967,крещение княгини ольги: кратко

Содержание:

Что сказано у Иоанна Скилицы?

Есть и более поздний византийский источник 11-го века, который говорит о крещении в 950-х годах. Это «История византийских императоров с 811 по 1057 год», написанная Иоанном Скилицей, чиновником у Алексея Комнина и хронистом.

Он сообщает, что Эльга, жена русского архонта, некогда отправившегося в поход против ромеев, после смерти мужа прибыла в Константинополь. Она открыто выбрала истинную веру, была крещена и удостоилась великой чести, а затем вернулась домой.

Таким образом, согласно сведениям из большинства источников, Ольга приняла христианскую веру в столице Византии осенью 957 года. По всей вероятности, крестил ее сына Константина VII Роман вместе с патриархом Полиевктом. На этот шаг Ольга решилась заранее, несмотря на то что изложенная в «Повести временных лет» легенда изображает его как спонтанный.

Правление и реформы

Правление Ольги в роли регентши сына заняло с 945 по 960 годы. За это время она провела ряд реформ и преобразований. К ним относятся:

  1. Возведение системы погостов — центров обмена и торговли, в которых также собирали дань.
  2. Установление размеров собираемой дани и сроков. Это сильно облегчило работу сборщикам податей и уменьшило число волнений, позволив избежать своевольного изменения условий сбора налогов.
  3. Налаживание (не совсем успешное) отношений с Византией.
  4. Начало каменного градостроительства, появление первых каменных зданий в Киеве — городского дворца и загородного терема княгини.
  5. Проведение работ по благоустройству подвластных земель.

Были и небыли

В середине X века Русь и Византию разделяла глубочайшая культурная пропасть — для утончённых ромеев их соседи были варварским народом. Никаких отношений, кроме вынужденных, Константинополь иметь с Русью не желал. Так что посольство Ольги было, скорее, неприятной неожиданностью для Второго Рима.

Якобы, увидав Ольгу, император Константин в восторге от её красоты воскликнул: «Достойна ты царствовать с НАМИ в столице нашей!». Ольга же ответила так: «Я язычница; если хочешь крестить меня, так крести меня сам — иначе не крещусь». Деваться Константину было некуда — пришлось Ольгу крестить совместно с патриархом. Потом император растолковал ей христианские заповеди, дал всяческие наставления, переименовал в Елену и приступил к главной цели крещения. Сказал: «Хочу взять тебя в жены». Но новообращенная Ольга-Елена ему ответила: «Как ты хочешь взять меня в жены, ведь ты сам меня крестил и назвал дочерью?» Вздохнул Константин и признал своё поражение: «Перехитрила ты меня, Ольга». Вот такой анекдотический рассказ вкупе с почтительным описанием дальнейших подвигов первой отечественной христианки.

Увы, в этом отрывке из летописи неправда всё, от первого до последнего слова. Мало того, что сам Константин ни о каком крещении киевской княгини не знает, так и Ольга была уже в том почтенном возрасте, когда на лице остаются разве что следы былой красоты — ей было уже далеко за 60 лет. Дальше — больше. В Царьград Ольга явилась с личным священником Григорием. Иными словами, она уже была христианкой.

Отвергла притязания императора

И в этой летописи, и в житии обстоятельства крещения украшены историей о том, что мудрой Ольге удалось перехитрить византийского правителя. Он был поражен ее мудростью и красотой и захотел взять ее в жены. Но она отмела его притязания, сказав, что она язычница и христианину не подобает свататься к ней.

Тогда царь с патриархом и окрестили ее. И император вновь приступил к обхаживанию княгини. Но правительница Руси не преминула заметить, что она крестная дочь царя, а христианские каноны не допускают подобных браков.

Правитель Византии щедро наградил ее и с миром отпустил домой. Рассказ, изложенный в ПВЛ, ассоциируется с историей о визите к Соломону царицы Савской, он проникнут библейским символизмом. И по этой причине специалисты считают, что его сложно назвать аутентичным.

Изображения из Радзивиловской летописи, конец XV века

Прием Ольгой древлянских послов, предложивших ей после убийства Игоря стать женой древлянского князя Мала.
Уход древлянских послов после беседы с Ольгой; повеление Ольги о расправе с послами

Первая месть Ольги за убийство Игоря: погребение сидевших в ладье древлянских послов живыми в глубокой яме.
Вторая месть Ольги за убийство Игоря: сожжение вновь пришедших древлянских послов в бане.

Плач Ольги над гробом Игоря; создание по ее повелению большого кургана над могилой Игоря.
Третья месть Ольги за убийство Игоря: обильное угощение древлянских воинов вином и расправа с ними.

Сражение войск Ольги и Святослава Игоревича с войском древлян; поражение древлян и бегство их в свои города.
Сбор древлянами птиц; приношение дани Ольге по три голубя и по три воробья со двора.

Четвертая месть Ольги за убийство Игоря: сожжение древлянского города Искоростсня с помощью птиц, расправа с его населением.
Княжение Ольги со Святославом Игоревичем в Киеве.

Устройство Ольгой погостов и обложение данью населения по всей земле; княжение Ольги и Святослава Игоревича в Киеве.
Отказ Ольги от предложения визан тийского императора Константина Багрянородного стать его женой; подношение Ольге царских даров.

Благословение Ольги византийским патриархом; отплытие Ольги из Царьграда в Киев
Прием Ольгой послов византийского императора Константина Багрянородного; уход послов из Киева после отказа Ольги в просьбе императора об ответных дарах.

Убеждение Ольгой своего сына Святослава Игоревича принять христианство; молитвы Ольги о благополучии сына и своих подданных.
Бегство печенегов,напуганных возможностью прихода Святослава Игоревича с дружиной; встреча Ольгой с внуками и приближенными людьми на берегу Днепра прибывшей на помощь дружины в ладьях.

Послание Ольгой вести Святославу Игоревичу о нашествии печенегов на русские земли; возвращение Святослава в Киев и встреча его Ольгой, детьми и населением.
Смерть, оплакивание и погребение Ольги.

Распространение новой религии на Руси

Византия надеялась, что после крещения княгини Ольги последует массовая христианизация всей Руси. Но этого не произошло. Русичи придерживались язычества и с враждебностью относились к другим религиям. В Константинополе княгиня получила в дар много икон, христианских книг. Ольга просила сына Святослава принять новую религию. Молодой князь не запрещал матери исповедовать христианство, но сам остался язычником, поскольку так решила дружина.

Княгиня активно распространяла новые знания. В Пскове Ольга приказала построить монастырь. При ее власти на Руси появились храмы. Правительница ездила по стране, крестила всех желающих. Уничтожала языческих идолов и устанавливала кресты. Войску это не нравилось. Дружина считала, что христианство только ослабит Русь.

Святослав не желал перечить матери, но под давлением войска ему пришлось просить Ольгу прекратить свои религиозные походы. Княгиня покорилась, но продолжала передавать свои знания внукам. Именно они, придя к власти, продолжили дело своей знаменитой бабушки.

Выбери ответ

Предметы

  • Русский
  • Общество
  • История
  • Математика
  • Физика
  • Литература
  • Английский
  • Информатика
  • Химия
  • Биология
  • География

Классы

  • 11 класс
  • 10 класс
  • 9 класс
  • 8 класс
  • 7 класс
  • 6 класс
  • 5 класс
  • 4 класс
  • 3 класс
  • 2 класс
  • 1 класс

Древняя Русь

  • Как образовалось Древнерусское государство?
  • Причины распада Древнерусского государства
  • Слои населения Древней Руси
  • Принятие христианства на Руси: причины и последствия
  • Самое главное о культуре Древней руси
  • Литература Древней Руси, дошедшая до наших дней

ЕГЭ по истории

  • Кодификатор ЕГЭ с объяснением всех тем
  • Перевод первичных баллов ЕГЭ во вторичные. Шкала баллов по заданиям
  • Правители от Рюрика до Путина
  • Даты всемирной истории для ЕГЭ
  • Краткая характеристика всех периодов русской истории
  • Демоверсия ЕГЭ с ответами

ОГЭ по истории

  • Кодификатор ОГЭ с объяснением всех тем
  • Перевод баллов ОГЭ в оценку
  • Демоверсия ОГЭ с ответами
  • Даты всемирной истории для ОГЭ

Источники и современники о путешествии и крещении

Едва ли Константин Багрянородный стал бы предлагать Ольге замужество: он уже был женат. Более того, его супруга, Елена Лакапина, была его политической советницей и фактической со-правительницей. Едва ли византийский император стал бы разрушать свой выгодный брак (Елена была дочерью императора Романа I) ради политического союза с «варварской» Киевской Русью.

Давайте подробнее разберем, что пишут разные источники о пребывании Ольги в Константинополе.

Византийские источники

Главным историческим источником о крещении княгини Ольги можно считать записки основного участника событий – императора Константина.

Благодаря его запискам, мы знаем, что супруга императора, Елена, принимала Ольгу отдельно от супруга, на своей половине дворца. Причем первая аудиенция прошла именно между правительницами: с Константином Ольга общалась после того, как отдохнула.

Впрочем, историки предполагают, что вопросы политического брака все-таки поднимались. Правда, не Константином, а самой Ольгой: она хотела устроить династический брак между своим сыном Святославом и одной из византийских царевен. Константин же ответил отказом: отдавать царевну за язычника в его планы не входило. А Святослав, в отличие от матери, к христианству был настроен весьма скептически.

Но, не смотря на отсутствие династического брака, Ольга сумела заключить с Константином мирный договор. Это было выгодно и самим византийцам: императору нужна была мощная военная поддержка для борьбы со своим политическим противником Никифором Фокой.

В честь пребывания русской княгини в Константинополе, Елена Лакапина дала роскошный обед, после которого посольству были вручены богатые дары. Правда, в отличие от русской летописи с перечислением несметных сокровищ, византийские источники указывают более скромное подношение: золотую чашу, изукрашенную драгоценными камнями, наполненную серебряными монетами. Дар по тем временам действительно очень щедрый.

На второй прием к византийскому императору Ольга прибыла уже христианкой. Причем русская летопись, записавшая императора в крестные Ольги, явно приукрашает события. Константин указал, что таинство совершил константинопольский патриарх, а сам басилевс никакого участия в этом не принимал.

Самую достоверную информацию о посольстве Ольги в Константинополь мы можем найти в трактате Константина Багрянородного «О церемониях византийского двора», а также в немецкой «Хронике».

Так что мы можем сделать вывод, что, русские источники X и последующих веков сильно приукрашают действительность.

Немецкие источники

В отличие от русских источников, где визит Ольги в Константинополь представлен как легендарное действо, немецкие источники были более конкретны в описании.

Известно, что в Царьград княгиня отправилась летом 975 года, на корабле. Она привезла с собой богатые дары, а в дороге ее сопровождала свита, общим числом около тысячи человек. Путь в Византию занял около сорока дней и окончился в бухте Золотой Рог.

Причем императорский двор не сразу принял высокую гостью: приглашения ко двору Ольге пришлось до 9 сентября.

Император принял княгиню в Золотой палате, а церемония была очень пышной. Однако разговора тет-а-тет не состоялось. Более того, император вовсе не проронил ни слова, от его имени говорил специальный придворный.

Дунайские походы

В Киеве Святослав задерживается недолго. В 967 году собирается войско для похода Святослава на Дунайскую Булгарию. Против князя было выставлено 30-тысячное войско, но Святослав все же захватил около 80 поселений и заставил греков платить дань. По его задумке захваченные земли должны были присоединиться к Древнерусскому государству, образовав русско-болгарскую державу, центром которой должен был стать Переяславец. Болгарский царь Петр и его сын Борис стали вассалами (подданными, зависимыми, находящимися в подчинении) Киевской Руси. Задумка с созданием нового государства и переносом столицы не удалась, и второй раз на Дунае Святославу довелось побывать лишь в 969-972 годах. Дунайские походы Святослава 967-969 были более успешными, чем последующие.

Объединенные силы Святослава и болгарского царя Бориса взяли Пловдив (болгарский город на греческий манер именуемый Филиппополем) и постепенно продвигались к Царьграду, где в это время царствовал Иоанн Цимисхий. Император собрал значительное войско и разгромил недругов у Аркадиополя. Весной 971 года 45-тысячное войско императора окружило дружину Святослава, численностью до 10 тысяч человек в крепости Доростол. Святослав оборонялся три месяца, но был вынужден заключить мир. По мирному договору Святослав получил дань на живых и мертвых воинов и войско его покинуло Болгарию, передав ее под управление греков. Дунайские походы Святослава завершились, поскольку князь был убит во время последнего дунайского похода.

Правление княгини Ольги

Она была первой женщиной, ставшей правительницей одного из самых больших, по тем временам, государств — Киевской Руси. Месть этой женщины была страшна, а правление сурово. Воспринималась княгиня неоднозначно. Кто-то считал ее мудрой, кто-то жестокой и хитрой, а кто-то настоящей святой.

Интерпретация современного художника портрета княгини Ольги. (wikimedia.org)

Еще будучи совсем молодой девушкой, Ольга стала женой великого князя киевского Игоря. Согласно преданиям, их первая встреча была довольно необычной. В один из дней молодой князь, пожелавший переправиться через реку, с берега подозвал к себе плывущего в лодке человека. Разглядел он своего сопровождающего уже только после того, как они отплыли. На удивление князя, перед ним сидела девушка, к тому же невероятной красоты. Поддавшись чувствам, Игорь стал склонять ее к прелюбодеянию. В ответ девушка напомнила князю о чести и что он должен быть достойным примером для всех. Пристыженный словами юной девы Игорь оставил свои намерения. Отметив разум и целомудрие девушки, он расстался с ней, храня в памяти ее слова и образ. Когда же пришло время выбирать невесту, ни одна из киевских красавиц не пришлась ему по сердцу. Вспомнив незнакомку, Игорь послал за ней своего опекуна Олега. Так Ольга стала женой Игоря и русской княгиней.

Создательница государствености Руси

Великая княгиня Ольга вошла в историю как одна из создательниц русской государственности. Она объезжала русские земли, подавляла бунты мелких поместных князей, централизовала государственное управление с помощью системы «погостов». Погосты — финансово-административные и судебные центры — были крепкой опорой княжеской власти в удаленных от Киева землях.

Крещение княгини Ольги в Царьграде. Миниатюра из Радзивилловской летописи, 15 век

После принятия святого Крещения Ольга повелела строить по погостам храмы. Уже при святом Владимире погост и храм воспринимались как единое целое. Сейчас «погост» значит «кладбище», но это более позднее значение слова.

Житие так повествует о трудах Ольги: «И управляла княгиня Ольга подвластными ей областями Русской земли не как женщина, но как сильный и разумный муж, твердо держа в своих руках власть и мужественно обороняясь от врагов. И была она для последних страшна, своими же людьми любима. Во всех делах управления она обнаруживала дальновидность и мудрость. При этом Ольга, милосердная по душе, была щедродательна нищим, убогим и малоимущим; до ее сердца скоро доходили справедливые просьбы, и она быстро их исполняла».

Просьба Ольги к немецким католикам

В 959 году «королева ругов» Елена, как она названа в немецкой «Хронике продолжателя Регинона», обратилась к германскому императору Оттону I с просьбой прислать на Русь прелата и клириков для наставления в христианской вере и устройства церковных дел. В 961 году епископ Магдебурга Адальберт прибыл в Киев с большой свитой и начал организовывать Русскую церковь. Однако что-то у него не заладилось, так как уже в следующем году ему пришлось бежать назад в Германию вместе со своими помощниками.

Причины конфликта можно предполагать всякие. Это могла быть и реакция населения, языческого в своей массе, на германские методы насаждения христианства. Могло быть и так, что в окружении Ольги взяли верх сторонники ориентации на Константинополь. Но несомненен факт, что за учителями веры всего через два года после визита в Константинополь Ольга обратилась не к православной церкви, а к католической. Правда, раскол христианства в то время ещё не был оформлен окончательно.

Неканоническая версия

В истории государства Российского женщин-правительниц было немного, но они оставили заметный след. Поистине «женским веком» России стал век XVIII, когда русский престол почти целиком оказался во власти женщин. Но первая женщина-правительница на Руси появилась на восемь веков раньше. Киевская княгиня Ольга первой из русских правителей приняла христианство, во многом предопределив тот путь, по которому в дальнейшем пошло Российское государство.

У историков не так много достоверных источников, которые рассказывают о первой женщине во главе русского государства, поэтому история Ольги — это смешение реальных событий и легенд, которые были придуманы о ней позднее.

Не стоит и забывать и вот какой момент — Ольга канонизирована Русской Православной церковью, и не слишком деликатное обращение с образом святой вызывает у определённой части верующих болезненные чувства.

Ни в коем случае не желая никого оскорбить, поговорим не о безгрешной праведнице, а о женщине X века, с честью прошедшей испытания, выпавшие на её долю, и заставившей уважать себя суровых мужчин-воинов.

Личная жизнь

Согласно «Повести временных лет» Вещий Олег женил Ольгу и Игоря, когда те были ещё детьми. Также в повести говорится, что свадьба была в 903 году, но, согласно другим источникам, Ольга ещё даже не родилась тогда, поэтому точной даты свадьбы нет.

Княгиня Ольга и Игорь Рюрикович

Существует легенда, что пара познакомилась на переправе под Псковом, когда девушка была перевозчиком на лодке (она переоделась в мужскую одежду – это была работа только для мужчин). Игорь заметил молодую красавицу и тут же стал приставать, на что получил отпор. Когда пришло время жениться – он вспомнил ту своенравную девушку и приказал разыскать её.

Если верить летописям, описывающим события тех времен, то князь Игорь погиб в 945 году от рук древлян. Ольга пришла к власти, пока подрастет ее сын. Больше замуж она не выходила, о связях с другими мужчинами в летописях не упоминается.

Налоговая реформа княгини Ольги

Налоговая реформа княгини Ольги — комплекс мер, проведённых после подавления древлянского восстания, целью которого было предотвращение злоупотреблений во время сбора дани, определение её объёмов и сроков уплаты.

Фактически, Ольга объезжала подвластные земли и вводила «уставы и оброки, дани и погосты», т. е. учреждала сельские судебно-административные округа и устанавливала податные окладыВ. О. Ключевский, курс лекций по истории Росии, леция №10. Также на местах назначались люди, отвественные за сбор дани и транспортировку её в столицу — тиуны. Со временем погосты становились местом торга, привлекали ремесленников и други постоянных жителей.

Общая схема налоговой реформы Ольги

Причины и предпосылки

Среди причин, побудивших княгиню Ольгу пересмотреть существующую систему налогообложения можно перечислить следующие:

  • Несмотря на жестокую месть древлянам за убийство мужа, Ольга понимала необходимость предотвращения злоупотреблений во время сбора дани (за что Игорь и был убит).
  • Закладывание основ налоговой инфраструктуры не только упрощало и систематизировало сбор дани, но и выполняло связующую функцию между обширными территориями, которые контролировали рюриковичи.
  • Регламентированный объем и сроки выплаты дани позволяли проще прогнозировать прибыль князю и снижали нагрузку для облагаемых данью племён.

Кратко о сути и значении реформ

После подавления восстания древлян осенью 946 года, Ольга проехала по их землям «устанавливая дани и налоги»Повесть Временных Лет, после чего вернулась в Киев. Княгиня понимала, что злоупотребления во время сбора дани могли вновь привести к восстанию на подконтрольной рюриковичам территории и приняла решение четко зафиксировать сроки и объемы собираемых в натуральной форме налогов.

Под 947 годом летописи описывают путешествие Ольги на север, к Новгороду:

Погосты — бывшие села и торговые места — становились теперь и административными центрами княжеского управления. Один из таких погостов на Луге — Городец раскопан в последние годы ленинградскими археологами. На месте небольшого родового градка, не имевшего искусственных укреплений, в X веке сооружается настоящая крепость. Укрепляются склоны холма, насыпаются валы, поверх которых ставят частоколы.

Соответственно, если ранее князь с дружиной проезжал по территориям племён, обложенных данью, и собирал её, то теперь данникам необходимо было самим привозить меха и мёд (или любые другие ресурсы) на обозначенные по уставу погосты, без необходимости терпеть пребывание на своей территории не очень вежливых княжеских дружиников.

При погостах учреждалась должность тиуна — княжеского подчинённого, ответственного за прием, учет и дальнейшую транспортировку дани в столицу.

Уроки и уставы определяли объем и срок подвоза дани на погост, что должно было исключить злоупотребления.

Изменение налоговой системы стимулировало развитие и поддержание дорог (чтобы дань доставлялась от погостов как можно быстрее), возникновение новых укреплённых поселений на месте погостов и общее укрепление власти на подконтрольной территории.

Итоги и результаты

  • Введены «уроки» и «уставы» — были зафиксированы срок уплаты дани и её объем
  • Установлены «погосты» — центры торговли и обмена, куда племена должны были подвозить дань, там же можно было вынести на судебное решение возникающие споры
  • Введена должность тиуна — княжеского наместника, занимающегося сбором и организацией доставки дани на местах
  • Вместо полюдья дань собирается «подвозом» — т.е. не князь ездит по племенам собирая дань, а сами данники свозят положенное на погосты.

Внутреняя политика Княгини Ольги

Биография княгини Ольги

Правление княгини Ольги

Раздел «Княгиня Ольга»

Список литературы

  1. В. О. Ключевский, курс лекций по истории Росии, леция №10
  2. Повесть Временных Лет
  3. В. Н. Татищев, «История Российская», кн 2, гл 4

Предпосылки крещения Руси

Княжна Ольга, будучи мудрой правительницей, понимала, что ее забот о жизни государства недостаточно для того, чтобы окончательно объединить страну. Она все еще состояла из разрозненных частей как территориально, так и духовно — народ поклонялся разнообразным языческим богам.

В второй половине 10-го века Русь оставалась государством, где княжеская власть не была прочной, она удерживалась только с использованием военной силы. Чтобы ее укрепить, было необходимо создавать централизованное государство. Пестрота верований, в числе других причин, мешала этому процессу. Нужна была общегосударственная идеология.

Говоря об Ольге и крещении Руси, нельзя забывать, что многие из соседей, окружавших Древнюю Русь, уже определились с общей религией. Чтобы выделиться среди прочих «варварских» народов, нужно было повышать авторитет Киевского государства. А также следовало налаживать более прочные связи с христианским миром. Ольга понимала это и так же, как и позднее ее внук Владимир Святославович, присматривалась к различным религиям. Она стала подумывать о византийской вере. С чем это было связано? Выбор этот нельзя назвать случайным.

Первая версия крещения Ольги

В письменных источниках сохранилась красивая легенда о том, как княгиня совершила религиозное паломничество в Константинополь. Считается, что женщина оставила во главе страны своего сына Святослава, а сама отправилась к грекам. Это был 955 год. Согласно летописи, Ольга прибыла в Византию с большим флотом, дабы продемонстрировать императору Константину VII величие Древней Руси.

Русская княгиня вела себя надменно. Она даже нарушила дипломатический ритуал. По византийским законам иностранного правителя к императору должны были сопровождать евнухи, поддерживая под руки. Ольга предпочла идти к трону самостоятельно. Перед императором иностранный владыка обязан упасть ниц. Княгиня же стоя беседовала с Константином. Императрицу Ольга поприветствовала лишь легким кивком головы.

Константина Багрянородного такое поведение иностранки не обидело. Он был покорен красотой и умом Ольги. Император даже предложил ей стать его женой. Княгиня не отказала, но заявила что она язычница. Женщина предложила Константину крестить ее. Правитель согласился. После обряда крещения император вновь повторил свое предложение. Ольга ответила, что крестный отец по христианским законам не может жениться на своей дочери. Так она перехитрила императора.

Смерть и прославление во святых

Свою жизнь великая киевская княгиня закончила от старости и болезней, а не от предательских козней неприятеля. Осаждённая печенегами в Киеве, Ольга послала гонца к своему сыну, который находился в походе. Вернувшись с войсками и разгромив варваров, Святослав вынужден был остаться и сменить мать на княжьем престоле, так как та поведала о приближающейся смерти. Отошла к Господу равноапостольная Ольга 11 июля 969 года в своей постели. Современники утверждают, что тело её долго оставалось нетленным.

Позднее княгиню канонизировали в лике святых. Доподлинно неизвестно, как выглядела Ольга при жизни, но если верить описанию летописцев и современников, она обладала неземной красотой. Современным учёным удалось с помощью изучения мощей святой создать примерный её портрет.

Опираясь на факты деятельности и правления княгини Ольги, можно уверенно утверждать, что она была сильной, умной и мудрой правительницей. Проведённые ею важные реформы дали державе стремительное развитие во многих направлениях и отраслях. Интересные факты из её жизни также это подтверждают, а усилия в становлении христианства сводят на нет все нелицеприятные для современной истории пункты биографии княгини. Свой яркий след правительница оставила в совершенно разных областях, среди которых:

  • политика;
  • религия;
  • культура.

О жизни киевской княгини написано немало книг и снято множество документальных и художественных фильмов, характеризующих её и как личность, и как правителя. Также изданы духовные труды, посвящённые святой. Вот лишь малая часть того, где упоминается равноапостольная Ольга:

  • балет «Ольга»;
  • фильм «Князь Владимир»;
  • книга Олега Пануса «Властью единые»;
  • книга Бориса Васильева «Ольга, королева русов».

Историки и церковь единогласно признают, что правление княжны вывело народ Киевской Руси на новый этап развития, а историческая поездка в Византию, где Ольга решила креститься, положила начало принятия христианства русским народом.

Принятие Ольгой православия

Ольга была язычницей, но часто посещала христианские соборы, подмечая торжественность их обрядов. Это, а также необычайный ум Ольги, который позволил поверить ей в Бога-вседержителя, послужил причиной крещения. В 955 году великая княгиня Ольга направляется в Византийскую империю, в частности в город Константинополь, где и произошло принятие новой религии. Сам патриарх был ее крестителем. Но это не послужило причиной для изменения веры в Киевской Руси. Данное событие никак не отдалило русичей от язычества. Приняв христианскую веру, княжна оставила управление государством, посвятив себя служению Богу. Также она занялась помощью в строении христианских церквей. Крещение правительницы не означало еще крещения Руси, но это был первый шаг на пути к принятию новой веры.

Умерла великая княгиня в 969 году в Киеве.

  Княгиня Ольга стала править древнерусским государством после трагическом гибели своего мужа — киевского князя Игоря , с которым жестоко расправились древляне за произвол при взимании дани.

Молодая держава, собранная воедино Вещим Олегом , представляла собой подчиненные его мечом отдельные земли, где обитали различные восточнославянские, финно-угорские и другие племена. Выплата ими дани Киеву формально означала, что на Руси возникла новая политическая система власти, однако механизм взаимодействия центра и отдельных территории еще не сложился. Киевская Русь X века занимала огромное пространство, где многие волости управлялись местными князьями, хотя и признавшими верховную власть Киева, но продолжавшими жить по своим законам.

Став правительницей при малолетнем наследнике Святославе , Ольга смогла заставить служить себе княжескую дружину, возглавляемую могущественным воеводой Свенельдом . С его помощью она жестоко подавила бунт древлян, уничтожив фактически всю родоплеменную верхушку и старейшин этого племени. Показав силу центральной власти, она совершила объезд своих земель и занялась их «устроением». Организация Ольгой погостов для сбора дани и установление ею «уроков» — определенного размера выплат с населения — стала первым проявлением учреждения государственной власти как таковой.

Княжение Ольги резко отличалось от предшествующих: летописные рассказы о правлении Вещего Олега и князя Игоря наполнены сообщениями о завоевательных походах и многочисленных войнах. Ольга же придерживалась миролюбивой внешней политики. В ее время на Русской земле царили тишина и покой. Совершив поход на древлян, княгиня занялась внутренним обустройством страны. Государство почти на двадцать лет получило мирную передышку, что способствовало его экономическому укреплению. Приняв святое крещение в Константинополе, княгиня Ольга стала «предвозвестницей христианства» на Руси. Ее попытки распространения православия в собственной стране не увенчались успехом, однако они подготовили почву для последующего крещения всей Русской земли.

Кратко о содержании основных событий

Путешествие в Византию и крещение в Константинополе

«Паломничество в Константинополь»худ. И. Машков

В 955/957У Константина Багрянородного в сочинении «О церемониях»дата визита обозначена 957-м годом. году Ольга отправилась в столицу Византии, знаменитый Царьград-Константинополь, который так и не смог взять штурмом её муж Игорь Рюрикович.

Согласно летописям она согласилась пройти крещение (обряд перехода в христианство) только при условии, что крёстным отцом должен был быть сам император Византии Константин VII Багрянородный.

Несмотря на достигнутые договорённости, на следующий год прибывшим от императора послам Ольга отказала в предоставлении русских войск для греческих войн, предлагая императору также долго прождать приёма у неё, как это пришлось сделать княгине в гавани Константинополя. Ольга понимала, что её подрастающему сыну сильные воины и ресурсы пригодятся не меньше чем предприимчивым грекам.

Княгиня Ольга(Крещение)Худ. С. А. Киррилов

Привлечение миссионеров из Германии

Продвижение новой религии среди подвластных ей восточных славян всречало сопротивление, поэтому в 959 году Ольга направила к германскому королю Оттону I посланников с просьбой прислать епископа в помощь:

Убеждённому язычнику Святославу Игоревичу исполнилось 18 лет в 960 году, и миссия, посланная Оттоном I в Киев, потерпела неудачу, как о том сообщается в под 962-м годом:

Адальберт Магдебургский. Рисунок 1830 года

Осада Киева печенегами

Последним из внешнеполитических событий в которых приняла участие княгина Ольга была осада Киева печенегами в 968 году. Во время нахождения киевского князя Святослава на Дунае, где он вёл кампанию против Болгарского царства, эти кочевые племена вторглись на Русь и осадили её столицу, а Ольге вместе с детьми Святослава пришлось укрыться за высокими стенами.

Видя, что после долгой осады люди измождены отсутствием воды и пищи, княгиня через храброго юношу, успешно пробравшегося сквозь стан печенегов, передала стоявшему на другой стороне днепра воеводе Претичу, что сдаст город наутро, если он не снимет осаду. Воевода принял решение переправиться через реку и вывезти хотя бы семью Святослава, чтобы избежать гнева князя.

Увидев высаживающихся с кораблей воинов, печенеги приняли их за вернувшегося князя и сняли осаду. Сам лидер кочевников приехал на переговоры и спросил Претича, не он ли киевский князь, на что получил ответ о скором прибытии Святослава вместе с большим войском и предложил перемирие.

Великодушный поступок молодого киевлянинаХуд. Б.А. Чориков, 1836

Получив известие об осаде Киева, Святослав быстро вернулся домой и прогнал кочевников, однако мать долго укоряла его за оставление города и собственных детей без защиты.

Великий князь Святослав, целующий мать и детей своих по возвращении с Дуная в Киев.Худ, И. А. Акимов, 1773

Теория вторая: политический шаг

Что бы нам ни говорили легенды, историкам доподлинно известно, что первым христианским наставником князя Владимира была его бабушка – княгиня Ольга. И выбор христианской веры вовсе не был продиктован «пышностью ритуалов и красотой храмов», как рассказывается в легенде. Это был исключительно политический ход.

Задолго до того, как Владимир Красно Солнышко крестил Русь, его бабушка, княгиня Ольга, первой стала задумываться об объединении разрозненных племен под знаменем единой веры. Причин было несколько:

  • Во-первых, многие страны Европы уже приняли христианство;
  • Во-вторых, принятие христианства должно было объединить страну;
  • В-третьих, христианство приблизило бы Русь к просвещенным византийцам.

Недолго думая, Ольга, собрав посольство, лично отправилась в Константинополь, чтобы встретиться с императором, своими глазами увидеть храмы и обряды, а затем принять крещение.

И эта теория о смелом и рассудительном политическом шаге, представляется более логичной.

Положение христиан на языческой Руси

Не стоит думать, что языческая Русь вела жесткие гонения на христиан, которыми, в свое время, славился Рим. Здесь была относительная свобода вероисповедания, а постоянные контакты с византийцами вели к тому, что уже в конце 866 года константинопольский патриарх Фотий, рассылая иерархам «Окружное послание», упоминал там о крещении русов.

Упоминаются русские христиане и в договоре 944 года, заключенном между Византией и Киевской Русью. В составе княжеской дружины упоминаются не только славянские и варяжские язычники, но и христиане. А в правление Ольги существовал и соборный храм Святого Ильи, и несколько крупных христианских церквей.

Таким образом, христианство для Руси не было чем-то неизвестным и пугающим. Христиане и язычники мирно сосуществовали бок о бок. Рано или поздно, интерес к зарубежной религии должен был возникнуть и у правительницы.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector