7 секретов «анны карениной»

1997 год, США: «Анна Каренина» (реж. Бернард Роуз)

В фильме американского режиссера Бернарда Роуза в главных ролях появились известные актеры. Анной стала Софи Марсо, а Вронским – Шон Бин. Софи, героиня молодежного фильма «Бум» с продолжением, опять предстала со своей знаменитой челочкой, что мягко говоря, не соответствовало моде описываемых времен. Вдобавок режиссер решил изобразить Анну не просто нервной особой, но еще и постоянно злоупотребляющей успокоительными. В романе этого не было. А с учетом, что в эпоху Льва Николаевича мирные аптекари торговали тем, что теперь красуется в списке запрещенных средств, – получилось совсем жестко.

Голливудская красавица Софи Марсо конечно же потрясает своим образом Карениной в последней экранизации романа в двадцатом веке. Декаданс налицо. Челка из девяностых (на Анне, не на Вронском) задает тон всему повествованию, так что режиссер делает ставку на зрелищность — понимая ее по-своему. Начинается все с кадров, как Левин убегает по снежно-ледяному полю от десятков волков, и падает в колодец. В полете он ловко хватается за выступающие корни деревьев обеими руками, сверху воют волки, внизу в колодце — огромный медведь. И тут Левин смотрит в камеру и говорит, что самое время рассказать одну прекрасную историю. Чувствуете силу экшена?

Экшена действительно много: и сексуальных сцен, и опытов с опием (хотя по тексту Анна лишь недолго по болезни принимала морфий), и постоянного напряжения оттого, что Вронского играл Шон Бин, а это всегда может плохо кончиться для персонажа. При этом экранизация вышла действительно неплохая и в духе своего времени, пусть и с его же недостатками. Зато это единственный фильм, где режиссер провел четкую параллель между графом Толстым и Левиным, сделав последнего закадровым рассказчиком и заставив его писать «Анну Каренину».

Часть пятая

Вронский с Анной путешествуют по Европе, облюбовав для себя Италию. Каренина безмерно счастлива вдали от мужа. Наконец-то она свободна. Первое время она даже не скучала по сыну, наслаждаясь обществом дочери Анны. Вронскому такая жизнь вскоре наскучила. Он не знал чем себя занять. Рисование быстро ему надоело. Вместе с Анной они наносят визит русскому художнику Михайлову. В мастерской художника Алексей приметил понравившуюся ему картину. Он хочет ее купить. Пробыв за границей три месяца Анна и Вронский надумали вернуться в Россию.

Семейная жизнь Кити и Левина не задалась. Они постоянно ссорились по пустяковым делам. Первые месяцы было совсем тяжело, но с течением времени молодожены научились справляться с бытовыми неурядицами, постепенно приноравливаясь друг к другу. Левин получает послание от возлюбленной брата Николая, где сообщает что он при смерти. Кити с Левиным едут в гостиницу навестить умирающего и попрощаться. Кити узнает, что беременна.

Каренин в отличие от сбежавшей супруги чувствовал себя отвратительно. Забота о сыне отвлекала от тяжких дум. Все заботы о домашнем хозяйстве взвалила на свои плечи его знакомая, графиня Лидия Ивановна. Анна, вернувшись в город пишет ей письмо, с просьбой дать возможность увидеть сына. Графиня категорически против подобных встреч. Она убеждена, что общение с гулящей матерью лишь повредит неустойчивой психике ребенка. Она говорит Сереже, что мать умерла.

Накануне дня рождения сына, Анне удается с помощью слуги пройти в комнату Сережи. Каренина в это время дома не было. Мальчик был рад этой встрече и тому, что мама жива. Выходя из дома, она неожиданно встречает Алексея, но супруги не говоря ни слова расходятся. Поднять себе настроение Каренина решила походом в театр, ослушавшись Вронского. Он предупреждал, чтобы она не делала этого. В театре женщина окончательно убедилась в том, что общество ее отвергло. Отношение к падшим женщинам всегда было презрительным. Ей ясно дали понять, что таким не место среди почтенных дам. Анна унижена и оскорблена.

Часть шестая

Долли навещает Каренину. Она отметила для себя, как Анна похорошела. Она явно уделяла слишком много времени своей внешности, боясь состариться и потерять былую привлекательность. Долли была единственная, кто не осуждал Каренину за ее связь, подсознательно сравнивая себя и свою несчастливую семейную жизнь со Стивой. Было очевидно, что Анна пытается всеми силами удержать молодого любовника возле себя. Она даже про маленькую дочь забыла. Заботы о ребенке отошли на второй план.

Вронского раздражало, что их Анечка записана не на его фамилию. Он просит Долли поговорить с Анной и убедить ее в необходимости развода с мужем. Алексей начал уставать от назойливой любви сожительницы. Анна контролировала каждый шаг, не давая дышать полной грудью. Своей ревностью и жаждой внимания она морально изводила его. Очередная ссора произошла, когда Вронский собрался ехать в Кашинскую губернию, чтобы принять участие в выборах. Анна старалась сдерживать эмоции, но у нее это плохо получалось.

Левины едут в Москву. Приближалась дата родов. Рожать в городе лучше чем в деревне, где с медициной вечные проблемы. Константин тоже решил принять участие в выборе дворянского предводителя, скорее от скуки. В Москве он попросту не знал чем себя занять. В зале для голосования он видит Вронского. Левин сразу узнал его. Мужчины поприветствовали друг друга и немного поговорили. Константин чувствовал некоторую неловкость в его обществе.

На выборах большинство голосов было отдано дворянину Неведовскому, чему Вронский был несказанно рад. Отмечать это событие было решено на его квартире. Анна посылает Вронскому письмо, где упрекает его в длительном отсутствии и просит скорее вернуться домой. Ее беспочвенные упреки и обвинения расстраивают его. Он бросает дела и возвращается в имение. Анна замечает его холодность. Его уверения в любви кажутся ей фальшивкой. Она пишет письмо мужу, где просит у него развод. Вронский вместе с Анной выезжают в Москву.

Суть

Основная сюжетная линия романа рассказывает нам о том, как Анна Каренина-жена высокопоставленного чиновника из привилегированного дворянского общества — навещает свою невестку Дарью, чтобы помочь ей уладить конфликт с её непутёвым мужем Степаном Облонским.

Однако, спасая брак своего брата, Анна ставит под угрозу свой. Между ней и молодым офицером Алексеем Вронским начинается роман. В конце концов, Каренина понимает, что она беременна. Муж Анны, Алексей Каренин, узнав об измене жены, намеревается развестись с ней, однако, видя страдания супруги во время родов, прощает её и признаёт новорождённого ребёнка, он даже готов смириться с её изменами и не мешать её счастью.

После родов Анна продолжает мучится от жизни с нелюбимым мужем, стыдясь его внезапного благородства. Вместе с Алексеем она сбегает за границу, оставив любимого сына и супруга.

Со временем между влюблёнными намечается разрыв. Анна начинает тяготиться своим отчуждённым от остального общества положением, а её законный муж, ставший посмешищем в обществе, не позволяет её видеться с сыном.

Узнав о том, что мать Вронского планирует женить Алексея, озлобленная на весь мир Каренина бросается под поезд и погибает.

Параллельно основной сюжетной линии Толстой рассказывает о жизненном пути провинциального помещика Левина: его женитьбе, семейной жизни, хозяйственной деятельности и философских рассуждениях. В этой части романа и заключается ответ на поставленные в романе вопросы. В образе Левина предстает сам автор и учит нас правильной жизни, далекой от света и его одурманивающего действия.

Часть вторая

Вронский настойчиво преследовал Анну, каждый раз при встрече говоря о своей любви. Ей были приятны его ухаживания. При виде его ее глаза светились радостью, губы непроизвольно улыбались. Чаще всего они пересекались у Бетси, двоюродной сестры Вронского. Первое время Каренина противилась вспыхнувшему в сердце чувству, не позволяя вольностей по отношению к ней. На одном из очередных вечеров, куда были приглашены Каренины, Алексей замечает, как смотрит на его супругу Вронский. Ему это было неприятно. Казалось, все в обществе знают об их романе, кроме него.

Уже дома он высказывает свое недовольство. Не пристало так себя вести замужней даме. Зачем эти пересуды и насмешки за спиной. Анна создает видимость, что не понимает о чем речь и к советам мужа прислушиваться не собиралась. Она впервые за все годы позволила себе влюбиться и отказаться от этого было выше ее сил.

Влюбленные начинают встречаться. Анне стыдно за то, что она изменяет мужу. Вместо ожидаемой радости на сердце лишь горечь. Левин успешно занимается хозяйством. Его сердечные раны после отказа Кити успели затянуться, но визит Стива всколыхнул в душе былые воспоминания. Стива рассказывает о проблемах со здоровьем у Кити и предъявляет другу обвинения в недостаточной настойчивости.

Связь с Карениной не одобряла мать Вронского. Из-за этой распутницы сын отказался от повышения. Пересуды еще больше обострились после того, как Вронский не удержавшись на лошади во время скачек, падает. Анна не смогла сдержать нахлынувших эмоций, искренне волнуясь за любимого. Вскоре женщина узнает, что находится в положении. Она сообщает радостную новость любовнику. Вронский настаивает на разводе. Обманутый супруг страдает. Он догадывается что жена изменяет. Кити после успешно проведенного лечения собирается вернуться в Россию.

Часть седьмая

Стива предлагает Левину познакомиться с сестрой. Они отправляются в гости к Вронскому. Константин был очарован Анной. Он восхищен ее манерами, образованностью, красотой и умом

Анне приятно его внимание. Именно этого она и добивалась, произвести хорошее впечатление

Кити расстроилась, узнав, где был муж. Она до сих пор обижена на Анну за то, что она увела ее мужчину. Левин обещает, что больше этого не повторится. Он прекратит общение с Анной, чтобы не тревожить беременную жену. Лишнее волнение в ее положении крайне нежелательно.

После ухода Левина на Анну напала тоска. Она думала о Вронском. Его никогда не бывает дома, не уделяет ей внимания. Их встречи становились все холоднее. Женщина чувствовала себя несчастной.

У Кити начинаются схватки. Левин взволнован в отличие от доктора. Его спокойствию можно только позавидовать. Роды были тяжелыми, вымотав роженицу до изнеможения. Ближе к вечеру на свет появился здоровый мальчуган, названный Дмитрием. Чувства, испытанные Левиным к новорожденному сыну были неоднозначны.

Дела Облонских все хуже. Их семья погрязла в долгах. Стива вынужден обратиться за помощью к Каренину, с просьбой поднять ему оклад. Каренин хоть и не считал зятя ценным сотрудником, все же пообещал похлопотать за него перед начальством. В ходе беседы Стива не забыл и про Анну, попросив Алексея дать ей развод. Полгода они не могут договориться между собой и прийти к окончательному решению. Каренин сказал, что еще раз тщательно все обдумает.

Взаимоотношения Анны с Вронским накалены до предела. Каждый считает себя правым, отказываясь идти на уступки. Из-за бесконечных придирок и сцен ревности, Алексей все реже стал бывать дома. Анна глубоко несчастна. Все чаще она стала задумываться о смерти. Наверное это лучший выход для всех. Нет человека, нет проблем. Добавила масла в огонь княжна Сорокина, приехавшая к ним в дом с пакетом от матери Вронского, мечтающей женить на ней сына. Ее приезд послужил новым поводом для конфликта.

Настроение у Анны прескверное. Лучший способ развеяться поездка. Она едет в гости к Облонским. В гостях у Долли была Кити. Девушка была не очень рада визиту Карениной, но увидев ее состояние, ей стало жаль бедную, несчастную женщину. После визита к Облонским Анна отправляется на вокзал, чтобы поехать в деревню за Вронским и проследить на самом деле он поехал к матери или нет. Стоя на платформе в ожидании поезда, Анна вспоминает случай, увиденный несколько лет назад, когда несчастного оборванца переехал поезд. За одно мгновение жизнь промелькнула перед глазами. В порыве отчаяния она бросается под поезд.

Главные герои и их характеристика:

Образ Анны Карениной описан очень ярко и чётко.

Она является молодой и привлекательной дамой из дворянского общества, по совместительству женой Алексея Александровича Каренина.

Также у героини и её мужа есть сын Серёжа. Вся её жизни проходит монотонно и скучно. Анна никогда не вела себя перед мужем расковано и не позволяла ничего лишнего. Но все меняется после встречи с Вронским.

 Алексей Александрович Каренин. 

Он является чиновником и занимает важный государственный пост.

Алексей представлен в произведении в виде хорошего семьянина, так как он заботится о своём сыне, а в последствии и о дочери Вронского.

К Анне он не испытывает никаких искренних чувств, лишь скрывается под маской фальши.

 Алексей Кириллович Вронский. 

Данный персонаж является графом и представителем “золотой молодёжи”.

Он очень красив, но в то же время и эгоистичен.

В отношениях с Анной Карениной явно прослеживается данная черта его характера.

 Константин Дмитриевич Левин. 

Успешный помещик из состоятельной семьи, жених Кити. В произведении представлен умным молодым человеком, который часто рассуждает о жизни.

 Екатерина Щербацкая (Кити). 

Героиня в меру скромна и горда, знает себе цену. Является младшей сестрой Долли, а также женой Левина.

 Степан Аркадьевич Облонский (Стива). 

Очень жизнерадостный и весёлый мужчина. Также он является родным братом Анны.

Степан показан, как непостоянный мужчина, так как в начале произведения он изменил своей жене.

 Дарья Облонская (Долли). 

Жена Степана Облонского, многодетная мать. Является близкой подругой Анны.

1948 год, Великобритания: «Анна Каренина» (реж. Жюльен Дювивье)

На смену знаменитой Грете Гарбо приходит не менее известная Вивьен Ли, которая наконец привносит в образ Анны Карениной дополнительные черты характера, помимо любви к Алексею Вронскому. Теперь это не просто сюжетная драма, а драма психологическая, с глубоким раскрытием всех персонажей, включая появившегося в побочной любовной линии Левина. Пусть у него всего пара эпизодов, зато каких страстных! Да и у Каренина мы видим теперь не только внешнюю сухость, но и внутренний надрыв.

При этом сама Каренина в исполнении Вивьен Ли вызывает нешуточные эмоции, потому что ее характер настолько же ярок, насколько невыносим. Если, по одной из версий, Толстой писал Анну Каренину не как сильную женщину, а как даму поверхностную и эгоистичную, то Вивьен Ли удалось это показать на все сто. Весь фильм она ноет, капает на мозги Вронскому и даже под поезд толком броситься не может. Так и стоит перед паровозом, который еще даже не начал движение, широко раскинув руки. И ждет.

Заговаривая об этом киновоплощении романа Толстого, многие сразу вспоминают о судьбе самой актрисы. У нее тоже был и приличный брак, и внезапная пылкая влюбленность в актера Лоуренса Оливье, который, кстати, был тогда женат. В итоге они всё же смогли вступить в брак, вот только счастья не вышло. На этой почве у Вивьен даже развилось биполярное расстройство психики. Анна оказалась на экране на редкость вполне нормальной – в меру жизнерадостной, приличной дамой, любящей свою семью. За это критики и ругали великую актрису: мол, нельзя поверить, что такая истинная леди повелась на гвардейского красавчика…

2018 год, Россия: «Анна Каренина» (киномюзикл, реж. Еджи Шин)

Мюзикл «Анна Каренина» за авторством Юлия Кима ставился в Московском театре оперетты с 2016 года. Уже в 2018-м подготовили и сняли его киноверсию, которая с успехом вышла в прокат в Южной Корее. Можно ли считать за случайность, что для съемок взяли не Дмитрия Ермака из одной версии актерского состава, а Сергея Ли из другой? Осетино-грузино-кореец и Екатерина Гусева в роли Анны Карениной принесли мюзиклу успех.

Для съемок киноверсии камеры не только поместили в зрительный зал, но и затащили на сцену, чтобы добавить объема происходящему. Режиссеры даже позаботились о зрителях, которые к мюзиклам не очень привыкли. Например, среди персонажей есть некто распорядитель, который в нужные моменты выходит на сцену в модном плаще и проговаривает или разборчиво пропевает, что сейчас происходит. Полезный человек на любые случаи жизни.

В целом добротный мюзикл со всеми плюсами и минусами жанра. Да, костюмы неточные, но в настоящих не потанцуешь. Да, без распорядителя мы не всегда бы понимали, что происходит. Да, некоторые песни нужны просто, чтобы создать настроение, и смысла в них почти нет. Зато наконец-то Левин танцует с косарями на лугу.

Ну как вам подборочка? 

Часть восьмая

Левины возвращаются в имение. Константин все чаще предается размышлениям на тему религии. Он не может определиться, что лучше, верить в бога или нет. Не находя ответа на волнующий вопрос, он страдает. Чтение философских книг тоже не помогло. В итоге он полностью посвящает себя хозяйству. Когда день загружен работой, времени предаваться раздумьям не остается.

Начавшийся дождь с грозой заставил Левина поволноваться. Он бежит в лес, где Кити с сыном были на прогулке. По дороге ему попалось упавшее дерево. Плохие мысли роем кружились в голове. Увидев, что Кити в безопасности, ему сразу полегчало на душе. После дождя, когда они купали сына, Левин понял, что сегодня в нем произошли внутренние перемены. Он впервые почувствовал, как любит сына. Выйдя во двор и взглянув на небо он вновь задумался о вере и боге. Наконец-то он обрел смысл жизни.

Тайна ломберного столика

Объяснение Левина и Кити. Иллюстрация Александра Самохвалова к роману Льва Толстого «Анна Каренина». 1952–1953 годы

Решив еще раз сделать Кити предложение, Левин выбирает довольно необычный способ и пишет признание на ломберном столике:

Известно, что «энергичная, сильная, некрасивая фигура Левина, его парадоксы, его склонность восставать против общепризнанных авторитетов, его искрен­ность, отрицательное отношение к земству и суду, увлечение хозяйством, отношения с крестьянами, разочарование в науке, обращение к вере… — все это может быть с полным правом отнесено к самому Толстому»  С. Л. Толстой. Об отражении жизни в «Анне Карениной». С. 566–590.. Одна из самых романтичных сцен романа также взята из биографии писателя: точно так же автор «Анны Карениной» признался в любви 17-летней Соне Берс.

Объяснение произошло в начале августа 1862 года в Ивицах, имении Сониного дедушки. В своих воспоминаниях графиня Толстая писала, что после ухода других гостей Лев Николаевич никак не хотел уходить, «оживленно разговари­вал и удерживал» сестер Берс. В беседу вмешалась их мать Любовь Иславина, решив, что всем пора отдохнуть, и велев идти спать. Юная Соня была уже в дверях, когда Толстой ее окликнул: «Софья Андреевна, подождите немного!» Он сказал, что сейчас напишет кое-что на ломбер­ном столе, и попросил уга­дать, что имеется в виду: «Лев Николаевич счистил щеточкой все карточные записи, взял мелок и начал писать. Мы оба были очень серьезны, но сильно взволнованы

Я следила за его большой, красной рукой и чувствовала, что все мои душевные силы и способности, все мое внимание были энергично сосредо­точены на этом мелке, на руке, державшей его. Мы оба молчали», — писала она в своих дневниках

Вскоре Софья Андреевна прочитала: «В. м. и п. с. с. ж. н. м. м. с. и н. с. В в. с. с. л. в. н. м. и в. с. Л. З. м. в. с. в. с. Т.» — «Ваша молодость и потреб­ность счастья слишком живо напоминают мне мою старость и невоз­можность счастья. В вашей семье существует ложный взгляд на меня и вашу сестру Лизу. Защитите меня вы с вашей сестрой Танечкой»  Старшая сестра Софьи Елизавета была влюблена в Толстого и связывала его визиты с тем, что он хочет сделать ей предложение. Долгое время так думали и родители девочек Берс. Когда Елизавета Андреевна узнала, что граф сделал Соне предложение, у с ней слу­чилась настоящая истерика. Что касается второй части высказывания, то ее можно связать с тем, что Соня и ее младшая сестра Таня были необычайно близки. Толстой гово­рил: «Если бы вы были лошади, то на заводе дорого бы дали за такую пару; вы так удиви­тельно паристы. Соня и Таня». . После этого она поняла, что между ними «произошло что-то серьезное, значительное, что уже не может прекратиться».

Графиня Толстая вспоминала, что прочитала признание «быстро и без за­пин­ки», однако ее младшая сестра, Татьяна Кузминская, в своих мемуарах вспоми­нала эту сцену иначе. Пятнадцатилетняя Таня была случайным свиде­телем этой удивительной сцены. Не желая петь во время вечера, она спрята­лась от гостей под роялем и слышала, как Лев Николаевич помогал Соне разобрать некоторые слова.

Пройдите тест «Хорошо ли вы помните „Анну Каренину“?».

микрорубрики
Ежедневные короткие материалы, которые мы выпускали последние три года

Мем дня

О растительности на лицеПодкаст дня

О Гражданской войне в СШАFancymusic дня

Нагло благозвучно и бесстыдно красиво

Архив

Анна Каренина в фильмах

Представители киноиндустрии первый раз экранизировали этот шедевр мировой литературы в 1910 году, и на сегодняшний день список картин, в основе сюжета которых лежит история любви замужней дамы Анны Карениной и бравого офицера Алексея Вронского, исчисляется десятками (включая немые ленты).

Первой актрисой, сыгравшей роль Анны Карениной, была Сорочтина. Эта артистка сыграла в немой ленте, увидевшей свет в далеком 1911 году. Картина была разделена на две части, хронометраж которых составлял 15 минут. К сожалению, экранизация, снятая приглашенным в Россию французским режиссером Морисом Метром, была утеряна.

Кира Найтли в роли Анны Карениной Представителей киноиндустрии из Штатов шедевр мировой литературы также заинтересовал, и в 1915 году первой американской Карениной стала актриса Бетти Нансен. Затем последовали еще три европейские экранизации произведения: 1917 год — Италия, роль Анны сыграла Фабиан Фабре; 1918 — Венгрия, роль Карениной досталась Ирен Варшаньи; 1919 — Германия, в Анну перевоплотилась Лиа Мара.

Режиссер Эдмунд Гулдинг в 1927 году стал последним, кто выпустил в свет немое кино, в основе сюжета которого лежало произведение Льва Толстого. Его лента называлась «Любовь», а роль главных героев исполнили Грета Гарбо и Джон Гилберт.

Александр Зархи в 1967 году показал миру Каренину в цвете. Во время создания киноленты режиссеру советовали взять на роль главной героини признанных красавиц советского кинематографа. В итоге Александр остановил свой выбор на Татьяне Самойловой, которая благодаря колоритной внешности добавила персонажу Толстого загадочности. Примечательно, что роль Вронского в картине досталась бывшему мужу Самойловой — актеру Василию Лановому.

Лиза Боярская в роли Анны Карениной В 1974 году свет увидели сразу две «Анны Каренины». Первая — итальянский сериал с Леа Массари в роли Анны, запомнившийся зрителю только костюмами персонажей, которые создал небезызвестный дизайнер Пьер Карден. Вторую ленту — мюзикл с балериной Майей Плисецкой в образе Карениной — сняли в СССР.

Затем интерес к роману значительно упал. В период с 1977 по 1997 год в образе Карениной побывали только три актрисы: Никола Паже, Жаклин Биссет и Софи Марсо. Экранным любовником Биссет стал актер, известный киноманам по роли Супермена, — Кристофер Рив, — а компанию Софи Марсо составила будущая звезда «Властелина колец» и «Игры престолов» — Шон Бин.

2012-й ознаменовался выходом в свет голливудской экранизации режиссера Джо Райта с Кирой Найтли и Аароном Тейлором-Джонсоном в главных ролях. Через пять лет (в апреле 2017-го) Карен Шахназаров представил зрителям свое видение романа — сериал «Анна Каренина» с Елизаветой Боярской, Виталием Кищенко и Максимом Матвеевым в главных ролях.

Актрисы, игравшие Анну Каренину В 2020 году режиссер Карен Шахназаров выпустил фильм «Анна Каренина. История Вронского», позже также вышла его телеверсия из 8-ми серий. Образ главной героини в нем воплотила Лиза Боярская. События разворачиваются 30 лет спустя после гибели Анны: постаревший Вронский рассказывает ее сыну Сергею о былом романе.

Интим Грымова против креатива Шахназарова

Совсем недавно в тайне от всех «Интимный дневник Анны Карениной» снял Юрий Грымов. И сразу оговорился: эротика в картине будет, но дозированная автором. Загадочную работу снимали в девяти странах, о конкретных деталях неизвестно ничего, кроме того, что музыку написала Диана Арбенина.

А в это время в павильонах «Мосфильма» Карен Шахназаров снимает собственную «Анну Каренину» по заказу телеканала «Россия» (ВГТРК). И сериал, и фильм одновременно. Вот туда журналу «Телепрограмма» проникнуть удалось.

В выстроенном «с нуля» павильоне художники «Анны Карениной» выстроили сразу несколько локаций — и лестница, и гостиная, и кабинеты, и столовая. Напротив ростового зеркала сидит Анна (Елизавета Боярская). Она смотрит в одну точку, вцепившись ногтями в ткань своего красного бархатного платья. Очевидно, что вводит себя в состояние невроза.

— Ты должна понимающе смотреть на нее, — объясняет задачу актрисе второго плана режиссер. — Просто тупое сочувствие. Ты понимаешь, что она права и переживаешь за это.

Электросвета на площадке почти нет. Мерцание свечей создает интимную и в тоже время напряженную атмосферу. В зеленом платье со шлейфом из темноты выплывает Долли Облонская (Виктория Исакова). Каренина вскакивает.

— Анна, милая, что же ты не заходишь? — обнимает главную героиню Долли.

— Значит, Кити считает унизительным встретиться со мной? — вырываясь, кричит Каренина. — Может оно и так, но не ей, влюбленной во Вронского, мне об этом говорить. Впрочем, ни одна порядочная женщина меня не поймет!

— Что ты говоришь, опомнись? Ты крайне возбуждена! — пытается погасить пыл подруги Облонская.

— Все, я уезжаю, мне надо на станцию! — объявляет Анна и несется в двери.

Колоритный лакей с бакенбардами, во фраке и белых перчатках величаво наблюдает за сценой, выпуская Каренину навстречу поезду. Рядом с ним на постаменте, прикрыв обнаженную грудь, присела та самая Жизель из фильма «Формула любви», помните? Скульптура Галатеи (Прасковьи Тулуповой) снималась и в «Служебном романе», и в «Старом Новом году», и в «Вассе». Теперь вот и для «Анны Карениной» сгодилась.

— Хороший дубль, не знаю, что еще добавить? — объявляет в рацию Карен Шахназаров.

— Может мне вот здесь быстрее повернуться? — вернувшись и встав перед зеркалом, предлагает Лиза Боярская. — Когда говорю, что еду на станцию. Чтобы это выглядело эмоциональнее.

Куда уж ярче, хочется крикнуть. Почти трехминутный диалог проигрывают без остановок и склеек — на одном дыхании. При том, что фирменные длинные диалоги Льва Толстого оставили практически без правки.

— Мы стараемся быть максимально близкими к Толстому, — поясняет режиссер. — Конечно, мы придумали свой сценарий для проекта, который выйдет и в полном метре, и в виде сериала. В этой версии «Анны Карениной» мы чуть изменили финал за счет композиции. Основывались не только на первоисточнике, но и на повести Викентия Вересаева «Записки врача. На японской войне». У нас фильм не заканчивается самоубийством Анны Карениной. Зрители увидят как бы продолжение романа глазами Вронского, который отправляется на русско-японскую войну, а спустя 30 лет встречается с сыном Анны и Каренина.

Тайна детей Карениных

Алексей Каренин с новорожденной Анной. Иллюстрация Михаила Щеглова к роману Льва Толстого «Анна Каренина». 1914 год

Анна не готова к разводу, и Вронский просит о помощи Долли. Главный его аргумент в пользу развода — это дети:

В законодательстве XIX века, как и сегодня, существовала так называемая презумпция законности, согласно которой младенец, появившийся на свет у родителей, состоявших в законном браке (как Анна Каре­нина и ее супруг), указывался в метрике как законнорожденный. Ребенок числился законным до тех пор, пока путем особого церковного или судебного разби­рательства не было доказано обратное. Именно поэтому маленькая Аня получила фамилию «отца по закону».

При желании Каренин мог начать процесс по признанию «прижитой» супругой девочки незаконной, но шансов выиграть дело было мало. Единственным аргу­ментом в пользу истца была невозможность его встреч с Анной Аркадьев­ной в то время, когда был зачат ребенок (по законам того времени — 306 дней). Это можно было доказать при условии, если бы чета Карениных жила все это время в разных городах или если бы один из супругов находился под особым надзо­ром (в больнице или тюрьме). Но Каренины жили вместе, а значит, малень­кая Аня в этом случае не имела шансов стать Вронской. Единственной возможно­стью Вронского узаконить свою дочь был развод Карениных. Но, к сожалению, с ним ситуация была не менее сложной.

Единственным поводом для развода Анны и Алексея Александровича могло быть прелюбодеяние: российское законодатель­ство второй половины XIX — начала XX века называло это «оскорбление святости брака» и фактом «половой связи одного из супругов с лицом посторон­ним, все равно — состоя­щим в браке или свободным». После болезни Анны, едва не приведшей к смерти, Каренин по-христиански простил ей измену и согла­сился отпустить, сфальсифицировав развод, то есть взяв вину прелюбодеяния на себя. Таким образом, он позволил Анне сохранить репутацию, в дальнейшем выйти замуж за Вронского и дать его фамилию маленькой Ане (после удочерения). Именно на такой исход и надеял­ся Вронский. Но сама Каренина, а затем и ее муж отказа­лись от такого решения проблемы.

Разорвать отношения с мужем Каренина смогла бы, только взяв вину на себя. Но в этом случае рождение маленькой Ани стало бы следствием преступной связи, а таких детей нельзя было узаконить или усыно­вить. Подтвердив свою измену в суде, Каренина обрекла бы себя на пожиз­нен­ное безбрачие (это было отме­нено лишь в мае 1904 года), не смогла бы официально выйти замуж за Врон­ского, а их будущие дети считались бы незаконнорож­денными и не имели бы права носить фамилию отца.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector