7 монахинь и 44 послушницы. Здесь есть своя швейная и иконописная мастерские, а также работает православная гимназия.

Свято-Никольский Переславский женский монастырь

В 2000-е годы на территории монастыря были проведены большие реставрационные работы по восстановлению Благовещенской церкви. Была заново выстроена монастырская ограда с въездными воротами. Произведен полный ремонт келий начала XX века и различных хозяйственных построек. Были заново отстроены Никольский собор и большая трехпролетная звонница.

Попасть в монастырь можно в любой день с 8.00 до 20.00. Все желающие могут бесплатно вести на территории любительскую фото- и видеосъемку. Нельзя снимать только насельниц и церковные службы.

Богослужения проходят в 6.30 и 17.00. По отзывам посетителей, территория монастыря очень ухожена, на ней много цветов, а в аккуратном монастырском пруду водятся золотые рыбки.

Никольскому монастырю принадлежит подворье в Ростовской области, в с. Годеново.

Звонница

Корсуньский Крест

История креста

Это действительно редчайшая святыня. По документам, 10 Крестов были изготовлены императором Константином в Х веке.

Привез их в Киев князь Владимир, Креститель Руси, из города Корсун, ныне Херсон. Отсюда и название – Корсуньский.

В наши дни сохранилось четыре Креста: на Афоне, в Московском Кремле, в Новгороде и в Переславле-Залесском. Запрестольный Корсуньский Крест привезли в 17 веке раскольники из Суздаля в благодарность за всегдашний радушный прием в монастыре.

В фондах художественного историко-археологического музея Переславля-Залесского эта святыня появилась в 1923 году, когда на долгие 70 с лишком лет монастыри перешли в собственность государства, частично были разграблены, в монастырских зданиях что только не располагалось.

И приют для детей-сирот, и разные школы, и государственные учреждения, а в главном храме Никитского монастыря даже машинно-тракторный парк!

Наша встреча со святыней

Долго мы стояли около Корсуньского Креста…

Рассказать о нем нам было некому, но рядом с нами слушали своего экскурсовода французы, и я записала этот рассказ на телефон, а перевел его друг моего сына, влюбленный в музыку французского языка и самостоятельно его изучивший!

Житель Барнаула, без высшего образования. А  теперь он читает французскую литературу в подлиннике, имеет в Париже друзей-букинистов. Но это так, к слову. Не могла удержаться, чтобы в очередной раз не восхититься Женей (так зовут этого молодого мужчину).

А вот подробности об этом артефакте я выудила из Интернета. На мой взгляд, они потрясающе интересны.

В серебряных ковчежках (вот и я употребила это забавное слово матушки Зинаиды из Горицкого монастыря) — мощи святых. Их более двух десятков! Среди них мощи апостола Павла, Иоанна Предтечи, Георгия Победоносца. Знатокам истории православия эти имена говорят о многом.

Размер Креста тоже поражает: 248 см х 135 см! Да и установлен он на довольно высоком постаменте.

Примечания

  1. 123456789101112131415
    Упразднённые (некоторые) Александрова пустынь (Рыбинский район) | Александровский (Переславский район) | Вепрева пустынь (Ростовский район) | Григорьевский затвор (Ростов) | Афанасьевский (Молога) | Борисоглебский Надозёрный (Переславль) | Борисоглебский Песоцкий (Переславль) | Горицкий (Переславль) | Исакова пустынь (Первомайский район) | Кассианов Учемский | Леушинский | Николо-Сковородский | Петропавловский (Ярославль) | Паисиев Покровский | Рождественский (Ярославль) | Спасо-Песоцкий (Ростов) | Спасо-Преображенский (Ярославль) | Сретенский Новодевичий (Переславль) | Югская Дорофеева пустынь
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector