24 апреля: протопоп аввакум, «волга-волга» и геноцид армян

Тайные армяне

Навигатор опять сбился с курса. Азиатская часть Стамбула — один бесконечно клонированный квартал, растянувшийся на сотню километров от Босфора в сторону Анатолии. Среди минаретов, безликих многоэтажек, пластиковых бизнес-центров и парковок мы уже час разыскиваем старый двухэтажный домик. 

— Когда моя бабушка переехала сюда в 1924 году, тут была греческая деревня, — хозяин наконец-то встречает нас на пороге. — Это было тяжелое время для всех. Обмен населением. После Первой мировой и войны Турции за независимость греков отсюда насильно переселили в Салоники, а деревню заселили тамошние турки. Участки тут были дешевые. Семья моего отца переехала в Стамбул с Черного моря и могла себе позволить только выселки. 

Хозяин дома Яшар Курт — турецкая рок-звезда. В этом доме он вырос, в этом районе ходил в обычную школу с обязательным бронзовым бюстом Ататюрка во дворе — «отца турков», основателя республики и примера для учеников. Мать-мусульманка вечно молится. Отец вечно молчит. Неприметная турецкая семья. Яшар вырос, сделал музыкальную карьеру в Германии, долго рефлексировал о положении турков в Европе и вдруг накануне 40-летия узнал, что он вовсе не тот, кем считал себя все эти годы. 

Кадр из фильма «Legacy of silence»
Яшар Курт

— Я отправился в музыкальное турне по Армении. И там все было удивительно знакомо — люди так похожи на меня. И еще больше — на моего отца! Музыка. Обрывки фраз из детства. Интонации. Как будто я всегда ждал этого момента.

Когда Яшар вернулся, на семейном совете ему раскрыли тайну, которую тщательно оберегали сорок лет: он — армянин. 

— Никогда прежде я не видел ни одного армянина. Никогда не слышал, чтобы кто-нибудь говорил по-армянски. Мои родители вели очень замкнутый образ жизни. Они вообще ни с кем не общались, кроме членов семьи. Никаких отношений с соседями, никаких друзей.

Про свою семью рассказывали только одно: жили на Черном море. Уехали, когда дед упал с вишни и умер. Чуть раньше еще одно вишневое дерево рухнуло и задавило брата. История странная, но чего только в жизни не бывает. Судьба.

— До этого про геноцид я почти ничего не знал. В школе нас учили, что в Османской империи всегда были проблемы с армянами. Во время Первой мировой они будто бы заключили договор с русскими. И за это — для их же безопасности — были высланы из Анатолии. Что было дальше, учителя никогда не рассказывали.

Дальше, с 1915 по 1923 годы были расстрелы, новые депортации, смерти от жажды и голода по дороге — всего погибло до 1,5 млн человек. Термин «геноцид» впервые появился для описания именно армянской трагедии в Османской империи, еще до холокоста.

Фото: Henry Morgenthau
Умершие на дороге. Такие сцены были обычны во всех армянких провинциях весной и летом 1915 года. Смерть от истощения, голода или казни на дороге — так были уничтожены большинство беженцев

Потихоньку детали семейной истории Яшара начали проясняться. До 1915 года его предки жили недалеко от озера Ван. Когда началась резня, бежали на Черное море. Дед погиб — и вишня была, конечно, ни при чем. Отец с десяти лет работал на каменоломне. Потом бабушка забрала его в Стамбул. Семье пришлось принять ислам и навсегда замолчать о своем прошлом.

— В моем детстве никто не использовал даже слово «армянин». Армян вокруг не было — были только турки, мусульмане. Нас так учили в турецкой школе. Мы думали, что все люди на свете — мусульмане.

Мустафа Кемаль Ататюрк подвел черту под обсуждением национального вопроса еще в 1927 году. В программной речи, которая длилась несколько дней, он ясно выразил свою, каноническую версию истории. Турецкая нация закалялась в борьбе за независимость: врагами были Запад и его «марионетки» — нацменьшинства. Для армян, курдов и греков в коллективном мифе о государстве роль была раз и навсегда определена. Статья 301 уголовного кодекса Турции до сих пор запрещает критическое обсуждение кемалистской версии истории — это называется «оскорбление турецкости». Дебаты в обществе оказались заморожены на долгие годы.

— После того как я открыто объявил о своих армянских корнях, крестился и начал петь на армянском языке, многие фанаты отвернулись от меня, друзья перестали звонить, — рассказывает Яшар. — С другой стороны, армянская диаспора тоже не спешила заключить меня в объятия: для них я чужак. Я дёнме — половина. Получеловек, недочеловек. Я знаю это чувство, оно преследует меня всю жизнь. Я жил в Берлине, я был турком в Берлине. Fremd. Чужой. Жить в Турции армянином — это значит иметь много-много проблем.

Геноцид в культуре[править | править код]

Искусствоправить | править код

В творчестве известной американской рок-группы System of a Down, состоящей из четырех музыкантов, армян по происхождению, часто затрагивается тематика геноцида армян. Каждый год группа совершает концертный тур «Souls» («Души») для привлечения внимания к тематике геноцида. В свой дебютный альбом группа включила песню о геноциде армян — «P.L.U.C.K.» («Политически лгущие нечестивые трусливые убийцы»). В тексте буклета диска написано: «SOAD посвящает эту песню памяти полутора миллионов жертв геноцида армян, проводимого турецким правительством с по середину 1920-ых». Некоторые другие песни, в частности «X» (Toxicity) и «Holy Mountains» («Святые Горы», Hypnotize), также посвящены теме геноцида армян.

Файл:NytArmeniangenocide.jpg Османское правительство преднамеренно уничтожает миллион армян.New York Times, Дек. 15, 1915

Американский композитор и певец Дэниел Деккер был подвержен критике из-за сотрудничества с армянским композитором Арой Геворгяном. Песня «Адана», названая по имени города, армянское население которого подверглось резне одним из первых, повествует историю геноцида армян. Музыку на слова Деккера написал Ара Геворгян. Ведущий религиозный журнал и веб-портал Европы «Cross Rhythms» написал об «Адане» следующее: «Очень редко горечь бесчисленных страданий выливается в такое изумительное произведение». Дэниел Деккер был официально приглашён армянским правительством, для исполнения этой песни 24 апреля в Ереване, на концерте, посвященном мероприятиям по случаю 90-ой годовщины геноцида армян. В настоящее время «Адана» переведена и записана на 17 языках.

Тема геноцида армян также затрагивается в кинематографе и литературе. Этой теме посвящен фильм Атома Эгояна «Арарат» (). Известные итальянские режиссёры, Витторио и Паоло Тавиани, планируют снять фильм о Геноциде по книге Антонии Арслан «La Masseria Delle Allodole» («Ферма жаворонков»). Первым фильмом о геноциде армян является картина «Ravished Armenia» («Изнасилованная Армения») (1919), но к сожалению, до наших дней от неё сохранился лишь 15-минутный отрывок.

Свыше одного миллиона армянских беженцев было рассеяно по всему миру. Цветом выделены государства и штаты, официально признавшие геноцид армян.

Самое известное литературное произведение на тему геноцида армян — роман Франца Верфеля «Сорок дней Муса-дага», изданный в и впоследствии отмеченный нацистскими властями как «нежелательный». Книга стала бестселлером, а голливудская студия MGM решила снять фильм по этой книге, но осуществлению данной идеи дважды помешала Турция. Съёмки фильма подошли к концу в году несмотря на нападки со стороны турецкого правительства, однако его художественная ценность сомнительна. Курт Воннегут в написал вымышленную историю «Синяя Борода», в которой геноцид армян также является главной темой. Луи де Бернье использует место и время геноцида армян в качестве фона в его новелле «Птицы без крыльев», которую некоторые критики считают скорее протурецкой. Еще одна книга, в которой также затрагивается тематика геноцида армян — «Das Marchen vom letzten Gedanken» («История последней мысли») Эдгара Хилсенрата, изданная в .

Ричард Калиновски поставил пьесу «Животное на луне», которая повествует о двух людях переживших геноцид армян.

Мемориальный комплекс «Цицернакаберд»править | править код

В году, в 50-ю годовщину геноцида, в Армении возникла идея создания мемориала. Через два года, в Ереване, на возвышающемся над ущельем реки Раздан холме Цицернакаберд была завершена постройка мемориального комплекса (архитекторы С. Калашян и В. Хачатрян). 44-метровая стела символизирует возрождение армянского народа. 12 плит, символизирующие собой 12 потерянных провинций, входящие в настоящее время в состав Турции, образуют конус, в центре которого, на глубине 1,5 метров горит вечный огонь. Рядом со стелой находится стометровая стена с названиями городов и деревень, в которых происходила резня.

В году в другом конце парка был открыт музей геноцида (архитекторы Калашян и Мкртчян), посвящённый этим ужасным событиям. В музее представлены некоторые снимки, сделанные германскими фотографами (в том числе Армином Вегнером), а также их публикации. Недалеко от музея находится аллея, где иностранные государственные деятели сажают деревья в память о жертвах геноцида.

Каждый год 24 апреля, в День памяти жертв геноцида армян, сотни тысяч людей поднимаются на холм к мемориальному комплексу и возлагают цветы (обычно гвоздики и тюльпаны) к вечному огню. Благодаря усилиям армянских диаспор, по всему миру построено множество памятников жертвам геноцида.

Армяне в Османской империи

Армянский народ в империи был низведен до статуса второго сорта. Армянам не разрешалось ездить верхом или носить оружие. И даже запрещалось носить определенные цвета. Они не имели права подавать жалобу на мусульманина. Армянин также не мог занимать государственную должность, и даже не могли давать показания в суде.

Эта дискриминация не ограничивалась армянами. Немусульмане, такие как ассирийцы, греки и евреи, также рассматривались как граждане второго сорта.

Поскольку армянам было отказано в возможности участвовать в жизни страны, они занялись ремеслами, торговлей и различными секторами экономики. Однако даже эти отрасли промышленности не были свободны от притеснений.

Армянские погромы 1894 –1896 гг.

Вскоре после завершения Берлинского конгресса стало понятно, что
султан Абдул Гамид II не намерен проводить в Западной Армении какие-либо
реформы. Более того, в районы, населенные преимущественно армянами
и другими христианскими народами, в массовом порядке переселялись
мусульмане с Балкан и Кавказа, курды. Из года в год усиливались
поборы с армянского населения. Зачастую, собрав подати, турецкие
чиновники через несколько дней возвращались в ту же деревню и, угрожая
арестами и пытками, вновь вымогали уже уплаченный налог. Армянские
крестьяне были обязаны принимать на зимовку мусульман-кочевников,
по несколько дней в году принимать на постой правительственных чиновников
со всеми сопровождающими их лицами, выполнять бесплатные дорожные
работы. С другой стороны, представители турецких властей на местах
мало что делали для защиты армян от нападений курдов и черкесов,
а зачастую сами же и стояли за набегами на армянские деревни.

В начале 1894 г. вновь был поднят вопрос об осуществлении 61-й
статьи Берлинского Конгресса, поводом для чего послужило восстание
армян Сасуна, начавшееся в том же году. Восстание было вызвано попытками
турецких властей покончить с полуавтономным статусом Сасуна, а также
спровоцированными властями армяно-курдскими столкновениями. При
подавлении восстания турецкими войсками и отрядами курдов было вырезано
более 10000 армян.

11 мая 1895 года, послы великих держав потребовали от султана Абдул-Гамида
II проведения реформ (т.н. “Майские реформы”) с целью защитить армян
от нападений и грабежей. Султан, как всегда, не спешил выполнять
требования послов.

Пик армянских погромов пришелся на период после демонстрации 18
сентября 1895 г., проведенной в районе турецкой столицы Баб Али
(там была расположена резиденция султана). Во время демонстрации
прозвучали требования осуществить «майские реформы». Солдатам был
отдан приказ о разгоне демонстрантов. В последовавшем за разгоном
погроме погибло более 2000 армян. Начатая турками расправа над армянами
Константинополя вылилась в тотальную резню армян по всей Малой Азии.

Летом следующего года группа армянских гайдуков предприняла отчаянную
попытку привлечь внимание Европы к невыносимому положению армянского
населения посредством захвата Имперского Оттоманского Банка — центрального
банка Турции. В урегулировании инцидента участвовал первый драгоман
русского посольства В

Максимов. Он заверил, что великие державы
окажут необходимое для проведения реформ давление на Высокую Порту,
и дал слово, что участникам акции будет предоставлена возможность
беспрепятственно покинуть страну на одном из европейских кораблей.
Его условия были приняты, однако захват банка не только не разрешил
проблему армянских реформ, но наоборот, усугубил ситуацию. Не успели
участники захвата покинуть страну, как в Константинополе начался
санкционированный властями погром армян. В результате трехдневной
резни погибли по разным оценкам от 5000 до 8700 человек.

В период 1894–96 гг. в Османской империи было уничтожено около
300 000 христиан: в основном армян, но также ассирийцев и греков.

Новые армяне

Фото: AFP/East News
Кумкапы

В отличие от Саматьи с ее рыбными ресторанами, район Кумкапы вокруг армянского патриархата — классическое гетто. Днем на грязных улочках суетятся «челноки» и слоняются без дела курды и эмигранты из Африки. По вечерам — наркотики, проституция, иногда стрельба.

Когда-то это был один из богатейших районов города, где жили армянские купцы и ювелиры. Об этой исчезнувшей цивилизации напоминает только затейливая лепнина на заброшенных домах.

— Атлантида, — вздыхает мой экскурсовод Гагик. — Все лучшее в Стамбуле построили армяне. Дворец султана Долмабахче — семья Бальян. Голубая мечеть — армянин Синан! А теперь что? Посмотри вокруг. Ну кто так строит?

Сейчас здесь тоже селятся армяне, только новые — приехавшие в Стамбул недавно, на заработки.

— Много армян сюда едет. Много. Всегда люди едут туда, где работа есть. А что, русские никуда не едут? Турки не едут? Кому деньги не нужны?

Вокруг — поддельные «найки» и «адидасы» — продукция подпольных обувных фабрик, на которых в основном и работают армянские иммигранты. Большинство из них находятся здесь нелегально.

Фото: AFP/East News
Кумкапы

Сам Гагик — директор фирмы грузоперевозок, доставляющей товар на продажу в Армению, — уже шесть лет живет без паспорта. Он утверждает, что ни разу за это время у него не было проблем с полицией.

— Во-первых, меня тут все знают. Во-вторых, арест или депортация армянина моментально стала бы политической историей, и властям совсем не хочется в это ввязываться. Да и от торговли между Турцией и Арменией все только выигрывают.

В офисе Гагика свалены коробки и мешки — сегодня он отправляет автобус в Ереван. Границы закрыты, поэтому автобус поедет через Грузию и привезет на местные рынки брендовую одежду только через три дня.

— Торговый оборот большой. Таких фирм, как у меня, на районе десять. Надо крутиться.

Над рабочим столом — портрет Ататюрка и огромный, на всю стену, турецкий флаг. Гагик жалуется, что армянские клиенты часто не понимают, зачем он все это повесил.

Фото: Игорь Макаров
Гагик

— Есть закон. По закону в любом общественном месте должен быть портрет. Это не армянский офис. Это турецкий офис турецкой фирмы, которая работает с Арменией. И хорошо бы всем чуть лучше понимать, как устроена жизнь с обеих сторон границы. А то рассказывают потом небылицы: мол, в Турции армянам до сих пор жизни нет.

Ближе к вечеру в офис к Гагику заходят знакомые. Бывший тренер сборной Армении по гандболу Степан (сейчас он торгует обувью) сокрушается: на районе до сих пор нет ни клуба, ни армянского ресторана — общаться тут не очень принято, вокруг люди без прошлого. Как-то повелось, что старожилы встречаются у Гагика — у него хотя бы всегда есть коньяк из Армении.

— Один мне говорит: «Ты турецкий хлеб кушаешь, ты турецкую воду пьешь»! А сам уже сколько лет сидит в Ереване без работы.

Ни Гагик, ни Степан в ближайшее время в Армению возвращаться не собираются: бизнес идет нормально, а в Армении — родственники, которых надо содержать.

Разговор постепенно заходит за жизнь и неизбежно выруливает на самую актуальную перед 24 апреля тему. 

— Это невозможно отрицать, и я как армянин хочу, чтобы они это признали. Но геноцид этот кто сделал? Те, тогдашние власти. Народ не сделал геноцида. Но расплачивается народ. Нам и детям расплачиваться. Все равно придется торговать, разговаривать, границы открывать. Все равно соседи. Того, что было сто лет назад, не вернешь!

МАССОВЫЕ УБИЙСТВА И ДЕПОРТАЦИИ

Повинуясь приказам центрального правительства в Константинополе, региональные власти при пособничестве местного гражданского населения устраивали массовые расстрелы и депортации. Сотрудники военных органов и служб безопасности, а также их сторонники уничтожили большинство армянских мужчин трудоспособного возраста, а также тысячи женщин и детей.

Во время конвоируемых переходов по пустыне выжившие старики, женщины и дети подвергались самовольным нападениям со стороны местных властей, банд кочевников, преступных группировок и гражданских лиц. В ходе этих нападений происходили грабежи (например, жертв раздевали догола, забирали у них одежду и подвергали их досмотру полостей тела в поиске ценностей), совершались изнасилования, похищения молодых женщин и девушек, вымогательства, пытки и убийства.

Сотни тысяч армян погибли, так и не добравшись до назначенного лагеря. Многие из них были убиты или похищены, другие совершили самоубийства, также огромное количество армян погибло от голода, обезвоживания, отсутствия крова или болезней по пути к месту следования. В то время как некоторые жители страны стремились оказать помощь высланным армянам, гораздо больше рядовых граждан убивали или истязали конвоируемых.

Кем были младотурки?

Известно, что это была западная конфессия турецкой партии «Комитет Союза и Прогресса», которая в основном состояла из:
Талаат-паша (министр внутренних дел и великий визирь)
Энвер-паша (военный министр)
Джемаль-паша (морской министр и губернатор Сирии)
Доктор Назим и доктор Шакир (два главных идеолога партии)

Их режим пришел к власти, жестоко уничтожив все оппозиционные и либеральные партии.

Партия сумела создать сеть надежных и лояльных людей, которые всегда будут подчиняться руководству и его приказам.

Иными словами, партия полностью контролировала буквально все, что происходило в Турции. Таким образом, им было легко совершить крупномасштабный геноцид, когда появилась такая возможность.

24 апреля — день памяти?

Некоторые из армянской интеллигенции были арестованы и казнены в ночь на 24 апреля 1915 г.

Ночь 24 апреля 1915 года отмечена как первая фаза геноцида армян. Он часто характеризуется как «элитицид» (например, геноцид), который относится к депортации и уничтожению целевой группы, а именно армянской интеллигенции, в этот день.

В течение 72 часов было арестовано и казнено более 250 учителей, врачей, писателей, юристов, политиков, правительственных чиновников и других интеллектуалов. Основная причина для нацеливания на эту конкретную группу заключалась в том, что они могли стать ядром будущей оппозиции и сопротивления.

В частности, только в Стамбуле 2345 армянских интеллектуалов были арестованы, подвергнуты пыткам и казнены в последующие недели.

Соответственно, эта дата помечена как начало геноцида и является его ежегодным днем поминания.

Итоги геноцида

Хотя основная часть геноцида армян была осуществлена между 1915 и 1916 годами, она продолжалась до 1923 года. В целом, около 1,5 миллионов армянского населения были депортированы, подвергнуты жестокому обращению и массовым убийствам.

Не говоря уже о женщинах и девочках, которые были изнасилованы, похищены или проданы на рабских рынках турецким и курдским гаремам. Кроме того, многие из них покончили с собой, чтобы избежать этой участи.

Фактически, геноцид армян можно охарактеризовать как «успешный геноцид», потому что политика молодого турка по очистке Турции и созданию «Турции для турок» была успешной.

Геноцид армян: у очевидцев есть, что рассказать

Было много свидетелей, которые позже рассказали об этих ужасных событиях и даже сняли некоторые кадры того, что произошло.

Среди тех очевидцев были врачи, медсестры, христианские миссионеры, школьные и университетские преподаватели из Германии, Австрии, США, Швеции, Дании и Норвегии, которые работали в Турции.

Не говоря уже о том, что было много иностранных офицеров и солдат Османской армии, иностранных послов и дипломатов, которые были свидетелями этих ужасных событий. Некоторые из них опубликовали отчеты, книги, мемуары и фотографии событий.

Одним из наиболее убедительных доказательств являются кадры, предоставленные немецким писателем Армином Вегнером.

Служа в немецких вооруженных силах, он начал документировать все, что происходило в этот период. Вегнер позже заявил:

«Рискну заявить о своем праве предстать перед вами эти картины нищеты и ужаса, которые я наблюдал в течение почти двух лет и которые никогда не будут стерты из моей памяти».

Однако он не остановился на том, чтобы просто фотографировать. Он написал открытое письмо президенту США Вудро Вильсону с просьбой поддержать армян. Геноцид армян: хочет ли Турция взять на себя ответственность?

МЛАДОТУРЕЦКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ

В июле 1908 года фракция, которая именовала себя младотурками, захватила власть в столице Османской империи Константинополе. Младотурками являлись преимущественно офицеры и чиновники балканского происхождения, пришедшие в 1906 году к власти в тайном обществе, известном под названием «Единение и прогресс», и трансформировавшие его в политическое движение.

Младотурки стремились к введению либерального конституционного режима, не связанного с религией, который поставил бы в равные условия все народности. Младотурки считали, что немусульмане интегрировались бы в турецкую нацию, если бы были уверены, что такая политика приведет к модернизации и процветанию.

Вначале казалось, что новое правительство сможет устранить некоторые причины социального недовольства армянской общины. Но весной 1909 года армянские демонстрации с требованием об автономии переросли в насилие. В городе Адана и его окрестностях солдатами Османской армии, нерегулярными войсками и гражданскими лицами было убито 20 тыс. армян; от рук армян же погибло до 2 тыс. мусульман.

В период с 1909 по 1913 год активисты движения «Единение и прогресс» стали все сильнее склоняться к резко националистическому видению будущего Османской империи. Они отвергали идею полиэтнического «османского» государства и стремились к созданию культурно и этнически однородного турецкого общества. Многочисленное армянское население Восточной Анатолии являлось демографическим препятствием на пути к достижению этой цели. После нескольких лет политических потрясений 23 ноября 1913 года в результате государственного переворота лидеры партии «Единение и прогресс» получили диктаторскую власть.

Русско-турецкая война 1877–78 гг. Сан-Стефанский мирный договор. Берлинский конгресс и возникновение Армянского вопроса.

Поводом для русско-турецкой войны 1877–1878 гг. послужили восстания
против османского ига в Боснии и Герцеговине (1875–1876 гг.) и Апрельское
восстание в Болгарии (1876 г.), потопленное турками в крови. К концу
1877 г. после упорных боев на Балканском фронте русские
войска освободили Болгарию, a в начале 1878 г. находились уже на
подступах к Константинополю. На Кавказском фронте были взяты Баязет,
Ардаган, город-крепость Карс.

Вскоре Турция капитулировала, и в городке Сан-Стефано 19 февраля
(3 марта по новому стилю) был подписан мирный договор с Россией.
В 16-й статье договора впервые официально рассматривалась проблема
безопасности армянского населения Османской империи, и поднимался
вопрос о проведении административных реформ в Западной Армении.

Опасаясь усиления российского влияния, Британия и Австро-Венгрия
сделали все возможное, чтобы сорвать осуществление Сан-Стефанского
договора. Для пересмотра договора летом 1878 г. по требованию этих
держав был созван Берлинский конгресс, во время которого Россия
была вынуждена пойти на значительные уступки, в том числе и в Армянском
вопросе. Из Западной (Турецкой) Армении выводились русские войска,
тем самым армяне лишались единственной реальной гарантии своей безопасности.
Хотя в 61-й статье Берлинского трактата все еще говорилось о реформах
в Западной Армении, но каких-либо гарантий их выполнения уже не
было. Из-за этого впоследствии резко ухудшилось и без того нелегкое
положение армян в Турции.

История региона

Армяне жили на южном Кавказе с VII века до нашей эры и боролись за контроль над другими группами, такими как монгольская, русская, турецкая и персидская империи. В IV веке царствующий царь Армении стал христианином. Он утверждал, что официальной религией империи является христианство, хотя в VII веке нашей эры все страны, окружающие Армению, были мусульманами. Армяне продолжали практиковать христиан, несмотря на то, что их много раз завоевывали и принуждали жить под жестким правлением.

Корни геноцида армян лежат в распаде Османской империи. На рубеже 20-го века некогда широко распространенная Османская империя рушилась по краям. Османская империя потеряла всю свою территорию в Европе во время Балканских войн 1912-1913 годов, создавая нестабильность среди националистических этнических групп.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector