Государство и право древней руси

Расцвет Древнерусского государства (964—1054): второй этап

В 964 году княгиня Ольга оставляет престол в пользу сына Святослава. С этого момента начинается условный второй этап формирования и укрепления Руси. На этом этапе развития для Древнерусского государства были характерны следующие особенности:

  • идёт процесс установления феодального строя;

  • хозяин земель — князь, феодалы владеют личными наделами — вотчинами;

  • большая часть жителей состоит из смердов (крестьян), которые по необходимости могли собираться в ополчение;

  • существование форм рабства: холопство и челядь (В VI—IX веках челядь — рабы-пленники);

  • налажены торговые отношения с другими странами;

  • строятся города-крепости с защитными укреплениями.

С 964 по 972 гг. место великого князя киевского занимает Святослав Игоревич, во времена правления которого было совершено большое количество успешных военных походов, укрепивших страну и повысивших её способность к обороне.

Однако, Святослав уделял недостаточно внимания внутренней политике, и, возможно, поэтому после его смерти в стране начались междоусобицы. Закончились распри с приходом к власти князя Владимира I Святославовича (князь киевский с 978 по 1015 гг.).

Среди основных достижений князя Владимира, укрепивших древнерусскую государственность, выделяют следующее:

  • была расширена территория державы за счёт объединения земель восточных славян в составе Киевского княжества;

  • была проведена религиозная реформа, в результате которой Русь, после крещения в 988 году, приняла православную веру.

Кроме того, благодаря крепкой власти, жители Руси откликнулись на организацию строительства южных защитных укреплений, где часто совершали свои разбойничьи набеги печенеги. Завершился этап формирования государства укреплением княжеской власти: Владимир разделил земли державы между своими сыновьями. Отныне Русью владели только Рюриковичи.

Крещение Руси Владимиром (фрагмент фрески) / Художник В. Васнецов

Таким образом, Древнерусское государство (Русь) образовалось во второй половине IX века из 2-х главных центров: киевского и новгородского, в дальнейшем объединив разрозненные племена восточных славян. В 882 году столицей державы был провозглашён Киев, после захвата города князем Олегом. Окончательно становление Древнерусского государства завершилось к концу X века.

Государство Русь в IX — начале X века

Возникновение нового государства, Киевской Руси, связано с еще одной летописной легендой. К IX веку на землях, заселенных славянскими племенами, сформировалось несколько политических центров со своими князьями во главе. Между ними постоянно происходили столкновения. К тому же, славянские племена подвергались внешнему давлению: были вынуждены платить дань соседнему государству, Хазарскому каганату. Чтобы прекратить внутренние раздоры и избавиться от хазарской угрозы, новгородцы и призвали варягов во главе с Рюриком, что было распространенной практикой в раннее средневековье.

Закрепившись в Старой Ладоге и Новгороде, Рюрик отправил в Византию двух своих дружинников, Аскольда и Дира. Последние, достигнув Киева, подчинили себе племена полян и стали княжить. Около 879 года умер князь Рюрик, после него остался малолетний сын Игорь, пока мальчик рос, князем и его опекуном стал Олег. В 882 г. он отправился в поход на Киев, убил Аскольда и Дира и объединил под своей властью два крупнейших городских центра восточных славян. Именно эта дата сегодня считается датой возникновения Древнерусского государства.

Киевская Русь во времена правления династии Рюриковичей

Преемником Олега стал Игорь, сын Рюрика, который подчинил славянские племена, обитавшие между Днестром и Дунаем, воевал с Константинополем, печенегами. Игорь был убит древлянами в 945 году, когда пытался во второй раз собрать с них дань.

После смерти Игоря во главе государства встала Ольга, жена князя, которая правила до совершеннолетия сына Святослава и первой среди правителей Руси приняла христианство. Преемник Святослава Владимир прославился обращением всей Руси в христианство, что укрепило княжескую власть и повысило международный статус Древнерусского государства. Наивысшего расцвета Киевская Русь достигла при Ярославе Мудром, правившем с 1016 по 1054 год. При нем был создан первый письменный свод законов, «Русская правда». Благодаря междинастическим бракам удалось укрепить связи с соседними державами.

После смерти Ярослава начались междоусобные войны. Последним князем, которому удавалось сохранять целостность Древнерусского государства, был Владимир Мономах. Современники называли его образцовым князем. Своим детям он оставил своего рода политическое завещание «Поучение», однако те не вняли отцу. Междоусобная борьба вспыхнула с новой силой и к середине XII столетия государство оказалось расколото на самостоятельные княжества.

Монголо-татарское иго

Монголы, населявшие земли Центральной Азии, занимались скотоводством, вели кочевнический образ жизни и для расширения пастбищных территорий совершали набеги на соседние государства. В 1206 году у них возникло государство: на съезде знати Темучин был провозглашен правителем всех монголов и получил имя Чингисхан. Опустошив Азию и Закавказье, в начале XIII века войска кочевников двинулись в направлении Руси. В 1223 году на реке Калка армия, возглавляемая сподвижниками Чингисхана, разбила войско киевского князя Мстислава вместе с его союзниками – половцами. Одержав победу, орда вернулась обратно в степи.

В 1237 году в поход на Русь двинулся внук Чингисхана – хан Батый, которому удалось захватить Рязань, Коломну, Москву, а к 1240-му Чернигов и Киев. Монголо-татарское войско вернулось на приволжские территории, где было основана держава Золотая Орда. Русские города ежегодно платили ордынским ханам дань, отправляли строителей и ремесленников для строительства и обслуживания золотоордынских городов. Русь находилась под игом кочевников вплоть до 1480 года и за это время значительно отстала в экономическом и культурном развитии от европейских государств.

Возникновение государства у восточных славян

Считается, что к середине IX века некоторые северные племена восточных славян, в частности словене ильменские, находились в зависимости от так называемых варягов (они же норманны), т.е. скандинавских племен, проще говоря, викингов. В середине IX века словене ильменские изгоняют варягов, но начинают ссориться между собой и тогда принимают решение призвать варягов обратно на княжение с целью прекратить внутренние распри. Так, в 862 году состоялось легендарное призвание варягов на княжение и с этого момента начинается отсчет лет древнерусского государства. Первым правителем Древней Руси стал варяжский князь Рюрик, севший править в Новгороде со своими братьями Синеусом и Трувором.

Детали данного события вызывают острые дискуссии в современной науке. Поэтому проблема научно-теоретического осмысления возникновения древнерусского государства заслуживает отдельной статьи (здесь вы найдете более подробное описание «норманнской» и «антинорманнской» теории, а также другие интересные факты, связанные с дискуссией по поводу возникновения Древней Руси).

Рюрик правил с 862 по 879 гг. О его деятельности нам известно очень мало, ему подчинялась еще лишь небольшая часть восточнославянских племен.

Следующим после Рюрика правителем стал князь Олег (879-912 гг.). Нельзя точно сказать кем он приходился Рюрику: возможно братом или соратником. Но о деятельности Олега нам известно уже больше. В 882 г. Олег совершил поход на Киев и захватил его, провозгласив «матерью городов русских». Данное событие имело огромное значение, так как были объединены два крупнейших восточнославянских центра – Киев и Новгород. Киев стал столицей Руси.

Киевской Руси Олег подчинил еще несколько восточнославянских племен. Подробнее об этом читайте в нашем «Полном курсе истории».

Кроме того, Олег успешно воевал с Византией, и в 907 и 911 гг. заключил с ней выгодные для Руси торговые соглашения.

Для успешной сдачи ЕГЭ по истории сегодня важно знать современников русских князей на международной арене, ключевые события Всеобщей истории, происходившие одновременно с правлением русских князей и историографию (т.е. мнения историков о данном князе или историческом периоде)

Всю необходимую информацию по данным вопросам Вы можете найти здесь.

Следующим правителем уже именно киевской Руси стал подросший сын Рюрика Игорь (912-945)

Так случилось, что все самое важное и интересное, связанное с правлением Игоря – это его смерть. Дело в том, что древнерусские князья регулярно собирали налог с покоренных племен – полюдье

В 945 г. дружинники Игоря убедили его собрать двойной налог с племени древлян, за что Игорь и был убит древлянами во главе с князем Малом в их городе Искоростень.

Обязательно ознакомьтесь с более подробной информацией по внешней и внутренней политике Игоря, а также оценками его деятельности в историографии в нашем «Полном курсе истории».

Это интересно: 788,Возникновение сельского хозяйства: освещаем тщательно

Московское княжество

В XIV веке русские земли вновь начали объединяться, центром объединения стала Москва. Рост и процветание Москвы связаны прежде всего с нахождением на пересечении водных и сухопутных торговых путей, а также с грамотной политикой местных князей. В 1301 году к Московскому княжеству был присоединен Переяславль-Рязанский, Коломна, еще через год – Можайск.

В период правления Ивана I Калиты, внука Александра Невского, Москва превратилась в экономический и культурный центр Северо-Восточной Руси. Ее конкурентом выступало Тверское княжество. Важным шагом в этом соперничестве стало перенесение резиденции митрополита из Владимира в Москву. Не менее важна была и готовность московских князей сотрудничать с ордынскими ханами, что приводило к ослаблению гнета со стороны Орды. В княжестве стремительно развивались ремесла и торговля, на московские земли съезжались люди со всех остальных территорий Руси.

В 1380-м Дмитрий Донской, внук Ивана Калиты, разбил монголо-татарское войско на Куликовом поле. Во время правления Ивана III Москва прекратила платить дань ордынцам, в 1480 году была одержана окончательная победа над захватчиками. Им же был присоединен к Москве Новгород, один из крупнейших политических центров того времени.

Завершение объединения русских земель связано с именем Василия III, при нем в состав Московского государства вошли Псков и Рязань.

Предпосылки возникновения государства

Существовали как внутренние, так и внешнеполитические предпосылки образования Древнерусского государства. 

К внутренним относятся: 

  1. Экономические предпосылки. 
    • В результате развития земледелия произошло разделение труда на производительный и военно-управленческий (князь и его дружина). Большую часть будущего Древнерусского государства занимали расчищенные для пашни места среди леса, которые требовали огромных усилий для обработки. Родовые общины стали трансформироваться в земледельческие. Всё это привело к разному уровню экономического развития племенных союзов. 
    • Развитие ремесла и отделение его от земледелия. 
    • Развитие торговли. В результате усовершенствования орудий труда и появления новых способов производства члены общин стали заниматься изготовлением и продажей вещей, полезных в хозяйстве. 
  2. Духовные предпосылки. Несмотря на неоднородность и постоянные конфликты племенных союзов, все они были объединены общей языческой религией, имели похожие обычаи, традиции и «менталитет». 

Внешнеполитические предпосылки также делятся на внутренние и внешние. 

Внешней предпосылкой являлась необходимость защиты торговых путей («путь из варяг в греки») от хазар и норманнов. Внешние враги стремились контролировать русские торговые пути, что ускоряло формирование управленческой группировки, которая приобщалась к торговле. 

Внутренними внешнеполитическими предпосылками были: 

  1. Формирование крупных племенных объединений на Севере (Новгород) и на Юге (Киев) и заключение межплеменных союзов.
  2. Формирование института наследования княжеской власти. 

Предпосылки образования Древнерусского государства

внутриполитические:

  • экономические (развитие земледелия, сельского хозяйства, ремесла, торговли)
  • духовные (общая религия и традиция)

внешнеполитические:

  • внутренние (возникновение крупных племенных объединений)
  • внешние (необходимость защиты от внешних врагов)

Относительно возникновения государства у восточных славян существует несколько версий. 

Теории образования Древнерусского государства 

В XVIII веке в России немецкие учёные А.Л. Шлёцер, Г.Ф. Миллер и И. Байер выдвинули теорию, провозгласившую, что немцы (которыми являлись Рюрик и его приближённые) сыграли ключевую роль в образовании Древнерусского государства. Эта теория впоследствии стала называться Норманской

Многие русские деятели того времени негативно отнеслись к Норманнской теории и в ответ выдвинули свою – Антинорманскую (Славянскую). Сторонником этой теории стал М.В. Ломоносов. Он заявил, государство не может быть привнесено извне, что славяне сами создали своё государство, которое сложилось, главным образом, в результате зрелости внутренних предпосылок. Кроме того, антинорманнисты считали варягов «родственниками» славян. 

Сегодня общепринятым мнением считается, что в образовании Древнерусского государства большую роль сыграли как внутренние предпосылки, так и внешние (Центристскаятеория Л.А. Кацва и А.Л. Юрганова). 

Этапы формирования государства у восточных славян 

I. Образование федераций племён на Юге с центром в Киеве и на Севере (Новгород).

II. Молодая языческая Русь (882-988 годы).

III. Киевская Русь под началом единого князя (конец IX века – первая треть XII века). Расцвет христианской культуры. 

Исчезновение государства

Смерть Мстислава в 1132 году знаменовала собой конец эпохи древнерусского государства. Распавшись на полтора десятка фактически самостоятельных княжеств, она окончательно прекратила своё существование как цельное государственное образование. При этом Киев всё же продолжал ещё некоторое время представлять собой символ престижа княжеской власти, постепенно теряя реальное влияние. Но даже в таком качестве существовать Древней Руси осталось всего лишь столетие. Нашествие монголов в средине тринадцатого века привело к потере самостоятельности древнерусских земель на несколько столетий.

Теории зарождения Древнерусского государства

Уже в XVIII веке окончательно сложились две основные теории происхождения древнерусской государственности. Приверженцы «норманнской» теории, утверждающие, что Русь как государство создали норманны-викинги, опираются на множественные факты:

  • на соответствующие записи в «Повести временных лет»;

  • на упоминание в 839 г. в Бертинских анналах о русах, как о свеях (шведах);

  • на то, что и в главных центрах державы правили варяги — выходцы из северных держав Рюрик — в Новгороде, его дружинники Аскольд и Дир — в Киеве.

Прибытие Рюрика и его дружинников в новгородскую землю

В свою очередь, известные русские учёные М.В. Ломоносов и позднее Б.А. Рыбаков придерживались «антинорманской» теории, согласно которой государство сформировалось самостоятельно, ещё до прихода Рюрика. Учёные, при этом, ссылались на тот факт, что Русь проходила путь становления государственности типичный и для других стран. Причём варяги и скандинавы, по мнению «историков-антинорманистов» — это разные народы.

Завершение формирования основ древнерусской государственности: крещение Руси

В.М. Васнецов. Крещение святого князя Владимира. Фреска создана между 1883 и 1895 гг.

После смерти Святослава началась первая на Руси междоусобица, наиболее ярким и сильным князем которой был Ярополк. Междоусобица закончилась в 980 г., когда к власти пришел князь Владимир I Святославович, он же Владимир Святой, Красно Солнышко и т.п. (980 – 1015 гг.).

Свое правление Владимир начал с религиозной реформы: он попытался упорядочить языческие культы, создать единый пантеон богов во главе с Перуном. Но эта затея провалилась. Тогда, с целью укрепления единства страны, Владимир обратился к монотеистическим религиям. Считается, что принять православие по византийскому образцу Владимира вынудила необходимость креститься, чтобы жениться на византийской принцессе Анне, которая не могла выйти замуж за язычника.

Как бы там ни было, но в 988 году произошло крещение всей Руси «огнем и мечом», что имело просто огромные последствия для страны. Благодаря крещению, активными темпами началось развитие культуры, из Византии приглашали мастеров для строительства храмов, началось развитие иконописи, на древнеславянский язык начали переводиться христианские книги, при церквях стаи обучать грамоте, заботиться о нищих и больных. Кроме того, укрепилась личная власть Владимира, укрепилось единство страны, поднялся авторитет Руси на международной арене.

Крещение Руси было, безусловно, самой важной реформой Владимира. Также, стоит отметить, что Владимир построил защитные сооружения на юге страны от новой угрозы – печенегов

Краткие факты о возникновении государства

В начале девятого века были созданы два предгосударственных союза с центрами в Киеве и Новгороде. Они объединили обе восточнославянские племенные группы — северную и южную.

Рюрик, новгородский князь, умер в 879 году; и три года спустя Олег, назначенный попечителем сына и наследника Рюрика Игоря, объединил Киевское и Новгородское государства. Таким образом, древнерусское государство образовалось в 882 году. Киевская Русь стала одним из крупнейших европейских средневековых государств в 9-11-м веках.

Киевская Русь была ранним преимущественно восточнославянским государством примерно с 880 года. Столица древнерусского государства Киев. Все население разделилось на три основные нации — современные белорусы, русские и украинцы, а также на несколько небольших этнических групп, включая карпато-русиан. С историографической точки зрения Киевская Русь считается государством-предшественником трех современных стран восточнославянских народов: Беларуси, России и Украины. Царствование Владимира Великого (980-1015) и его сына Ярослава Мудрого (1019-1054) составляет золотой век Киева, который видел принятие православного христианства и создание первого восточнославянского письменного правового кодекса «Русская правда».

Киевская Русь сыграла важную роль не только в развитии России, но и в Европе. Она располагалась на двух важных торговых путях: по Волге, ведущем к скандинавским землям, и на караванном пути, соединяющем Европу с мусульманскими народами. В качестве основного торгового партнера Киевская Русь служила буфером для остальной Европы против вторжений Золотой Орды. Киев стоял на перекрестке между Востоком и Западом. Цивилизации, которые он породил, в конечном итоге сформируют мировую историю.

Первые внутриполитические реформы

Н. А. Бруни. Святая великая княгиня Ольга. 1901 г.

После смерти Игоря на престол взошла княгиня Ольга – жена Игоря, правившая с 945 по 964 гг. Перед ней стояло несколько важнейших задач:

  1. Отомстить древлянам за их дерзость, вернуть их под контроль Киева,
  2. Реформировать налоговую систему Руси,
  3. Повысить авторитет Руси на международной арене.

С первой задачей Ольга справилась весьма жестко. Древляне были жестоко наказаны и возвращены под власть Киева. О всех деталях кровожадной мести Ольги можно подробно почитать в главной русской летописи – «Повесть временных лет».

Для того, чтобы подобное больше не повторялось Ольга отменила полюдье и ввела вместо него уроки и погосты. Урок – это строго установленный размер дани. Погост – место сбора дани. Таким образом, налоговая система Руси была в значительной степени упорядочена и усовершенствована.

Для поднятия собственного авторитета и авторитета страны Ольга в 957 году приняла личное крещение и, таким образом, как бы стала равной византийским и европейским правителям, которые уже давно были христианами.

Так, время правление княгини Ольги – это время первых важнейших и ярких внутриполитических реформ. В этот период был сделан большой шаг в развитии государственности Киевской Руси.

После Ольги правил ее сын – Святослав (964-972 гг.). Святослав был очень воинственным князем и практически не занимался внутренней политикой, будучи очень занятым военными походами. Главная заслуга Святослава заключается в том, что он уничтожил Хазарский каганат, доставлявший множество неудобств южным границам Руси.
Про Святослава говорили, что он словно «пардус» (леопард). Он спит в походах на земле вместе со своими дружинниками, питается сырым мясом. Также Святослав хотел перенести столицу Руси в Переяславль, но мать не позволила ему.

Подробнение о временах правления Святослава, а также о внутренней и внешней политике Ярополка читайте здесь.

Правление князя Владимира

Владимир пришел к власти в Киеве после смерти своего отца Святослава I в 972 году и после победы над своим сводным братом Ярополком в 980 году. Самым заметным достижением Владимира была христианизация Киевской Руси, процесс, который начался в 988 году. В летописи Руси говорится, что, когда Владимир решил принять новую веру вместо традиционной славянской религии (язычества), он отправил некоторых из своих самых ценных советников и воинов в качестве эмиссаров в разные части Европы. После посещения католиков, евреев и мусульман, они наконец прибыли в Константинополь. Там они были настолько поражены красотой собора Святой Софии и проведенного там литургического богослужения, что тут же приняли решение о вере, которой хотели бы следовать. По прибытии домой они убедили Владимира в том, что вера греков была лучшим выбором для всех, после чего Владимир совершил путешествие в Константинополь и договорился о браке между собой и принцессой Анной, сестрой византийского императора Василия II.

Возникновение государства у восточных славян

Примечание

Все даты, относящиеся к истории Древней Руси, имеют приблизительный характер и часто оспариваются современными историками, так как данные в известных источниках часто противоречат друг другу.

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут

Основным источником, который дает представление об истории формирования Древней Руси является «Повесть временных лет», составленная монахом Киево-Печерского монастыря Нестором в XII веке. В соответствии с документом появление государственности у восточных славян относится к 862 г., когда на княжение в северные земли (Новгород и окрестности) были призваны варяги. С этого момента начинается существование Государства Рюрика.

В «Повести…» также упоминается некое догосударственное формирование, имевшее форму конфедерации. Считается, что некоторые племена этой конфедерации платили дань варягам, но затем их изгнали.

Непосредственно Древняя Русь сформировалась в 882 г. в результате успешного похода князя Олега на Киев. Киев был захвачен, и туда была перенесена столица государства. Это событие считается альтернативной точкой отсчета существования Древнерусского государства.

Примечание

Происхождение князя Олега доподлинно неизвестно. Историки предполагают, что он мог быть шурином Рюрика или же просто его соплеменником. Олег выполнял функции регента при малолетнем сыне Рюрика Игоре.

Проблема возникновения государственности

Несмотря на большое количество проведенных археологических, источниковедческих, историографических и прочих исследований, историки до сих пор не пришли к общему мнению о причинах появления на территории проживания восточнославянских и финно-угорских племен государственности. Существуют три теории появления Древнерусского государства: норманская, антинорманская и центристская.

Норманская теория

Сущность ее заключается в том, что государственность на территорию Древнерусского государства была привнесена извне приглашенными на княжение скандинавами. Эта теория была сформулирована в XVIII веке немецкими историками Г.З. Байером и Г.Ф. Миллером на основе «Повести временных лет» монаха Нестора. По их мнению, восточные славяне пригласили братьев Рюрика, Синеуса и Трувора (существование двух последних подвергается сомнению) править ими. Рюрик впоследствии основал Новгород, объединил все местные племена.

Норманизм получил свое развитие в XIX веке – историк В.О. Ключевский считал, что первичным государственным образованием было киевское княжество Аскольда и Дира, вокруг которого и началось объединение восточнославянских племен.

Данную теорию подтверждают многие археологические находки:

  • могилы русов под Ладогой соответствуют способу захоронения в Швеции и на Аландских островах;
  • в Рюриковом городище обнаружено большое количество снаряжения, характерного для викингов, и предметов скандинавского типа;
  • предметы с изображением сокола, которое могло стать гербом Рюриковичей – трезубцем.

Антинорманская теория

Основными положениями являются невозможность привнесения государственности извне и образование государства в результате внутреннего развития общества. Основоположник антинорманизма — М.В. Ломоносов, а его предположения о возникновении государства в ходе социального развития основываются на отсутствии в русском языке элементов скандинавских языков, упоминании Перуна в верованиях роксоланов и сомнениях в трактовке понятия «варяги» (так могли называться и шведы, и представители западнославянских земель, а также выходцы из Финляндии, Пруссии или иной части Прибалтики).

Центристская теория

Содержание центристской, наиболее распространенной на сегодняшний день, теории сводится к компромиссу между крайностями норманской и антинорманской теорий и признании политизированности их противопоставления. Сторонники теории (А.Л. Юрганов, Л.А. Кацва и другие) связывают происхождение Древнерусского государства с развитием общества при политикоформирующем влиянии варягов. Иными словами, государственность начала формироваться на территории Киевской Руси еще до прихода норманов, однако завершился этот процесс именно с их помощью. Более конкретно образование государства связывают с завоеванием Киева князем Олегом и объединением Киевской и Новгородской земель.

Аргументы в пользу:

  • приглашение славянами скандинавов на княжение свидетельствует о том, что первым уже была известна такая форма власти;
  • население тех территорий представляло собой разрозненные племена, находившиеся в состоянии конфликта друг с другом, поэтому за отсутствием значительной политической воли и харизматичного лидера они не могли завершить процесс создания государства самостоятельно;
  • Рюрик вполне мог быть не приглашенным правителем, а завоевателем, который пришел к власти (захватив Новгород) в той форме, в которой она существовала у ильменских словен;
  • существование Рюрика как реальной исторической личности ставится под сомнение некоторыми учеными;
  • внешнее происхождение правящей династии – обычный для Средневековья феномен, не подтверждающий неспособность народа к созданию института монархии.

Принятие христианства

Цивилизационное значение

Христианизация Древнерусского государства проложила путь для дальнейшего распространения религии на восток. Ранее отдаленная от остальных процессов Средневековья Восточная Европа была включена в единое пространство. В более позднее время защитой интересов православных христиан занималось, в первую очередь, российское государство, в том числе, и на Балканах, откуда религия и попала в Россию.

Политическое значение

После крещения значительно улучшились отношения между Византией и Киевской Русью. Пропала необходимость заключения дополнительных договоров, в том числе благодаря династическим бракам. На Русь в значительной степени распространилось византийское влияние, в особенности в церковной сфере. Византийский патриарх считался единым самодержцем всех православных народов, киевским князьям в ряде вопросов приходилось учитывать его мнение. При этом, с точки зрения Византии, киевская митрополия не представляла для Константинополя большой значимости.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector