Город корсунь-шевченковский: карта улиц, фото, описание
Содержание:
История
Город Корсунь-Шевченковский (до 1944 г. — Корсунь) — центр одноименного района Черкасской области. Люди здесь селились давно, о чем свидетельствуют обнаруженные археологами признаки поселения трипольской и черняхивской культур, эпохи бронзы и скифских времен. Ходят легенды, что название города происходит или от крымского Корсунь (Херсонес, его выходцам — священникам Десятинной церкви Киева — князь Владимир разрешил собирать поборы в поселении, находившемся над Росью — этому поселению и дали название такое, как своему родному городу), или от имени бога солнца Корос…
Ярослав Мудрый с целью обороны Киевской Руси с юга от набегов захватчиков построил здесь 1032 г. крепостной город Корсунь. На протяжении XI в. — XII в. город выполнял важную оборонную роль. Центром удельного княжества рода Мономаховичей Корсунь был в 1195 г. — 1240 г. Около 1240 г. Корсунь был полностью разрушен монголо-татарами. Уже с 1320 г. город отошел в состав Литовского княжества, а с 1569 г. (согласно с Люблинской унией) — в состав Польши. Владельцами города (который тогда был почти безлюдным) с 1580 г. стали братья Вишневецкие. В том году был построен и замок, квадратный в плане, с четырьмя башнями по углам (замок окружали рвы, вал и дубовый палисад, к замку вел разводной мост, в конце которого были ворота с бойницами и помещениями для казаков; над воротами было летнее жилое помещение). Магдебургским правом город пользовался с 1585 г. Местное население принимало активное участие в казацких восстаниях (кон. XVI ст. — нач. XVII ст.), национально-освободительной борьбе украинского народа под руководством Б. Хмельницкого (ср. XVII ст.), гайдамацком движении (нач. XVIII ст.).
Станислав Понятовский стал владельцем Корсуня с 1780 г. и фактически заново построил город: заложил фабрики по производству сукна, замши и селитры, плантации шелковицы, винницы, школу танцев. В конце XVIII в. здесь был построен двухэтажный каменный дворец на берегу Роси и заложен ландшафтный парк с оранжереями и теплицами. С 1793 г. город входит в состав Богуславского уезда в Киевском намесництве. На то время действовало и много церквей: Преображенская, Сергеевская, деревянная Ильинская (построена в 1701 г.), Николаевская, Воскресенская и Спасская церковь, Онуфриевский монастырь (в лесу возле Корсуня), церковь Рождества Богородицы. С 1799 г. здесь властвует князь Лопухин, который построил суконную фабрику (1815 г.). Не отставала и сфера образования: работала в городе одноклассная приходская школа. Бывал в Корсуне и поэт Тарас Шевченко. Во II пол. XIX в. активно развивалась промышленность, а подведение сюда железной дороги значительно ускорило развитие города. В конце XIX в. в Корсуне действуют заводы по производству чугуна, кирпича и пива, фабрика табака, водяные мельницы, мелкие мастерские. Один из крупнейших в Российской империи заводов по изготовлению красок был построен в 1903 г. семьей Лопухиных-Демидовых именно здесь.
Не обошли город стороной и события первой мировой войны. Власть переходит из рук в руки. С 1921 г. Корсунь становится центром уезда. Также нне миновали город ни голод, ни события второй мировой войны (ужасная трехлетняя немецко-фашистская оккупация). В послевоенные годы жизнь в Корсуне-Шевченковском понемногу пришла в привычное русло. В настоящее время Корсунь-Шевченковский входит в список исторических населенных мест Украины.
Русские крепости старше Руси
Одной из первых каменных крепостей Руси была каменно-земляная крепость в Ладоге (Любшанская, VII в.), основанная словенами. Стоявшая на другом берегу Волхова скандинавская крепость была еще деревянной. Построенная в эпоху Вещего Олега новая каменная крепость уже ничем не уступала аналогичным крепостям Европы. Именно она называлась в скандинавских сагах Альдегьюборг. Одной из первых твердынь на южной границе была крепость в Переяславле-Южном. Среди русских городов лишь единицы могли похвастаться каменным оборонительным зодчеством. Это Изборск (XI век), Псков (XII век) и позднее Копорье (XIII век). Киев в древнерусское время был почти полностью деревянным. Старейшей каменной крепостью был замок Андрея Боголюбского близ Владимира, хотя он знаменит больше своей декоративной частью.
Туризм, достопримечательности
Корсунь-Шевченковский — просто находка для туристов, ведь именно здесь находится один из лучших садово-парковых комплексов Украины в стиле романтизма — Корсунский дворцовый ансамбль: (построенный еще по заказу князя Станислава Понятовского в 1782 г. живописцем Жан-Анри Мюнцом, в здании на первом этаже находится музей истории Корсунь-Шевченковской битвы); (1782 г. — 1783 г., 1835 г. — 1840-е годы, в здании находится художественная галерея); ордерная галерея (1782 г. — 1783 г.); (ср. XIX ст., возведена в стиле французской средневековой военной архитектуры, в воротах находится научная библиотека); швейцарский дом (1830-1840-е годы, дом находится на так называемом Швейцарском острове и является уникальным парковым сооружением архитектуры раннего романтизма); одноэтажный корпус хозяйственного назначения (ср. XIX ст., в корпусе расположен исторический музей, а в подвальном помещении — кафе-бар «Княжий двор»); конный манеж (ср. XIX ст.); православная часовня (находится внутри княжеского двора возле въездных ворот, ср. XIX ст., имеет черты русской средневековой архитектуры в сочетании с элементами раннего классицизма и неоготики); конюшня-каретная (пристроена к въездным воротам в сер. XIX ст.); главная контора управляющего имением (кон. XIX ст.); каретная (кон. XIX ст.); баня (нач. ХХ ст.); ну и собственно — сам (заложен в 1782 г. для князя Станислава Понятовского архитектором Ж.-А. Мюнцом в стиле английских ландшафтных парков, располагается на нескольких островах р. Роси и «материке», в ср. XIX в. парк был украшен скульптурами и висячими мостиками). Все эти туристско-экскурсионные объекты входят в состав Корсунь-Шевченковского историко-культурного заповедника. В парке также можно осмотреть интересный Княжеский мостик, увидеть реликтовое дерево гинкго. На горе Янталке расположен интересный грот — пещера, а сама гора покрыта зарослями сирени. В парке расположена скульптурная композиция «Ян и Наталка» с фонтаном. Здесь с удовольствием можно пройтись по главной аллее парка и княжеской вековой еловой аллеей. Заслуживает внимания и стела с многофигурной композицией в честь пребывания в городе Тараса Шевченко в 1859 году. Утолить жажду вкусной водой можно в . В парке Вы сможете не только приятно отдохнуть, но и узнать много интересного… Стоит также осмотреть интересный инженерный памятник — Корсунь-Шевченковскую гидроэлектростанцию.
Свои двери туристам гостеприимно распахнут все отели (Княжий двор, Ветряк, Кооператор…), рестораны и кафе (Княжий двор, Рось…) города.
Заслуживают внимания туристов и села Корсунь-Шевченковского района, в частности село Кирово, где находится деревянная Спасо-Преображенская церковь (1738 г.)
Не обойдите вниманием и интересный городок Стеблев, где находится каньйон на реке Рось и музей И.Нечуй-Левицкого. Интересного Вам путешествия!
И пираты, и кочевники
Беглые люди различных волостей Руси составляли независимые объединения задолго до казачества. Были известны берладники, населявшие южные степи, главным городом которых были Берлады в Прикарпатье. Они часто нападали на русские города, но в это же время участвовали в совместных походах с русскими князьями. Летописи также знакомят нас с бродниками, смешанным населением непонятного происхождения, имевшим много общего с берладниками.
Морскими пиратами от Руси были ушкуйники. Первоначально это были новгородцы, занимавшиеся набегами и торговым промыслом на Волге, Каме, в Булгарии и на Балтике. Ими предпринимались походы даже в Предуралье – на Югру. Позднее они отделились от Новгорода и даже обрели собственную столицу в городе Хлынов на Вятке. Возможно, именно ушкуйники вместе с карелами разорили древнюю столицу Швеции – Сигтуну в 1187 году.
Иллюстрации — Иван Билибин.
Киев – Третий Рим
Древний Киев до монгольского ига занимал площадь около 300 га в период своего расцвета, счет церквей шел на сотни, впервые в истории Руси в нем была применена планировка кварталов, делавших улицы стройными. Городом восхищались европейцы, арабы, византийцы и называли соперником Константинополя. Однако от всего изобилия того времени не осталось почти ни одного строения, не считая Софийского собора, пары-тройки перестроенных церквей и воссозданных Золотых ворот. Первая белокаменная церковь (Десятинная), на которой киевляне спасались от набега монголов, была разрушена уже в XIII веке
Описания легенды
Летописный вариант говорит о том, что Владимир решил креститься вместе с дружиной. Для чего осадил и захватил Корсунь при помощи предателя Анастаса Корсунянина. Далее князь отправляет послов в Константинополь, сватаясь к Анне — сестре императоров Византии Василия II Болгаробойцы и Константина VIII. Не желая войны, те отдают за него сестру при условии, что князь примет православие. Владимир соглашается. Анна вместе с православными патриархами прибывает в Корсунь, после чего проходит обряд крещения и бракосочетания. Далее Владимир, Анна, Анастас и греческие священнослужители приезжают в Киев. Языческих идолов ломают, и князь приказывает киевлянам креститься.
Корсунская легенда в Житии Владимира имеет более краткий вариант. Но он похож с летописным за некоторым исключением. В частности, Житие говорит, что Корсунь осаждали девять месяцев, а Владимир крестился в церкви Святого Иакова (в летописи — в церкви Святого Василия). Кроме того, в житии нет наставления от епископа, которое состояло из Символа веры, предостережений насчет «учения от Латын» и справки о Вселенских соборах. Причем Символ веры выражался через арианские термины.
Русско-византийский союз
Василий II отчаянно нуждался в военной помощи, когда узнал о желании киевского князя Владимира принять крещение. Яхъя Антиохийский, обычно точно отражающий хронологию событий, так рассказал о русско-византийском союзе:
О размере русской военной помощи Византии сообщил армянский историк Стефан Таронский, современник князя Владимира. Он назвал цифру в 6 тысяч воинов. По Яхъю соединённые силы русов и греков разгромили войска Варды Фоки под Хрисополем (на азиатском берегу Босфора) в конце 988 года, а 13 апреля 989 года союзники в сражении под Абидосом покончили с Вардой Фокой. Яхъя Антиохийский упоминает о боевых действиях русов в составе византийского войска и после, в северной Сирии в 999 году.
Таким образом, русско-византийский союз был заключён не позднее осени 988 года, после чего русский корпус воевал в составе византийской армии по крайней мере до начала XI века. Согласно восточным источникам союзу предшествовали решение князя Владимира креститься и согласие императора Василия II выдать свою сестру замуж за Владимира.
Владимир крестился в 987 году, так как его самое раннее «Житие», составленное монахом Иаковом, сообщает, что «по святом крещении поживе блаженный князь Владимир лет 28», а также «крестижеся князь Владимир в десятое лето по убиении брата своего Ярополка». Более поздний источник «Повесть временных лет» соединяет крещение Владимира с крещением всей Руси и походом на Корсунь.
Похожие термины:
-
древ. город в Крыму (в черте г. Севастополя). Осн. в 422 — 421 до н.э. греками, переселивш. из Гераклеи Понтийской. В 5 — 1 вв. до н.э. рабовлад. гор.-госуд. Х. — демократич. республика (полис). В 1 — 4 вв. н.э. — ар
-
24.1-17.2.1944, во время Великой Отечественной войны. Войска 1-го и 2-го Украинских фронтов (генералы армии Н. Ф. Ватутин и И. С. Конев) в ходе битвы за Правобережную Украину окружили в районе Корсунь-Шевченк
-
город, районный центр Киевской, ныне Черкасской, области. Освобожден 14 февраля 1944 войсками 2-го Украинского фронта в ходе Корсунь-Шевченковской операции 1944 (оставлен 30 июля 1941). Соединения и части, о
-
Наступат. операция войск 1‑го и 2‑го Укр. фр., проведенная 24 янв. – 17 февр. с целью уничтожения корсунь‑шевченковской группировки пр‑ка; часть стратегич. наступления советских войск на Правобереж
-
историк, поэт и переводч., р. 27 мая 1818, с. помещ. Полтавск. губ., чиновник особ. поруч. при дербент. губ., † в декабре 1891. {Венгеров}
-
магистр законоведения, с. миргородск. хорунжего, р. 11 июня 1803, † 1855. {Венгеров}
-
Корсун, Александр Алексеевич — писатель (1818 — 1891). Окончил курс в Харьковском университете, близко сошелся с Н.И. Костомаровым и при его участии издал в 1841 году альманах «»Снип»», на малорусском языке, г
-
автор юридич. диссертации Харьков. унив. 1825 г. {Половцов}
-
свящ., дух. писатель 1900 гг. {Венгеров}
-
тоже автор диссертации Харьков. унив. 1824 г. {Половцов}
-
автор «Рассужд. о том, в чем состоит сущн. истории…» (Харьков, 1824). {Венгеров}
-
состав. «Опыт истории отправл. личн. воинск. повин. в России» (СПб., 1850). {Венгеров}
-
Бывший заместитель министра топлива и энергетики РФ (1997—2000); родился 16 октября 1939 г. в г. Ворошиловграде; окончил Коммунарский горно-металлургический институт по специальности «инженер-строите
-
поэт 1900 гг. {Венгеров}
-
протоиерей, сотр. «Подольск. епарх. вед.», законоучит. черкасской мужск. гимназ. 1913 г. {Венгеров}
-
свящ., сотр. «Черн. епарх. вед.» 1900 гг. {Венгеров}
-
36-й наместник Александро-Невской лавры, архимандрит 1871—73 г.; † ? {Половцов}
-
автор сборн. стихотв. «Омут жизни» (м. Кривой Рог, 1908). {Венгеров}
-
автор книжки «Раненбургская Петропавловская пустынь» (Раненбург, 1907). {Венгеров}
-
по преданию, написана евангелистом Лукой. В 988, после крещения, принес ее из Корсуня, или Херсона, в Киев вел. кн. Владимир. По другому же сказанию, она принесена из Греции в Россию в к. XII в. Предиславой
Город-музей
Новое величие и заслуженную славу античный город приобретает уже как знаменитое культурное наследие. История Херсонеса продолжается в его исследованиях и раскопках. Первыми стали археологические работы, произведенные в 1827 году по приказанию адмирала А. С. Грейга, командовавшего на тот момент Черноморским флотом. Археология в середине XIX века еще не была состоявшейся наукой, поэтому раскопки велись хаотично и бессистемно. С 1852 года на территории древнего городища был выстроен мужской монастырь, занимавшийся, кроме молитв и служений, хозяйственной деятельностью и столь же ненаучными бесконтрольными раскопками. Все это, конечно, нарушало исторические слои, вело к потерям и повреждениям важных находок.
Начало научных исследований
С 1888 года Императорской археологической комиссией был назначен первый руководитель раскопками – К. К. Косцюшко-Валюжинич. Под его руководством начались масштабные археологические исследования, сопровождавшиеся подробными описаниями, планами и зарисовками раскопов. Уже в 1892 стараниями Карла Казимировича был открыт музей, который был назван «Складом местных древностей». На том же уровне археологическая и музейная деятельность была продолжена Р. Х. Лепером и Л. А. Моисеевым.
Годы научной работы
С 1920 года Херсонесский музей открывает новую страницу своей истории. В 1925 году под руководством нового директора К. Э. Гриневича экспозиция была расширена, просторно размещена в зданиях, ранее принадлежавших монастырю. Был расширен штат сотрудников. Систематические научные археологические раскопки велись не только в античных кварталах, но и на просторах сельскохозяйственной хоры. С 1926 года издается научный журнал музея – «Херсонесский сборник».
От опасностей Отечественной войны музейные ценности были эвакуированы, вывезены за Урал. Среди развалин античного города были созданы новые военные укрепления. Увы, в боях пострадал археологический слой, строения и оставшиеся оборонительные стены. Уже к 1947 году были восстановлены экспозиции и пострадавшие сооружения. Был возобновлен выпуск «Херсонесского сборника». В 1952 году в музее были открыты новые залы: античный и средневековый.
В 1978 году древнее городище вместе с хорами превратилось в музей заповедник. Систематизированные исследования продолжались крупными учеными. Музей сотрудничал с Московским и Киевским институтами археологии, с Эрмитажем, Государственным историческим музеем и др. Здесь проходили практику студенты, была открыта школа реставрации. Археологическая работа продолжалась и после распада Советского Союза. С 1994 года это национальный заповедник. В 2013 году он вошел в списки ЮНЕСКО. С 2015 года античный город стал особо ценным объектом культурного наследия.
Любопытные факты
- Коллекция заповедника насчитывает больше чем 214 тысяч экспонатов.
- Археологические территории охватывают 418 га.
- В библиотеке музея более 30 тысяч книг, некоторые из них уникальны.
Это одно из интереснейших мест Севастополя и Крыма в целом. Удивительный музей-заповедник постоянно принимает множество посетителей. Круглый год любители археологии и истории едут сюда, чтобы прогуляться по античным улочкам, подробнее узнать истории, легенды и сказания древнего города, посмотреть многочисленные и разнообразные экспозиции музея. Летом тут даже можно посетить представления античного театра. Сюда спешат приехать паломники, чтобы увидеть то место, где крестился князь, который крестил Русь и попасть на службу во Владимирский храм, возвышающийся над древними руинами.
https://www.youtube.com/watch?v=R1g3Gbbs9PEVideo can’t be loaded because JavaScript is disabled: ХЕРСОНЕС ТАВРИЧЕСКИЙ СЕВАСТОПОЛЬ КРЫМ (https://www.youtube.com/watch?v=R1g3Gbbs9PE)
Критика историков
Согласно А. А. Шахматову, концепция которого взята за основную, Корсунская легенда — это литературная обработка народного предания конца XI столетия. «Слово, како крестися Владимир» действительно различается с редакцией из ПВЛ фольклорной стилистикой. Например, в захвате Корсуни князю помог не Анастас, а варяг Жберн. Сам Владимир убил корсуньского князя, его жену и овладел их дочерью, после чего отдал ее Жберну, сделав его наместником города. Эти моменты не доказаны, но сам факт взятия Корсуни известен точно (в летописи содержится достаточно топонимов).
Связь же Корсуни и крещения киевского князя тоже вызывает вопросы. В более ранних источниках (Похвала Владимиру, Чтение о святых Борисе и Глебе Нестора) о городе не упоминается. В Памяти же и Похвале Иакова Мниха захват Корсуни датируется тремя годами позже крещения князя.
Кроме того, о спорности места и времени крещения Владимира говорил сам составитель ПВЛ: «Не сведуще право глаголють, яко крьстилъся есть в Киеве, и ини же реша в Василеви, друзии же инако скажють».
Выбери ответ
Предметы
- Русский
- Общество
- История
- Математика
- Физика
- Литература
- Английский
- Информатика
- Химия
- Биология
- География
Классы
- 11 класс
- 10 класс
- 9 класс
- 8 класс
- 7 класс
- 6 класс
- 5 класс
- 4 класс
- 3 класс
- 2 класс
- 1 класс
ЕГЭ по истории
- Кодификатор ЕГЭ с объяснением всех тем
- Перевод первичных баллов ЕГЭ во вторичные. Шкала баллов по заданиям
- Правители от Рюрика до Путина
- Даты всемирной истории для ЕГЭ
- Краткая характеристика всех периодов русской истории
- Демоверсия ЕГЭ с ответами
ОГЭ по истории
- Кодификатор ОГЭ с объяснением всех тем
- Перевод баллов ОГЭ в оценку
- Демоверсия ОГЭ с ответами
- Даты всемирной истории для ОГЭ
История древнего города
Античность
Древний город Херсонес был основан примерно в 424–421 годах до нашей эры. И это не самый древний античный полис на территории Крыма. До его возникновения уже существовали древнегреческие Феодосия и Пантикапей (Керчь). В отличие от этих полисов, основанных ионийскими греками, Херсонес создали дорийские греки, прибывшие к этим берегам из Гераклеи Понтийской. Это была обычная практика тех дней. Из разраставшихся греческих городов отправлялись колонисты, чтобы основать новые поселения.
Если побродить по остаткам древних улочек, можно увидеть четкую планировку города-крепости. Обширные территории – хоры, окружавшие его, – были поделены на участки и служили для выращивания винограда, злаков, овощей. И сейчас на этих просторах можно найти следы античных виноградников и усадеб, каждая из которых управляла несколькими наделами. Здесь процветала рыбная ловля, использовавшая природное богатство моря, омывающего город-полуостров. Во многих дворах можно найти остатки огромных емкостей, предназначенных для засолки рыбы. Работали кузницы и гончарные мастерские.
Здесь не было своего царя, Херсонес представлял собой демократический полис, управлявшийся собранием граждан, т. е. мужчин, достигших совершеннолетия. Город был представлен в разнообразных общегреческих спортивных и праздничных мероприятиях. Был и свой главный ежегодный праздник, посвященный Деве – богине, покровительствовавшей античному городу. Собственный херсонесский календарь, несколько отличавшийся от календарей других древнегреческих городов, подсказывал, когда отмечать праздники других местных и общегреческих божеств.
Монетный двор города-государства чеканил немалое количество серебряных монет. Они были в большом ходу на побережье Черного моря. К сожалению, труд историка Сириска, жившего в Херсонесе в III веке до н. э., не дошел до наших дней. Есть только упоминание на мраморной плите о том, что за это произведение, посвященное истории Херсонеса, писатель был награжден золотым венком. Во II веке до н. э. город был завоеван Боспорским царством и стал его частью.
Христианство
К I веку нашей эры город окончательно входит в состав Римской империи. Примерно в то же время люди в нем начинают исповедовать христианство. На территории современного археологического заповедника можно увидеть памятник Андрею Первозванному, ходившему по Крыму с проповедями. С V века это уже византийский Херсон, который на Руси называли Корсунью.
В 988 году князь Владимир, тот, которого в народе прозвали Красно Солнышко, осадил и захватил Херсонес. Сделано это было в целях восстановления справедливости. Перед этим князь оказал военную помощь императору Василию II. За это базилевс обещал выдать замуж за союзника свою сестру – принцессу Анну. Но, увы, император не торопился исполнить обещание, данное «варвару». Осада длилась недолго. После захвата города свадьба состоялась. Ей предшествовало крещение князя Владимира. По приезде князя с женой в Киев началось общее масштабное крещение русского народа.
Средневековье
1204 год ознаменовался 4-м крестовым походом и распадом огромной Византийской империи на мелкие государства. Херсонес попал под контроль Трапезундской империи. Затем были разорительные набеги турок-сельджуков, орд Чингисхана и Ногая. С середины XIII века на побережье возрастает влияние Генуэзской республики. Поблизости от Херсонеса, в Балаклаве, возникает генуэзская крепость Чембало. В середине XIV века город попадает под генуэзское влияние. Новые хозяева именуют его Сарсоной
С этого времени серьезную конкуренцию Херсонесу как важному торговому городу составляет столица Крымских владений генуэзцев – Кафа (современная Феодосия)
Но не только большая конкуренция в торговле мешает Херсонесу вернуть былое величие. В 1363 году войска Литовского князя Ольгерда после победы над крымско-татарским войском ворвались в Крым и разграбили Херсонес. В 1397 году город был вновь разрушен преемником Ольгерда Витовтом. Конечно, горожане пытались восстановить свой город, снова налаживали в нем жизнь.
Но в 1399 году нашествие, возглавляемое Едигеем, заканчивается гибелью города. В начале XV века на его месте находился лишь маленький рыбацкий поселок. Но и он вскоре исчез. Посетивший эти места в XVI веке Мартин Броневский, который на тот момент был польским послом при дворе татарского хана, описывает то, что осталось от Херсонеса, как покинутые людьми развалины некогда великолепного богатого города.
Наследник Великой Моравии
С упадком Великой Моравии, крупнейшей для своего времени славянской державы, начинается возвышение Киева и постепенная христианизация Руси. Так, летописные белые хорваты вышли из-под влияния терпящей крах Моравии, и попали под притяжение Руси. Их соседи, волыняне и бужане издавна участвовали в византийской торговле по Бугу, из-за чего во время походов Олега были известны как переводчики. Неизвестна роль моравских книжников, которых с распадом государства стали притеснять латиняне, однако самое большое количество переводов великоморавских христианских книг (около 39) находилось в Киевской Руси.
История Корсуня
В 1240 Корсунь разрушили монголо-татары. В XV-XVI вв. на эти земли стали бежать из северных и западных областей от закрепощения крестьяне. Город снова возродился. Чтобы использовать беглецов для борьбы против татаро-турецких нападений, польский король Стефан Баторий в 1580 велел построить в Корсуне замок и предоставить городу значительные привилегии.
В 1584 Корсунь получил магдебургское право. Скоро город стал центром староства. Но со временем привилегии Корсуни начали ограничиваться, а закрепощения усиливаться. Это привело к народному недовольству. В феврале 1596, когда главарь антифеодального крестьянско-казацкого восстания С. Наливайко отступал с Брацлавщины, много Корсунцев пошло с ним на Белую Церковь. Свидетелями пребывания здесь легендарного народного вожака остались урочище, лес и путь, называются Наливайково.
В 1605 жители Корсунщины восстали против шляхты. их поддержали неудовлетвореные нарушением своих привилегий мещане и казаки, заявив, что защищаться до последнего. Когда польское правительство направило в Корсунь своих комиссаров, повстанцы не пустили их в город, объявили, что отказываются выполнять военные повинности и не признают власти коронного старосты Яна Даниловича.
В 20-х годах XVII в. Корсунь был значительным городом среднего Приднепровья и по количеству населения опередил Черкассы, Белую Церковь и другие города, уступая только перед Чигирином.
Он стал одним из центров украинского казачества. Здесь часто происходили казацкие рады. На одной из них в 1632 представители казацких полков и городов решили защищать свои права от посягательств польской шляхты и просить российское правительство принять их в свое подданство.
Особое значение приобретает Корсунь в годы освободительной войны украинского народа против польского господства 1648-1654 гг., В частности в известной битве между крестьянско-казацким войском под предводительством Богдана Хмельницкого и польскими силами гетманов Н. Потоцкого и М. Калиновского. Узнав о разгроме своих авангардных отрядов под Желтыми Водами, Потоцкий поспешно отступил под Корсунь, который отдал на разграбление войскам, а затем приказал полностью сжечь. Утром 16 мая 1648 у Корсуня появились передовые отряды казацкой конницы. Корсунский полк во главе с Кривоносом остановился в березовой роще, в урочище Горохова Диброва. Казаки перекопали путь глубокими рвами, завалили стволами деревьев, в чаще поставили пушки.
В полдень польско-благородная армия подошла к Гороховой Дубраве. Казаки и повстанцы, пропустив ее, сами последовали, не вступая в бой. Но только вражеское войско стало спускаться с горы — ударила артиллерия. Одновременно с обеих сторон пути казаки открыли сокрушительный огонь из мушкетов и самопалов. Во вражеском стане смешалось. Польская армия, зажатая как в мешке, несла огромные потери и после 4-часового боя была полностью разгромлена. Только в плен попало 9 тыс. Человек вместе с гетманами М. Потоцким и Калиновским. Остальные вражеского войска убежало.
В годы освободительной войны Богдан Хмельницкий проводил в Корсуне советы, собирал здесь войско для новых походов, принимал иностранных послов.
Корсунь, как и большая часть Правобережной Украины, по Андрусовскому перемирию, еще почти на 126 лет (к 1793 году) остался под властью панской Польши.
В 1711, в связи с подписанием Прутского трактата, по которому российское правительство обязалась не вмешиваться в дела Правобережной Украине, на Левобережье перешло со своим движимым имуществом почти все население Корсуня.
После воссоединения Правобережной Украины с Левобережной в составе Роси Корсунь вошел в Киевское наместничество. В 1799 корсунское имение купил у Понятовского за 100 тыс. руб. серебром русский царь Павел I и подарил министру юстиции генерал-прокурору России П. В. Лопухину.
28 июня 1859 в Корсунь прибыл Т. Г. Шевченко и жил здесь до 8 июля у своего названного брата Варфоломея.
Новый толчок к строительству промышленных предприятий дала железнодорожная линия Киев-Екатеринослав, прошедшая через Корсунь. В 80-х годах здесь действовали чугунолитейный, кирпичный и пивной заводы, табачная фабрика, 10 водяных мельниц и ряд мелких мастерских.
В 1911 году в Корсуне на 9530 жителей была только приходская и двухклассная земская школы.
Русь крестили к XII веку
Летописное крещение Руси в 988 году (а согласно данным некоторых историков в 990 году) затронуло лишь малую часть людей, в основном ограничившись киевлянами и населением самых крупных городов. Полоцк был крещен только в начале XI века, а в конце века — Ростов и Муром, где оставалось еще много финно-угров. Подтверждением того, что большáя часть простого населения оставалась язычниками, были регулярные восстания волхвов, поддерживаемые смердами (Суздальское в 1024 году, Ростовское и Новгородское в 1071). Двоеверие возникает позже, когда христианство становится истинно довлеющей религией.
Без алкоголя и сахара
Алкоголизма как явления на Руси не было. Винный спирт пришел в страну уже после татаро-монгольского ига, даже пивоварение в классическом виде не сложилось. Крепость напитков обычно не была выше 1-2%. Пили мёд питный, а также хмельной или ставленый (слабоалкогольные), перевары, квасы.
Простые люди в Древней Руси не ели масла, не знали пряностей вроде горчицы и лаврового листа, а также сахара. Варили репу, стол изобиловал кашами, блюдами из ягод и грибов. Вместо чая пили отвары из кипрея, который позднее станет известен как «копорский чай» или иван-чай. Кисели были несладкими и делались из злаков. Ели также много дичи: голубей, зайцев, оленей, вепрей. Традиционными молочными яствами были сметана и творог.