Сталин и ленин о русском народе

На пути к «Земшарной республике Советов»

2 (15) ноября 1917 года, за подписью председателя Совнаркома Ульянова-Ленина и наркома по делам национальностей Джугашвили-Сталина, появилась «Декларация прав народов России» (её автором был Сталин). В ней было сказано, что все народы России имеют право «на свободное самоопределение, вплоть до отделения и образования самостоятельного государства».

Вместе с тем, в преамбуле документа целью реализации таких прав ставился «честный и прочный союз народов России». Таким образом, большевики сразу недвусмысленно давали понять, что признают лишь такое «самоопределение» национальностей, в результате которого к власти приходят силы, стремящиеся к союзу с советской Россией.

В ходе гражданской войны большевики учредили несколько советских республик в тех провинциях бывшей империи, которые в 1917-1918 гг. провозгласили свою независимость и где у власти первоначально находились буржуазно-националистические правительства. Большевики отступили только перед силой, когда пытались провести советизацию Финляндии, Польши, республик Прибалтики и в 1920 году признали их независимость и нерушимость границ. В Закавказье и Средней Азии, где противодействие большевикам оказалось меньше, уже в 1920-1921 гг. была повсеместно провозглашена советская власть.

К 1922 году сложилось такое положение. Некоторые республики (Крым, Татария, Башкирия, Якутия, Карелия) уже были явочным порядком включены в РСФСР, и точно такая же участь готовилась Дальневосточной республике (ДВР). Украина, Белоруссия. Азербайджан, Армения, Грузия, Бухара, Хорезм оставались формально независимыми, но местные большевики в них поддерживали идею объединения республик. Вопрос был в том, на каких основаниях оно состоится.

Вообще, в связи с лозунгом мировой пролетарской революции была очень популярна идея о том, что все национальные границы во всём мире, после свержения власти буржуазии, будут ликвидированы. Советские пропагандисты воспевали «Земшарную республику Советов», создание которой, как казалось, было не за горами.

Легенда 4. Ленин выступал с броневика

Борис Кустодиев. Плакат «Преддверие Октября (речь В. И. Ленина у Финляндского вокзала)». 1926 год

Вердикт: это правда.

Ленин действительно выступал вечером 3 апреля 1917 года около Финлянд­ского вокзала стоя на крыше броневика. После десяти лет, проведенных в эми­грации, он приехал в Петроград и обратился к собравшимся на вокзальной пло­щади людям. Сначала он говорил с крыши автомобиля, а затем с броневика, на который, вероятно, его подняли слушатели.

В выступлении с крыши броневика не было ниче­го экстраординарного: 8 апре­ля точно так же и на той же площади выступал вернувшийся из эмиграции лидер партии эсеров Виктор Чер­нов. К середине весны 1917 года ритуал встре­чи возвращающихся революционных «вождей» уже был налажен: оркестры, красные знамена, почет­ные караулы от воинских частей, делегации руковод­ства Петроградского совета.

Однако именно прибытие Ленина и действие его речей на толпы рабочих, солдат и матро­сов стали одним из ключевых элементов мифа о происхож­де­нии Советского государ­ства. Основы этого мифа были заложены уже весной 1917 года

Так, газета «Известия», в редколлегии которой было несколько боль­шевиков, представила приезд Ленина как гораздо более важное событие, чем, напри­мер, возвращение Георгия Плеханова. В 1924 году отчет «Известий» был перепеча­тан «Красной газетой» и лег в основу многих позднейших мему­арных текстов

Воспомина­ния об участии во встрече Ленина на Фин­лян­­дском вокзале стали частью обязатель­ной программы мемуаристов 1920–70-х го­дов. Как от­ме­тил историк Константин Тарасов, такие тексты давали авторам «ощу­щение сопри­частности к великому событию»  К. А. Тарасов. Встреча В. И. Ульянова (Ленина) 3 апреля 1917 г. на Финляндском вокзале в воспоминаниях // Петербургский исторический журнал. № 1. 2014. .

Волнующий эффект от речей Ленина многочис­ленные советские мемуаристы, вероятно, преуве­личивали. Из многих тысяч собравшихся слышать Ленина могли только находившиеся недалеко от оратора. Кроме того, вовсе не все были с ним согласны: Ленин потом еще несколько дней убеждал руководство большевиков отказаться от поддержки Временного правительства. Вскоре в газетах появились коллективные заявления солдат электроосветительной роты и матросов 2-го Балтийского флотского экипажа, которые выражали «глубокое сожаление» по поводу своего участия в торжественной встрече Ленина. Моряки сокрушались: мол, знай мы, что Ленин вернулся в Россию через территорию Германии, «вместо торжественных криков „ура“ раздались бы наши негодующие возгласы: „Долой, назад в страну, через которую ты к нам приехал!“»  Постановление матросов // Русское слово (Москва). 15 апреля 1917 года. Зато писа­тель Осип Брик, бывший на вокзале, сказал, что Ленин, «кажется, сумасшедший, но страш­но убедительный». Его слова при­водит в своих воспоминаниях лингвист Роман Якобсон.

Легенда 6. Ленин изображал немого косаря и прятался в Кронштадте

Эта фотография была снята 29 июля (11 августа) 1917 года неподалеку от Разлива. Снимок был вклеен в удостоверение на имя Константина Иванова, по которому Ленин уехал в Финляндию

В 1917 году, между Июльскими днями (попыткой вооруженного восстания) и Октябрьским перево­ротом (Великой Октябрьской социалистической револю­цией), Ленин скрывался от ареста. Россий­ские газеты писали и о том, что лидер большеви­ков скрывается в Кронштадте — революционная крепость была прак­тически недоступна для правительственных следова­телей, — и о том, что он бе­жал на катере в Германию. Позже о приклю­чениях Ленина в подполье много писали советские авторы и мемуаристы.

Вердикт: это лишь отчасти правда.
Ленин действительно скрывался, чтобы избежать ареста, но не в Кронштадте и не в Германии. Утром 5 июля 1917 года он покинул квартиру сестры на окраи­не Петрограда и несколько следующих месяцев прятался у русских и финлянд­ских социал-демократов  Автономная Финляндия, граница которой была недалеко от столицы, часто служила убежищем для русских революционеров; у большевиков были обширные связи с петроградскими рабочими-финнами и с левым крылом Социал-демократической партии Финляндии. и их знакомых, в том числе у сестрорецкого рабоче­го Николая Емелья­нова, бывшего петроградского литейщика Петра Парвиай­нена, выборгского журналиста Юхани Латукка и начальника милиции Гель­сингфорса Густава Ровио. Во время этих передвижений Ленин активно менял внеш­ность: сбривал бороду и усы, красил брови, менял парики, надевал очки, изображая то финна-косаря, то лютеранского пастора, то русского рабочего. Эти шпион­ские методы не всегда были успешны. Как вспоминал сопровожда­вший Ленина актер Каарло Куусела, после ночевки в поезде Терийоки — Лахти в ночь с 7 на 8 августа 1917 года опаль­ного революци­онера трудно было при­нять за пастора: «Краска распол­злась по его лицу и подбородку, а борода в нес­кольких местах отклеилась». Кое-как грим удалось восста­новить: «Ожив­ленно беседуя по-фински, мы рука об руку вышли на перрон. Ленин хотел, чтобы мы шли именно так. По-фин­­ски говорил я, а Ленин только смеялся, что для постороннего слуха звучало совершенно по-фински»  К. Куусела. Как артист маскировал Ленина // Ленин в воспоминаниях финнов. М., 1979.. Осенью Ленин воз­вращался из Выборга в Петроград вместе с финским революционером и боль­шевиком Эйно Рахья. Стоя в тамбуре поезда, они также имитировали беседу на финском. Говорил Рахья, а его собесед­ник-«пастор» вставлял только jaa («ага») или ei («нет»). Но Ленин не знал финского, поэтому иногда говорил «да» вместо «нет»  Э. А. Рахья. Ленин в 1917 году // Ленин в воспоминаниях финнов. М., 1979..

Похожие сильные личности

Политические гении, которые смогли повести за собой массы и перевернуть мир, знакомы из школьных учебников: Наполеон, Ленин, Гитлер. Их объединяет идейность, гениальность мыслей и действенность.

  • Наполеон Бонапарт – император Франции родился в небогатой, дворянской семье. Сумел стать правителем целого государства. Его походы по завоеванию Европы увенчались успехом.
  • Адольф Гитлер – основатель Третьего рейха родился в семье таможенного чиновника среднего достатка. Идеологические взгляды гения античеловечны и чудовищны, до сих пор сотрясают мир.

В отличие от Наполеона и Гитлера Ленин не имел финансовой корысти. Он властвовал, чтобы добиться мирового равенства.

https://youtube.com/watch?v=sIaivUKYP9o

Легенда 2. Ленин устроил революцию, потому что мстил за брата

Александр Ульянов. 1887 год

В мае 1887 года 21-летний Александр Ульянов, старший брат Владимира, был повешен в Шлис­сельбургской крепости за участие в террористи­ческой фрак­ции партии «Народная воля» и под­готовку покушения на императора Алек­сандра III. Позже образ казненного студента будут часто использовать для объяснения революции и убий­ства царской семьи. Одно из наиболее кари­катурных воплощений этой мифологемы — кар­тина художника Николая Ко­пей­кина, создан­ная в 2017 году: на ней Ленин стреляет в Николая II, рядом мы видим надпись «За брата — смерть». 

Вердикт: это лишь отчасти правда.

С одной стороны, уже в первые годы советской власти образ Александра Ульянова использовался, чтобы объяснить мотивы действий Ленина и про­демонстрировать жесто­кость самодержавия. В январе 1919 года на открытии памятника погибшим в Шлиссельбурге революционерам глава Петро­градского совета Григорий Зиновьев заявил, что Ленин «несет то знамя, которое вырвали из рук его брата»  Памяти шлиссельбуржцев. Речь Григория Зиновьева на открытии памятника шлиссельбуржцам 22 января 1919 года. «Петроградская правда». 24 января 1919 года. С другой — политические решения, которые Владимир Ульянов принимал во время революции и Гражданской войны, нельзя объяс­нять исклю­чи­тельно личными обстоятельствами.

Во второй половине XIX века революционные настроения были очень распро­странены среди студентов. Проучившись чуть больше трех месяцев в Казан­ском университете, Владимир Ульянов был исключен: 4 декабря 1887 года он уча­ст­вовал в студенческой сходке в знак протеста против введенных прави­тельством ограничений на универси­тетское образование. Исключение из уни­вер­ситета (а также родство с казненным террористом) сделало буду­щего Ле­нина маргиналом и поставило в оппо­зицию к власти. Револю­ционных взглядов придержи­вались и сестры Ульяно­вы — Анна, которую арестовали и сослали по подозрению в причаст­ности к покушению на императора, и Мария. Позже обе стали видными участницами партии большевиков.

Таким образом, интеллектуальное влияние старшего брата и тех идей, за ко­торые он пошел на казнь, во многом сформировало политические взгляды Ленина, но не было причиной револю­ции.

Все о Ленине — в шести лекциях Александра Шубина в «Радио Arzamas»

Как Ленин пришел к власти, как смог ее удержать и каким видел будущее страны

Авторы Гайдпарка

  • Александр Попов

    Эхх, где наши 19 лет…

    Читать полностью

  • Рогнеда Колорифер

    А давайте про барахлишечко?

    Читать полностью

  • Петр Новыш

    Что такое Личный творческий план в СССР

    Читать полностью

  • Александр Ларин

    Вот тебе и долдон

    Читать полностью

  • Василий Кириллов

    Нужен ли блок «Москва» на Аллее Городов — Героев у Кремлевской стены?

    Читать полностью

  • валерий рыженко

    Расходник

    Читать полностью

  • Александр Рохмистров

    Россияне считают 43 тыс. руб. достойной пенсией. Да только кто ж им столько даст?

    Читать полностью

  • Екатерина Иванова

    Машина въехала в рождественскую процессию в США

    Читать полностью

  • Бедный Виктор

    Европа бузит

    Читать полностью

  • Юрий Холодов

    О больших кукловодах, которые боятся глобальных проблем.

    Читать полностью

  • Злата Кедрова

    Импортозамещение — зависимость от импорта превысила 75%

    Читать полностью

  • Самый Умный Умный

    Что управляет поведением человека?

    Читать полностью

Ленин о религии

Не каждый может взять на себя ответственность интерпретировать слова великого красного вождя, но в своей цитате «Единство в настоящей борьбе угнетенного класса за создание рая на земле важнее… чем единомыслие пролетариев насчет рая на небесах…» Владимир Ильич, очевидно, говорил о необходимости оставить интимный вопрос веры на самостоятельное разрешение каждого члена общества. Однако, как известно, именно в революционную эпоху активно уничтожались церкви, а люди, служащие в них, подвергались гонениям и физическому уничтожению.

Цитаты Ленина о религии достаточно спорные. Владимир Ильич говорил о том, что партия обязана противостоять религии, но в то же время можно увидеть высказывания такого рода: «Всякий человек может свободно исповедовать <любую> религию или не исповедовать ни одну из существующих…» Достаточно либеральная идея, отражение которой можно найти в конституции современной России.

Самые известные выступления и речи Ленина

Речь Ленина – это доступный публике анализ ситуации, указ выхода из создавшегося положения, призыв к действию. Помню, на экзамене достался билет, рассказать о статье Владимира Ильича «Шаг вперёд, два шага назад». Книга стала учебником для политиков. Основная суть заключается в создании единой партии, развитие принципа централизованного демократизма.

Выступление вождя революции на броневике в Петрограде запомнился народу зрелищностью, меткостью высказываний. «Да здравствует социалистическая революция во всём мире!» — так наметилась новая цель великого политика.

Современники и соратники посчитали бредовой идею перестроить мир. Не в полной мере, конечно, но цель частично была достигнута. По сей день имеются страны с социалистическим строем. Китайская Народная Республика процветает, входит в мировую десятку по экономическому развитию страны.

Цитаты Ленина: несколько предварительных замечаний

Некоторые слова вождя задокументированы в газетах того времени, стенографических выписках со съездов партии, подтверждены очевидцами революции и ее событий. Владимир Ильич много высказывался по самым разным вопросам, он, несомненно, владел ораторским мастерством, умело использовал свой талант для того, чтобы убеждать огромное количество людей в правоте своих суждений.

Цитаты Ленина популярны и в какой-то степени актуальны и по сей день. Уже в мае 1904 года Владимир Ильич высказал мысль философского толка, он заявил, что абстрактной истины не существует, напротив, истина всегда конкретна. Цитаты Ленина о революции почерпнуты нами из первоисточников, именно слова об идеологии, истине, общественных ориентирах и задачах революционного движения были высказаны вождем в докладах вроде «Шаг вперед, два шага назад».

Продолжение записок. 30 декабря 1922 г.

Я, кажется, сильно виноват перед рабочими России за то, что не вмешался достаточно энергично и достаточно резко в пресловутый вопрос об автономизации, официально называемый, кажется, вопросом о союзе советских социалистических республик.

Летом, когда этот вопрос возникал, я был болен, а затем, осенью, я возложил чрезмерные надежды на своё выздоровление и на то, что октябрьский и декабрьский пленумы дадут мне возможность вмешаться в этот вопрос. Но, между тем, ни на октябрьском пленуме (по этому вопросу), ни на декабрьском мне не удалось быть, и таким образом вопрос миновал меня почти совершенно.

Я успел только побеседовать с тов. Дзержинским, который приехал с Кавказа и рассказал мне о том, как стоит этот вопрос в Грузии. Я успел также обменяться парой слов с тов. Зиновьевым и выразить ему свои опасения по поводу этого вопроса. Из того, что сообщил тов. Дзержинский, стоявший во главе комиссии, посланной Центральным Комитетом для «расследования» грузинского инцидента, я мог вынести только самые большие опасения. Если дело дошло до того, что Орджоникидзе мог зарваться до применения физического насилия, о чём мне сообщил тов. Дзержинский, то можно себе представить, в какое болото мы слетели. Видимо, вся эта затея «автономизации» в корне была неверна и несвоевременна.

Говорят, что требовалось единство аппарата. Но откуда исходили эти уверения? Не от того ли самого российского аппарата, который, как я указал уже в одном из предыдущих номеров своего дневника, заимствован нами от царизма и только чуть-чуть подмазан советским миром*.

Несомненно, что следовало бы подождать с этой мерой до тех пор, пока мы могли бы сказать, что ручаемся за свой аппарат, как за свой. А сейчас мы должны по совести сказать обратное, что мы называем своим аппарат, который на самом деле насквозь ещё чужд нам и представляет из себя буржуазную и царскую мешанину, переделать которую в пять лет при отсутствии помощи от других стран и при преобладании «занятий» военных и борьбы с голодом не было никакой возможности.

При таких условиях очень естественно, что «свобода выхода из союза», которой мы оправдываем себя, окажется пустою бумажкой, неспособной защитить российских инородцев от нашествия того истинно русского человека, великоросса-шовиниста, в сущности, подлеца и насильника, каким является типичный русский бюрократ. Нет сомнения, что ничтожный процент советских и советизированных рабочих будет тонуть в этом море шовинистической великорусской швали, как муха в молоке.

Говорят в защиту этой меры, что выделили наркоматы, касающиеся непосредственно национальной психологии, национального просвещения. Но тут является вопрос, можно ли выделить эти наркоматы полностью, и второй вопрос, приняли ли мы с достаточной заботливостью меры, чтобы действительно защитить инородцев от истинно русского держиморды? Я думаю, что мы этих мер не приняли, хотя могли и должны были принять.

Я думаю, что тут сыграли роковую роль торопливость и администраторское увлечение Сталина, а также его озлобление против пресловутого «социал-национализма». Озлобление вообще играет в политике обычно самую худую роль.

Я боюсь также, что тов. Дзержинский, который ездил на Кавказ расследовать дело о «преступлениях» этих «социал-националов», отличился тут тоже только своим истинно русским настроением (известно, что обрусевшие инородцы всегда пересаливают по части истинно русского настроения) и что беспристрастие всей его комиссии достаточно характеризуется «рукоприкладством» Орджоникидзе. Я думаю, что никакой провокацией, никаким даже оскорблением нельзя оправдать этого русского рукоприкладства и что тов. Дзержинский непоправимо виноват в том, что отнесся к этому рукоприкладству легкомысленно.

Орджоникидзе был властью по отношению ко всем остальным гражданам на Кавказе. Орджоникидзе не имел права на ту раздражаемость, на которую он и Дзержинский ссылались. Орджоникидзе, напротив, обязан был вести себя с той выдержкой, с какой не обязан вести себя ни один обыкновенный гражданин, а тем более обвиняемый в «политическом» преступлении. А ведь в сущности говоря, социал-националы это были граждане, обвиняемые в политическом преступлении, и вся обстановка этого обвинения только так и могла его квалифицировать.

Тут встаёт уже важный принципиальный вопрос: как понимать интернационализм?*

Ленин30.XII.22 г.Записано М.В.

Легенда 3: Ленин ел чернильницы

Ленин в тюрьме. Евгений Чарский. 1968 год

«Ленин придумал такую вещь. Он из хлеба делал маленькие чернильницы, наливал туда молоко и макал туда перышко. И так писал». Это отрывок из рассказа Михаила Зощенко «Иногда можно кушать черниль­ницы» (цикл «Рассказы о Лени­не»). Черниль­ницы из хлеба Ленин делал, сидя в 1895–1897 годах в Доме предвари­тельного заклю­чения. Зощенко отталкивался от мему­аров будущей жены Ленина Надежды Круп­ской: «Чтобы его не нак­рыли во время писания молоком, Владимир Ильич делал из хле­ба маленькие молочные чернильницы, которые — как только щелкнет фортка, — быстро отправ­лял в рот»  Н. К. Крупская. Воспоминания о Ленине. М., 1933.. 

Вердикт: скорее всего, это правда.

Российские революционные организации придавали большое значение различным конспиративным техникам. Для функционирования подпольного политического аппарата была очень важна секретная, зашифрованная переписка. Что касается хлебного мякиша, то российские арестанты лепили из него разные предметы (скульптурки, шашки и проч.) и до революции. Правда, молочных чернильниц среди них не было.

Легенда 1. Ленин был маленький с кудрявой головой

Владимир Ульянов в возрасте 4 лет со своей сестрой Ольгой. Симбирск, 1874 год

Одна из первых ассоциаций с именем Ленина — детский стишок:

Когда был Ленин маленький,
С кудрявой головой,
Он тоже бегал в валенках
По горке ледяной.

Вердикт: это правда.

В позднесоветский период образ Ленина сопровождал человека от пеленок до гроба. Новорожденным ленинградкам и ленин­градцам выдавали сувенир­ную медаль с изображением вождя. Младшеклассники надевали октябрятские значки, на которых был воспроизведен фотопор­трет четырех­летнего Влади­мира Ульянова — действи­тельно кудрявого и, вероятно, способного бегать в валенках. На этом снимке 1874 года — самом раннем из известных — он был сфотогра­фи­рован вместе с сестрой Ольгой, но уже при первой публикации в 1923 году оказался на кар­точке один. Иногда советские ретушеры заменяли Ольгу Ульянову на толстую стопку книг: нужно было выделить младшего брата, превратив обычного ребенка, окруженного семьей, в единственного будущего вождя.

Цитируемое здесь стихотворение, которое молва приписывает поэтессе Агнии Барто, на самом деле народное творчество. Библиографы Публич­ной библио­теки идентифицировали его в качестве пародии на стихотворение детской поэтессы Маргариты Ивенсен:

Когда был Ленин маленький,
Похож он был на нас,
Зимой носил он валенки,
И шарф носил, и варежки,
И падал в снег не раз.

Лениниана, рассчитанная на детей, часто становилась мишенью пародий — зачастую практически неотличимых от официальной продукции.

Легенда 8. Ленин носил бревно на субботнике

Владимир Ленин на первомайском субботнике в Кремле. 1920 год

Несущий бревно Ленин — один из самых распространенных иконографических сюже­тов ленинианы. Множество соцреалис­ти­ческих полотен изображали, как немоло­дой уже руково­ди­тель правительства занимался тяжелым физическим трудом. Образ Ленина с бревном просочился и в массовую культу­ру, породив множество анекдотов, напри­мер о поисках ВЧК похищенного у Ленина надув­ного бревна.

Вердикт: это правда.

В мае 1920 года газета «Правда» сообщила, что председатель Совета народных комис­саров участвовал в субботнике во дворе Московского Кремля: артель из восьми человек переносила на плечах тяжелое бревно. «Ильич вышел в рабо­­чем костюме — какой-то старенький кургузый пиджачок, зеленые брюки и кепка», — писали в газете. «Я тоже житель Кремля, меня это тоже касает­ся», — говорил вождь в ответ на прось­бы не переутомляться  Владимир Ильич Ленин. Биографическая хроника, 1870–1924. Т. 8. Ноябрь 1919 — июнь 1920. М., 1977.. Событие было также запечатлено фотографически, хотя карточка получилась нерезкой. Так что нет никаких сомнений в том, что Ленин вместе с курсантами из охраны Кремля действитель­но участвовал во Всероссийском субботнике 1 мая.

Участие главы правительства в субботнике, очевидно, должно было иметь пропагандист­ское значение. Весь период военного комму­низ­­ма большевики старались решить проб­лему постоянного падения производи­тель­ности труда. Голодающие, подчиненные все более жесткой дисциплине рабочие зачастую не могли или не хотели трудить­ся в полную силу. Одним из методов мобили­зации проле­тариата были субботни­ки, когда после окончания рабочего дня производился какой-то общественно полезный труд, например строительство детских площадок или ремонт транспорта. 

Впрочем, изображался Ленин с бревном не всегда достоверно: так, 40-копееч­ная марка «В. И. Ленин на коммунистическом субботнике в Кремле», выпу­щенная 22 апреля 1957 года двухмиллион­ным тиражом, показывала, как Ленин в одиночку тащит небольшой древесный ствол.

Лучшие и знаменитые его цитаты

Темы, которые затрагивал гений, в основном касались формирования нового вида общественного строя. Меткие выражения кардинально меняли привычный ход мыслей слушателя.

  1. Завет Ленина «Учиться, учиться и ещё раз учиться» знал каждый школьник Советского Союза. В 1920 году на съезде Комсомола известная фраза звучала несколько иначе: «…задача состоит в том, чтобы учиться…. чему учиться и как учиться?»
  2. Высказывание Ленина о государстве: «Пока есть государство, нет свободы. Когда будет свобода, не будет государства», — заставляет задуматься любого слушателя.
  3. О кооперации. «Социализм — строй «цивилизованных кооператоров»». Ленин большое значение придавал кооперации. По-новому зазвучало это слово в послереволюционный период.
  4. Что же говорит Ленин о русских? «…русский народ только тогда способен сделать в своей массе серьёзный шаг по этому новому пути, когда создаётся крайняя нужда».
  5. Ленин о религии и церкви отзывался жёстко: «Религия есть опиум народа». Был против проповеднической деятельности церкви: «Все современные религии и церкви,…марксизм рассматривает всегда, как органы буржуазной реакции, служащие защите эксплуатации и одурманиванию рабочего класса».
  6. Ленин затронул вопрос о выборах в буржуазном государстве: «Раз в несколько лет решать, какой член господствующего класса будет подавлять, раздавлять народ в парламенте, – вот в чем настоящая суть буржуазного парламентаризма…».

У человека была идея – совершить мировую революцию. Избавить от тысячелетнего гнёта народ, указать новый путь развития общества. Всё, что противостояло на этом поприще, подвергалось критике, например:

  • Церковь защищала царя и монархический строй – убрать это препятствие.
  • Интеллигенция топталась на месте и вела либеральную политику. Ленин об интеллигенции сказал прямо и грубо: «Интеллигенция – не мозг нации, а говно».
  • «Капиталисты готовы продать нам веревку, на которой мы их повесим», — это о мире капитализма, где всё строится на купле-продаже.
  • «Юристов надо брать ежовыми рукавицами.., ибо эта интеллигентская сволочь часто паскудничает», — в речи о юристах.

Революционный вождь хорошо видел идеологические препятствия. С помощью слова сумел противостоять мировому, вековому строю, убедить великий народ и достичь цели.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector